Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:01, реферат
Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.
Департамент
образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
города Москвы
«Московский городской педагогический
университет»
Институт педагогики и психологии образования
Реферат по Детской практической психологии на тему
«Проблема детской агрессивности»
Москва 2012 год
Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.
Вербальная агрессия
1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:
жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал» и пр.)
демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);
агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).
2) Прямая вербальная агрессия
представляет собой
дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросёнок», «Жора-обжора»;
оскорбления («Жир-трес», «Урод», «Дебил»).
Физическая агрессия
1) Косвенная физическая агрессия
направлена на принесение
разрушение продуктов
уничтожение или порча чужих вещей (Например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения; или ребёнок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слёзы её владельца).
2) Прямая физическая агрессия
представляет собой
символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание
(например, один ребёнок показывает
кулак другому, или пугает его)
реальная агрессия - непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.
Об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.
Типы агрессивных детей
Гиперактивно-агрессивный
Агрессивно-обидчивый и
Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения".
Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.
Причины
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию. Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
Когда родители уделяют ребёнку мало внимания, он, в свою очередь,
пытается его привлечь, а родители быстрее
реагируют, когда что-то не так. Разбил,
поломал, подрался, огрызнулся – повод
для часовых лекций. Ругают, но всё же замечают!
Получил пятёрку, нарисовал картину, собрал
игрушки – только сухое «молодец!». А что
происходит в душе ребёнка, насколько
ему необходима помощь родителей именно
сейчас, именно в этой ситуации, взрослые
не задумываются, не обращают внимания,
для них это не столь значимо. Вот и остаётся
ребёнок в своём одиночестве напуганным,
с чувством ненужности, безысходности.
И как следствие – неадекватные, агрессивные
поступки, привлекающие к себе внимание.
Когда
родители слишком много уделяют внимания
ребёнку, он становится
избалованным, привыкает, что всё вокруг
только для него. И если каприз не выполнен,
то родители получают наказание в виде
агрессии ребёнка: истерики, крика, плача.
Такое манипулирование взрослыми быстро
даёт нужный результат и остаётся привычной
формой воздействия, которая впоследствии
распространяется и на других окружающих.
Когда
родители между собой в постоянном конфликте, ребёнок находится
в атмосфере злости, постоянных обид и
претензий. Иногда и он попадает под «горячую
руку», и ему достаётся ни за что, или родители
начинают манипулировать им, перетягивать
как канат, каждый на свою сторону. Жизнь
в постоянном напряжении, пример агрессивного
общения самых дорогих для него людей
мамы и папы, в конце концов, и в нём формирует
опыт использования ситуаций в свою пользу
и агрессивное отношение ко всем окружающим.
Когда
родители чрезмерно контролируют ребёнка. Многочисленные
нельзя, не ходи, не делай, не говори –
становятся причиной подавляемого гнева,
а любое накопление ищет выход. Здесь агрессивность
ребёнка – завуалированный протест против
ситуации его постоянного подчинения.
А, как известно, лучшая защита – нападение.
Это недоверие к нему, ребёнок переносит
на окружающий мир, и защищается даже тогда,
когда на него никто и не нападает.
Когда
родители не принимают и не уважают личность
ребёнка. Некорректная
и нетактичная форма замечаний, непринятие
действий и поступков ребёнка. Безразличие
и враждебность, маскируемая обидой на
поведение ребёнка, однозначно вызывают
неадекватные реакции. Ребёнок старается
любыми способами доказать, что имеет
право на существование, на свою точку
зрения. Он пытается завоевать признание
и любовь родителей, и делает это, как правило,
агрессивно.
Похожие ситуации могут складываться
и в школе, в процессе общения с учителями,
с одноклассниками и другими учениками.
Желание отстоять свою позицию приводит
к агрессивному противостоянию.
Неуверенность
в собственной безопасности. Проявления агрессивности
могут быть совершенно не мотивированными,
т.е. ребёнок подсознательно ждёт нападения,
неприятностей. Это может проявляться,
в тех случаях, когда такие ощущения передавались
внутриутробно, от мамы, слишком беспокоящейся
за себя и ребёнка. Он видит вокруг опасность
и готов защищаться, может ответить агрессией
даже на безобидное прикосновение. Страх
и неуверенность в собственной безопасности
зачастую управляют поведением ребёнка,
не позволяют адекватно воспринимать
ситуацию. Он, как ёжик, всегда наготове
иголки.
Недовольство
собой. Ребёнок с заниженной
самооценкой, неуверенный в своём поведении,
действиях, автоматически встаёт в позицию
защиты. Он не доверяет себе, и, соответственно,
не доверяет миру. Живёт в постоянной обиде
и раздражительности, с ожиданием того,
что кто-то причинит ему вред. Во всех негативных
поступках, своих в том числе, обвиняет
окружающих. Все, только не он! Не умея
любить себя, ребёнок не умеет любить других.
Стремление зарекомендовать себя среди
сверстников. Привлечь внимание,
завоевать лидирующие позиции, получить
желаемый результат,- всё это даётся не
просто. Боится, значит уважает. Этот принцип
работает в любом коллективе, и достигается
такое уважение через силу, агрессивное
проявление себя. Иногда такое проявление
может остаться на уровне ситуативного,
но всё чаще становится привычным. Так
проще удерживать свои позиции, защитить
себя.
Есть ситуативные
причины агрессивного поведения, они связаны
с внешними факторами воздействия на ребёнка:
Температура воздуха, теснота в помещении,
неприятные запахи, громкие звуки, некоторые
продукты питания. Также может повлиять
состояние ребёнка: плохое самочувствие,
перевозбуждение, переутомление.
У каждого человека агрессия может проявляться
в двух формах: недеструктивная
агрессивность ивраждебная деструктивность. В первом случае,
ребёнок достигает желаемого, используя
агрессивные выпады, при этом, достигнув
цели, он успокаивается и меняет тактику.
Вторая форма предполагает агрессивное
поведение как норму общения, с получением
удовольствия от жестоких действий. В
этом случае агрессивность перерастает
в черту личности.
Как правило, деструктивность агрессивного
поведения, дети чувствуют сами и стараются
справиться с ней. Взрослые, наблюдая за
ребёнком, выделяют отклонения в поведении
и приходят в таких ситуациях на помощь,
но, иногда, наоборот, усугубляют их от
непонимания механизма поведения с агрессивными
проявлениями детей.
Признаки
Агрессивный ребёнок:
Часто теряет контроль над собой;
Часто спорит, ругается со взрослыми;
Часто отказывается выполнять правила;
Часто специально раздражает людей;
Часто винит других в своих ошибках;
Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
Часто завистлив, мстителен;
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Портрет
Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает
себя отверженным, никому не нужным. Жестокость
и безучастность родителей
Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».
Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.