Проблема детской агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:01, реферат

Описание работы

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Работа содержит 1 файл

Агрессивные дети.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

             Департамент образования города Москвы 


   Государственное образовательное учреждение высшего   

 

         профессионального образования   города Москвы 

     «Московский городской педагогический университет» 

           Институт педагогики и психологии образования

 

 

 

 

                                  

                   

         Реферат по Детской практической психологии на тему

                         «Проблема детской агрессивности»

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнила:

 

                                                                                              Прохорова Анна         

                                                                                     

                                                                                              3 ДОШ-О-Д

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

                   Москва 2012 год

 

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)

Агрессивное поведение уже в  дошкольном возрасте принимает разнообразные  формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь  прямые и косвенные формы.

Вербальная агрессия

1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:

жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков  постель не убрал» и пр.)

демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);

агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там  сидеть один»).

2) Прямая вербальная агрессия  представляет собой оскорбления  и вербальные формы унижения  другого. Традиционными «детскими»  формами прямой вербальной агрессии  являются:

дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросёнок», «Жора-обжора»;

оскорбления («Жир-трес», «Урод», «Дебил»).

Физическая агрессия

1) Косвенная физическая агрессия  направлена на принесение какого-либо  материального ущерба другому  через непосредственные физические  действия. В дошкольном возрасте  это могут быть:

разрушение продуктов деятельности другого (Например, один ребёнок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги);

уничтожение или порча чужих  вещей (Например, мальчик наносит  удары по столу товарища и улыбается  при виде его возмущения; или ребёнок  силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слёзы её владельца).

2) Прямая физическая агрессия  представляет собой непосредственное  нападение на другого и нанесение  ему физической боли и унижение. Она может принимать символическую  и реальную форму.

символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание

(например, один ребёнок показывает  кулак другому, или пугает его);

реальная агрессия - непосредственное физическое нападение (драка), которая  у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.

Об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие  ей переживания. Выявление мотивов  агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.

Типы агрессивных детей

Гиперактивно-агрессивный ребенок. Двигательно-расторможенным детям  труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.

Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.


Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством  защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения".

 

Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность  к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины  могут быть в неблагоприятных  условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

 

Причины

Причины появления агрессии у детей  могут быть самыми разными. Возникновению  агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию. Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.


  • 1.«Семейные» причины детской агрессии:

 
Когда родители уделяют ребёнку мало внимания, он, в свою очередь, пытается его привлечь, а родители быстрее реагируют, когда что-то не так. Разбил, поломал, подрался, огрызнулся – повод для часовых лекций. Ругают, но всё же замечают! Получил пятёрку, нарисовал картину, собрал игрушки – только сухое «молодец!». А что происходит в душе ребёнка, насколько ему необходима помощь родителей именно сейчас, именно в этой ситуации, взрослые не задумываются, не обращают внимания, для них это не столь значимо. Вот и остаётся ребёнок в своём одиночестве напуганным, с чувством ненужности, безысходности. И как следствие – неадекватные, агрессивные поступки, привлекающие к себе внимание. 
 
Когда родители слишком много уделяют внимания ребёнку, он становится избалованным, привыкает, что всё вокруг только для него. И если каприз не выполнен, то родители получают наказание в виде агрессии ребёнка: истерики, крика, плача. Такое манипулирование взрослыми быстро даёт нужный результат и остаётся привычной формой воздействия, которая впоследствии распространяется и на других окружающих. 
 
Когда родители между собой в постоянном конфликте, ребёнок находится в атмосфере злости, постоянных обид и претензий. Иногда и он попадает под «горячую руку», и ему достаётся ни за что, или родители начинают манипулировать им, перетягивать как канат, каждый на свою сторону. Жизнь в постоянном напряжении, пример агрессивного общения самых дорогих для него людей мамы и папы, в конце концов, и в нём формирует опыт использования ситуаций в свою пользу и агрессивное отношение ко всем окружающим. 
 
Когда родители чрезмерно контролируют ребёнка. Многочисленные нельзя, не ходи, не делай, не говори – становятся причиной подавляемого гнева, а любое накопление ищет выход. Здесь агрессивность ребёнка – завуалированный протест против ситуации его постоянного подчинения. А, как известно, лучшая защита – нападение. Это недоверие к нему, ребёнок переносит на окружающий мир, и защищается даже тогда, когда на него никто и не нападает. 
 
Когда родители не принимают и не уважают личность ребёнка. Некорректная и нетактичная форма замечаний, непринятие действий и поступков ребёнка. Безразличие и враждебность, маскируемая обидой на поведение ребёнка, однозначно вызывают неадекватные реакции. Ребёнок старается любыми способами доказать, что имеет право на существование, на свою точку зрения. Он пытается завоевать признание и любовь родителей, и делает это, как правило, агрессивно. 
Похожие ситуации могут складываться и в школе, в процессе общения с учителями, с одноклассниками и другими учениками. Желание отстоять свою позицию приводит к агрессивному противостоянию.

  • 2.«Личные» причины детской агрессии:

 
Неуверенность в собственной безопасности. Проявления агрессивности могут быть совершенно не мотивированными, т.е. ребёнок подсознательно ждёт нападения, неприятностей. Это может проявляться, в тех случаях, когда такие ощущения передавались внутриутробно, от мамы, слишком беспокоящейся за себя и ребёнка. Он видит вокруг опасность и готов защищаться, может ответить агрессией даже на безобидное прикосновение. Страх и неуверенность в собственной безопасности зачастую управляют поведением ребёнка, не позволяют адекватно воспринимать ситуацию. Он, как ёжик, всегда наготове иголки. 
 
Недовольство собой. Ребёнок с заниженной самооценкой, неуверенный в своём поведении, действиях, автоматически встаёт в позицию защиты. Он не доверяет себе, и, соответственно, не доверяет миру. Живёт в постоянной обиде и раздражительности, с ожиданием того, что кто-то причинит ему вред. Во всех негативных поступках, своих в том числе, обвиняет окружающих. Все, только не он! Не умея любить себя, ребёнок не умеет любить других. 
 
Стремление зарекомендовать себя среди сверстников. Привлечь внимание, завоевать лидирующие позиции, получить желаемый результат,- всё это даётся не просто. Боится, значит уважает. Этот принцип работает в любом коллективе, и достигается такое уважение через силу, агрессивное проявление себя. Иногда такое проявление может остаться на уровне ситуативного, но всё чаще становится привычным. Так проще удерживать свои позиции, защитить себя.

  • 3.Ситуативные причины детской агрессии :

Есть ситуативные причины агрессивного поведения, они связаны с внешними факторами воздействия на ребёнка: Температура воздуха, теснота в помещении, неприятные запахи, громкие звуки, некоторые продукты питания. Также может повлиять состояние ребёнка: плохое самочувствие, перевозбуждение, переутомление. 
 
У каждого человека агрессия может проявляться в двух формах: недеструктивная агрессивность ивраждебная деструктивность. В первом случае, ребёнок достигает желаемого, используя агрессивные выпады, при этом, достигнув цели, он успокаивается и меняет тактику. 
Вторая форма предполагает агрессивное поведение как норму общения, с получением удовольствия от жестоких действий. В этом случае агрессивность перерастает в черту личности. 
Как правило, деструктивность агрессивного поведения, дети чувствуют сами и стараются справиться с ней. Взрослые, наблюдая за ребёнком, выделяют отклонения в поведении и приходят в таких ситуациях на помощь, но, иногда, наоборот, усугубляют их от непонимания механизма поведения с агрессивными проявлениями детей. 

 

Признаки

 Агрессивный ребёнок:

Часто теряет контроль над собой;

Часто спорит, ругается со взрослыми;

Часто отказывается выполнять правила;

Часто специально раздражает людей;

Часто винит других в своих ошибках;

Часто сердится и отказывается сделать что-либо;

Часто завистлив, мстителен;

Чувствителен, очень быстро реагирует  на различные действия окружающих (детей  и взрослых), которые нередко раздражают его.


Портрет

Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает  себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Вот как описывает Н.Л. Кряжева  поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».

Агрессивные дети очень часто подозрительны  и настороженны, любят перекладывать  вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут  сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения  у родителей.

Информация о работе Проблема детской агрессивности