Признаки одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:18, лекция

Описание работы

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Работа содержит 1 файл

Признаки одаренности.docx

— 20.26 Кб (Скачать)

5. Проблемы одаренных  детей

Целый ряд психологических  исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в  целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем  в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой  обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного  личностного и профессионального  самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются  их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий  для развития их творческих потенций.

Наиболее часто  встречаются проблемы:

- общения, социального  поведения,

- дислексия - слабое развитие речи

- эмоционального  развития,

- дисинхронизация развития

- физического  развития,

- саморегуляции,

- отсутствие  творческих проявлений,

- трудность профессиональной  ориентации,

- дезадаптации

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать  личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении  его проблем.

РАБОТА ПО ПОДПРОГРАММЕ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Творческий потенциал  ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. в связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.РАБОТА ПО ПОДПРОГРАММЕ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» 
1.Концепция программы. 
Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи , памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы.  
 
 
 
Условно выделяем три категории одаренных детей: 
 
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте) 
 
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ) 
 
3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психологического склада, незаурядными умственными резервами (чаще всего встречаются в старшем школьном возрасте . 
 
 
 
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: 
 
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; 
 
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности; 
 
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 
 
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; 
 
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. 
 
 
 
Цели и задачи работы с одаренными детьми 
 
Выявление одаренных детей 
 
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: 
 
· знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; 
 
· обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование; 
 
· накопление библиотечного фонда по данному вопросу; 
 
· знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; 
 
· проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности. 
 
 
 
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей 
 
Для реализации второй цели решаем следующие задачи:  
 
· отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; 
 
· предоставление возможностей совершать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу
 
 
 
Стратегия работы с одаренными детьми 
 
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. 
 
 
 
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. 
 
Этот этап (1-4 й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учение под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. 
 
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. в связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских. 
 
Урочная и внеурочная деятельность строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени. 
 
 
 
II этап – диагностический (5-9 классы) 
 
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. 
 
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. 
 
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактом , сколько идеям и способам, методом, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. 
 
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы : «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д. 
 
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способности, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра. 
 
 
 
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. 
 
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникативного пространства. Исходя из этого формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в средней школе: 
 
· индивидуализированные формы учебной деятельности; 
 
· выработка проектно-исследовательски>х навыков (проектная методика) 
 
· самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности  
( профильные классы); 
 
· четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле. 
 
 
 
Условия успешной работы с одаренными учащимися 
 
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 
 
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. 
 
Признание коллективом педагогов и руководством того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ. 
 
 
 
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: 
 
· учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направленно на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным ;  
 
· учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; 
 
· учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства , которое следует ценить, уважать и оберегать; 
 
· учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. 
 
Учитель должен быть: 
 
· увлечен своим делом; 
 
· способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; 
 
· профессионально грамотным; 
 
· интеллектуальным, нравственным и эрудированным; 
 
· проводником передовых педагогических технологий; 
 
· психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; 
 
· знатоком во всех областях человеческой жизни. 
 
Формы работы с одаренными учащимися: 
 
· Творческие мастерские; 
 
· Групповые занятия по классам с сильными учащимися; 
 
· Факультативы; 
 
· Кружки по интересам; 
 
· Конкурсы; 
 
· Интеллектуальный марафон; 
 
· Участие в олимпиадах; 
 
· Работа по индивидуальным планам; 
 
· Занятия в профильных классах 
 
Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.

Информация о работе Признаки одаренности