Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 23:02, доклад
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.
Приобщение детей
к театрализованной деятельности
Приобщение детей к театрализованной
деятельности способствует освоению мира
человеческих чувств, коммуникативных
навыков, развитию способности к сопереживанию.
С первыми театрализованными действиями
малыши знакомятся очень рано в процессе
разнообразных игр-забав, хороводов. При
прослушивании выразительного чтения
стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться
разные возможности для того, чтобы обыграть
какой - либо предмет или событие, пробуждая
фантазию ребёнка. Например, я на прогулке
говорю, увидев ворону: "Посмотрите,
какая красивая и любопытная ворона прилетела.
Она сидит на ветке и каркает, это она с
вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся
и тоже поздороваемся. А теперь полетаем
и покаркаем, как ворона".
С театрализованными представлениями
дети могут познакомиться при просмотре
спектаклей, цирковых представлений, спектакля
кукольного театра как в постановке профессиональных
артистов, так и педагогов, родителей,
старших детей. В повседневной жизни я
использую разнообразные кукольные театры
(бибабо, теневой, пальчиковый, настольный),
а также обычные игрушки для инсценировки
знакомых детям стихов и сказок ("Репка",
"Теремок", "Колобок", "Курочка
Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию
в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное.
Детям раннего возраста сложно произнести
текст роли полностью, поэтому они проговаривают
некоторые фразы, изображая жестами действия
персонажей. Например, при инсценировании
сказки "Репка" малыши "тянут"
репку, при разыгрывании сказки "Курочка
Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают,
как мышка хвостиком махнула и пищат за
неё. Малыши могут не только сами исполнять
некоторые роли, но и действовать кукольными
персонажами. В процессе таких игр-инсценировок,
действуя вместе со взрослым и подражая
ему, малыши учатся понимать и использовать
язык мимики и жестов, совершенствуют
свою речь, в которой важными составляющими
являются эмоциональная окраска и интонация.
Очень важно само желание ребёнка участвовать
в игре-инсценировке, его эмоциональное
состояние. Стремление детей показать,
что испытывает персонаж, помогает им
осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание
героям инсценировок развивает чувства
ребёнка, представления о плохих и хороших
человеческих качествах.
Занятия театральной деятельностью с
детьми развивают не только психические
функции личности ребёнка, художественные
способности, творческий потенциал, но
и общечеловеческую способность к межличностному
взаимодействию, творчеству в любой области,
помогают адаптироваться в обществе, почувствовать
себя успешным. Взрослый призван помогать
ребёнку открывать черты прекрасного
в окружающем мире, приобщать его к доступным
видам художественно-эстетической деятельности
Характеристика
театрализованных игр
Игра - наиболее доступный и интересный
для ребёнка способ переработки, выражения
эмоций, впечатлений. Детство проходит
в мире ролевых игр, помогающих ребёнку
освоить правила и законы взрослых. Игры
можно рассматривать как импровизированные
театральные постановки, в которых кукла
или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки,
мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется
возможность побывать в роли актёра, режиссёра,
декоратора, бутафора, музыканта, поэта
и тем самым самовыразиться. Каждый ребёнок
играет свою роль по-своему, но все копируют
в своих играх взрослых. Поэтому в детском
саду театрализованной деятельности уделяется
особое значение, всем видам детского
театра, что поможет сформировать правильную
модель поведения в современном мире,
повысить культуру ребёнка, познакомить
его с детской литературой, музыкой, изобразительным
искусством, правилами этикета, обрядами,
традициями. Театрализованная игра - одно
из эффективных средств социализации
дошкольника в процессе осмысления им
нравственного подтекста литературного
произведения, участия в игре, создающей
благоприятные условия для развития чувства
партнёрства. В ходе совершенствования
диалогов и монологов, освоения выразительности
речи наиболее эффективно происходит
речевое развитие. Театрализованная игра
- это действия в заданной художественным
произведением или заранее оговоренной
сюжетом реальности, т. е. она может носить
репродуктивный характер. Театрализованная
игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая
и театрализованные игры имеют общую структуру:
замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация,
роль, ролевое действие, правила. Творчество
проявляется в том, что ребёнок передаёт
свои чувства в изображаемом действии,
художественно передаёт замысел, варьирует
своё поведение в роли, по-своему использует
предметы и заменитель в игре. Различие
между сюжетно-ролевой и театрализованной
игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой
игре дети отражают жизненные явления,
а в театрализованной берут сюжеты из
литературных произведений. В сюжетно-ролевой
игре нет конечного продукта, результата
игры, а в театрализованной может быть
такой продукт - поставленный спектакль,
инсценировка. Особенность театрализованной
игры - литературная или фольклорная основа
содержания и наличие зрителей. В театрализованных
играх игровое действие, предмет, костюм
или кукла имеют большое значение, так
как облегчают принятие ребёнком роли,
определяющей выбор игровых действий.
Образ героя, его основные черты действия,
переживания определены содержанием произведения.
Творчество ребёнка проявляется в правдивом
изображении персонажа. Для этого надо
понять персонаж, его поступки, представить
его состояние, чувства, уметь анализировать
и оценивать действия. Это во многом зависит
от опыта ребёнка: чем разнообразнее его
впечатления об окружающей жизни, тем
богаче воображение, чувства, способность
мыслить. При разыгрывании спектакля в
деятельности детей и настоящих артистов
много общего. Детей также волнуют впечатления,
реакция зрителей, результат (как изобразили).
Классификация театрализованных
игр
Существует несколько точек зрения на
классификацию игр, составляющих театрально-игровую
деятельность. По классификации Л.С. Фурминой
- это предметные (действующими лицами
являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные
(дети в образе действующего лица исполняют
взятую на себя роль). Театрализованную
игру исследователь Л.В. Артёмова делит
на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно
создаёт образ с помощью комплекса средств
выразительности (интонация, мимика. пантомима),
производит собственные действия исполнения
роли, исполняет какой либо сюжет с заранее
существующим сценарием, не являющимся
жёстким каноном, а служащим канвой, в
пределах которой развивается импровизация
(разыгрывание сюжета без предварительной
подготовки). Дети переживают за своего
героя, действуют от его имени, привнося
в персонаж свою личность. Именно поэтому
герой, сыгранный одним ребёнком, будет
совсем не похожа героя, сыгранного другим.
Игры-драматизации могут исполняться
без зрителей или носить характер концертного
исполнения. Если они разыгрываются в
обычной театральной форме (сцена, занавес,
декорации, костюмы и т. д.) или в форме
массового сюжетного зрелища - их называют
театрализациями.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей,
литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или
нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета
без предварительной подготовки.
Режиссёрские игры могут быть групповыми:
каждый ведёт игрушки в общем сюжете или
выступает как режиссёр импровизированного
концерта, спектакля. При этом накапливается
опыт общения, согласования замыслов и
сюжетных действий. В режиссёрской игре
ребёнок не является сценическим персонажем,
действует за игрушечного героя, выступает
в роли сценариста и режиссёра, управляет
игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в
соответствии с разнообразием театров
(настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый,
марионеток, теневой, на фланелеграфе
и др.) По мнению других исследователей
игры можно разделить на две основные
группы: сюжетно-ролевые (творческие) и
игры с правилами.
Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые
темы, с производственной тематикой, строительные
игры, игры с природным материалом, театрализованные
игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические
игры (игры с предметами и игрушками, словесные
дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические
игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные,
с элементами спорта). В играх с правилами
следует обращать внимание на сочетание
увлекательной задачи и активной деятельности
на основе умственного усилия; это мобилизует
интеллектуальный потенциал ребёнка.
Важное значение в возникновении у детей
театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая
игра. Особенность театрализованной игры
состоит в том, что со временем дети уже
не удовлетворяются в своих играх только
изображением деятельности взрослых,
их начинают увлекать игры, навеянными
литературными произведениями (на героическую,
трудовую, историческую тематику). Детей
больше увлекает сам сюжет, его правдивое
изображение, чем выразительность исполняемых
ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая
игра является своеобразным плацдармом,
на котором получает своё дальнейшее развитие
театрализованная игра.
В ряде исследований театрализованные
игры делятся по средствам изображения
в зависимости от ведущих способов эмоциональной
выразительности сюжета.
Информация о работе Приобщение детей к театрализованной деятельности