Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:45, реферат
Роль воспитания Коменский определял «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника. При этом имелось в виду сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду.
ПРИНЦИП
ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ
Все более приближаясь в своих идеях к природе, к естеству, Коменский пытается внедрить в метод воспитания принцип природосообразности, руководствуясь и человеческой природой в том числе.
«Я
задумал найти непоколебимое
основание науки о преподавании
и вот, после многих трудов, я нашел
их из непреложных законов природы,
которые и положены в обоснование
мною моей Великой Дидактики». Этот
принцип заключается в
Одним
из важнейших положений
Это
общенаучный принцип
Коменский
определял природосообразное
Роль воспитания Коменский определял «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника. При этом имелось в виду сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду.
Везде
есть свои закономерности: в природе,
в человеке. Так же есть определенный
порядок и в процессах
На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека от рождения до двадцати четырех лет. Этот проект был ориентирован на идею «учить всех всему», на рациональную организацию «массовой школы».
Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый.
1. Детство: от рождения до 6 лет включительно. Характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств.
2.
Отрочество: от 6 до 12 лет. Характеризуется
развитием памяти и
3.
Юность: от 12 до 18 лет. Помимо указанных
качеств, характеризуется
4. Возмужалость: от 18 до 24 лет. Характеризуется развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Таким образом,
Первый этап – упражнения преимущественно внешних чувств с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.
Второй этап – упражнения больше внутренних чувств, силы воображения и памяти путем изучения определенных предметов.
Третий этап – это развитие понимания и суждения обо всем материале, сообразно ощущениям, тоже при помощи определенных предметов.
Четвертый этап – развитие преимущественно того, что относится к области воли.
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.
Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области – академия.
В
плане содержания образования этот
принцип последовательного
По словам Коменского, не каждый склонен и способен одолеть весь путь к пансофии, тем более что академия предполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.
Обосновывая
идею школы родного языка, Коменский
постоянно имеет в виду природосообразности
развития ребенка. Естественными стремлениями
и условиями жизни человека аргументирует
Коменский необходимость в
Столь же естественным и необходимым, считает Коменский, в латинской школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также изучение «стрежневого предмета истории», истории естествознания, истории изобретений, истории морали, истории религиозных обрядов у разных народов, всеобщей истории.
Принцип
природосообразности направлен
на то, чтобы сделать процесс обучения
более жизненным и
Природосообразный метод Коменского ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.
Все учебные книги Я.А. Коменского, как и все его дидактические труды, пронизаны идеей пансофии, всеобщей мудрости, под которой он понимал знание всех вещей, реально существующих в мире.
Внешне эта идея Я.А. Коменского сходна с идеей энциклопедизма, распространенной в Европе его эпохи. На самом же деле идея пансофии Я.А. Коменского была гораздо глубже, она предполагала большее, чем овладение какими-то общими сведениями из различных областей действительности. Пансофия, в понимании Я.А. Коменского, — это отражение в сознании человека всего реально существующего, а не выдуманного мира со всеми его сложностями и противоречиями.
В общем, для понимания пансофических идей Я.А. Коменского, которые являются краеугольным камнем его педагогической концепции в целом, необходимо иметь в виду его основополагающую мысль о пангармонии, согласно которой все в мире органически связано между собой и отдельные части целого отражают в себе черты общего.
Проблема
пансофии у Я.А. Коменского рассматривалась
в его трудах весьма многогранно,
применительно же к его педагогической
системе она играла важнейшую
роль при решении вопроса как
о содержании образования, так и
об организации и методах
Однако, находясь в условиях той эпохи, будучи человеком глубоко религиозным, и к тому же проповедником в своей общине, он раскрывал цель воспитания в довольно компромиссной форме: каждый человек должен быть подготовлен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разумным созданием. Он должен, утверждал Я.А. Коменский в четвертой главе «Великой дидактики», все исследовать и давать всему имена и все исчислять, т.е. знать и иметь возможность назвать и понять, что находится в мире... Чтобы... ничто не было неизвестным в какой-либо как малой, так и в большой вещи... В самом деле, таким лишь образом человек будет в состоянии удержать за собой имя разумного существа, если он будет понимать разумные основания (устройство) всех вещей...
Быть владыкой всех созданий — это значит, приспособляя к надлежащему назначению все вещи, употреблять их с пользой для своих выгод, везде среди созданий вести себя царственно, т.е. с достоинством и святостью,... соблюдать дарованное достоинство,... свободно пользоваться всем для собственных услуг: хорошо знать, где, когда, каким образом и до какого предела нужно уступать ближнему, — словом, быть в состоянии разумно управлять движениями и действиями, внешними и внутренними, своими и чужими.
Наконец, быть образцом Божьим — значит в точности представлять совершенство своего прообраза.
Отсюда следует, что истинные требования, предъявляемые к человеку, заключаются в том, чтобы он был 1) знающим все вещи, 2) владыкою всех вещей и самого себя, 3) чтобы он себя и все возводил к Богу, источнику всех вещей. Если эти требования мы выразим тремя хорошо известными словами, то получим:
I. Научное образование.
II. Добродетель или нравственность.
III. Религиозность, или благочестие».
Формулируя эти три коренные задачи воспитания, Я.А. Коменский конкретизировал свою основополагающую идею об универсальности воспитания, имеющую в его педагогической концепции и философское, и сугубо практическое значение.
Из этих
положений Я.А. Коменского вытекало
и его конкретное требование, чтобы
во всяком благоустроенном обществе
создавались и функционировали
школы как воспитательно-