Принципы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:42, реферат

Описание работы

Проблема принципов обучения всегда занимала умы многих выдающихся педагогов всего мира. Тем не менее и на сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражается это в том, что до сих пор не определены исходные основания к разработке номенклатуры принципов обучения; не разработаны научные основы системы принципов обучения, их соподчиненности, иерархии.

Содержание

1. Понятие и сущность принципов обучения
2



2. Система принципов обучения


4

3. Характеристика принципов обучения
5

4. Взаимосвязь принципов обучения
10

5. Используемая литература
12

Работа содержит 1 файл

реферат 3.docx

— 34.25 Кб (Скачать)

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материалах точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я.А. Коменский дал несколько правил этого принципа:

  • переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);
  • переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Непосильный для данного  возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учение, ослабевает волевое  усилие и как следствие - падает работоспособность  школьников. Но и излишнее упрощение  учебного материала, системы заданий  приводит к падению интереса учащихся к учению, искусственно тормозится развитие учащихся. Это экспериментально доказано и теоретически обосновано в дидактических системах В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В.В. Давыдов пришел к заключению, что обучение уже  в начальной школе надо начинать не с простого, близкого, а с общего и главного, не с элементов, частей, а со структуры, с целого.

Л.В. Занков ввел принцип  обучения на высоком уровне трудности. Но и он отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего развития, т.е. на том уровне, которого ребенок  может достичь под руководством взрослого.

Следовательно, недоступность  обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных  учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала, и от методического  структурирования его, характера, структуры  организуемой учителем деятельности учащихся, применяемых педагогом методов  обучения.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр. Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции ТА. Ильиной, подразделить на:

  • естественную наглядность (предметы объективной реальности);
  • экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
  • объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
  • изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
  • звуковую наглядность (магнитофон);
  • символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
  • внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).

Однако использование  наглядности должно быть в той  мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с  предметами должны вести к очередной  ступени развития, стимулировать  переход от конкретно-образного  и наглядно-действенного мышления к  абстрактному, словесно-логическому.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении — один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Учащиеся должны осознавать личностную значимость учения и владеть  приемами учебной работы, умениями оперирования знаниями в вариативных  ситуациях учебной деятельности.

Активности и сознательности учащихся в процессе обучения можно  добиться, если:

  • опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте — познавательные интересы, профессиональные склонности;
  • включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;
  • использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;
  • стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:

  • прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;
  • для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия;
  • прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;
  • прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип прочности в первую очередь связывается со смысловой  памятью, на основе которой в обучении ранее усвоенные знания, навыки и  умения вводятся в структуру личного  опыта школьника, а также с  самостоятельным добыванием знаний, которые прочно оседают в сознании и постепенно переходят в убеждения.

Реализация принципа прочности  обучения в реальной педагогической практике осуществляется через упражнения в применении знаний, навыков и  умений, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления  и т.п.

Принцип рационального  сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. В процессе обучения учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: в походах, поездках, кружках, клубах, различных объединениях по интересам и других.

 

Взаимосвязь принципов  обучения

Как видно, принципы современной  дидактики образуют систему, целостное  единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана  с реализацией других: активность и систематичность с прочностью, доступность с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, как  его понимает современная дидактика. Они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса от целеполагания до анализа результатов.

Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление ведущего принципа — принципа единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Именно эта направленность всей системы на решение задач воспитания и выступает первым интегративным свойством системы. Другим ее свойством является направленность на достижение гармоничности педагогических влияний.

В представленную систему  принципов обучения не включены непосредственно  общепедагогические принципы гуманизации, информатизации, комплексного подхода, оптимизации и другие, но их требования отражены в содержании образования  и дидактических принципах. Это  в полной мере относится и к  общим принципам организации  деятельности: предвидение и целеполагание, соответствия методов целям и  содержанию, зависимости управленческих решений от конкретных условий, контроля; коррекции и других.

При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, то есть отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе принципы теряют определенность, конкретность и превращаются в общие  положения, несомненно верные, но не дающие конкретных дидактических ориентиров. Таковы, например, сформулированные некоторыми дидактами принципы создания необходимых  условий для обучения, сочетания  различных методов и средств  обучения в зависимости от его  задач, сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. Слово  «обучение» в этих формулировках  легко можно заменить названием  многих других видов деятельности. Однако это не означает, что поиски современных ученых-педагогов, их стремление дать подлинно научное обоснование  системы принципов обучения, сформулировать новые принципы организации обучения в школе теряют свою актуальность и значимость. Об этом убедительно  говорят результаты научных исследований и разработок Л.В. Занкова, В.К. Дьяченко, Л.М. Фридмана и других.

Обобщая все изложенное в  настоящей главе, можно сделать  следующие выводы и рекомендации для учителя:

  1. Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
  2. Учителю - целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации по воплощению в жизнь системы основных законов и стратегических идей, составляющих ядро современной концепции школьного образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).
  3. Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

 

1. Педагогика: Учебное пособие (под ред. Пидкасистого П.И.) Изд. 3-е, доп., перераб . Автор: Воронов В.В., Журавлев В.И., Краевский В.В. и др.,2002-640с.

2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

 


Информация о работе Принципы обучения