Принципы образовательного права

Автор: v*******@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 14:08, реферат

Описание работы

Образовательное право в полной мере обладает и таким признаком отрасли права, как комплекс принципов, общих положений, действующих в пределах отрасли образовательного права. В теории права под правовым принципом понимается общее поло-жение, высказывание, которое имеет обязательное значение и подлежит применению при регулировании конкретных отношений как в процессе правотворчества, так и на стадии реализации норм права (См. подробнее В.М. Сырых. 79. С.63-70).

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 34.47 Кб (Скачать)

Примечательно, что  большая часть законов об образовании, приня-тых государствами-участниками СНГ и странами Балтии, не признает по-ложения о свободе и плюрализме в качестве принципа государственной политики в сфере образования или образования. Это положение закрепле-но лишь в законах Российской Федерации и Азербайджанской Республики и тем не менее оказывается решающим в определении правового статуса всех субъектов образовательных отношений, приобретая в пределах пред-мета образовательного права всеобщий характер. Свобода, понимаемая как возможность осознанного выбора опреде-ленного правомерного или юридически безразличного поведения, в сфере образования получает конкретное содержание применительно к специфике правового статуса каждого субъекта образовательных отношений: обу-чающегося, педагогического работника и образовательного учреждения. Свобода обучающегося выражается в возможности выбора уровня образования, профессии, квалификации, образовательного учреждения и формы образования. Для педагогических работников свобода означает прежде всего право на выбор и использование методик обучения и воспи-тания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся. Мера свободы образовательного учреждения, понимается как принцип его автономности и закрепляется ст. 32 Закона РФ “Об обра-зовании”. Мера академической свободы образовательных учреждений высших учебных заведений определяется Федеральным законом «О выс-шем и послевузовском профессиональном образовании». Поскольку свобода субъектов образовательных отношений не без-гранична, а проявляется лишь в рамках, установленных законом, то прин-цип свободы, сформулированный в общем виде, не соответствует действи-тельному содержанию ее меры в сфере образования, порождает иллюзию полной свободы субъектов. Образование как деятельность, осуществляе-мая коллективно и нуждающаяся в конкретных формах организации и ко-ординации, накладывает известные и достаточно жесткие границы свобо-ды. Обучающийся, если он всерьез думает о получении качественного об-разования, должен думать не столько о своей свободе, сколько об умении подчинять себя учебной дисциплине, посещать лекции, своевременно вы-полнять практические занятия, проходить промежуточную и итоговую ат-тестацию. Не способен вкусить всех прелестей свободы и педагогический работник, над которым домокловым мечом висит опасность быть уволен-ным работодателем по основаниям, предусмотренным законом. Не сво-бодным оказывается и образовательное учреждение, финансируемое госу-дарством или органами местного самоуправления. В связи с тем, что содержание принципа свободы в образовании ши-ре действительной свободы, которая предоставляется субъектам образова-тельных отношений, определение данного принципа образовательного права надлежит редакционно уточнить, назвав его свободой в образова-нии (правом обучающихся на выбор образовательного учреждения и фор-мы образования, академическими свободами педагогических работников и образовательных учреждений). Плюрализм образования представляет собой разновидность свободы в нем. Он характеризует меру свободы деятельности образовательных уч-реждений и педагогических работников, их право на разнообразие педаго-гических технологий, организационно-правовых форм, видов и типов об-разовательных учреждений, методов организации и управления образова-тельными учреждениями. Плюрализм в образовании создает дополнитель-ные условия для реализации наклонностей обучающихся, выбора наиболее приемлемых для них форм и методов обучения, позволяет образователь-ному учреждению успешно адаптироваться к быстро меняющейся жизни, созданию широкого спектра образовательных услуг. Все это позволяет рассматривать плюрализм в качестве одного из принципов образователь-ного права. Меру плюрализма в образовании конкретизируют принципы свет-ского характера обучения, независимости образования от партий, общест-венно-политических движений и организаций и идеологических установок, возможности факультативного морально-религиозного воспитания. Принципы, утверждающие независимость образования от партий, общественно-политических движений и организаций и идеологических ус-тановок, обусловлены стремлением постсоветских государств воспрепят-ствовать возрождению коммунистической партии и ее приходу к государ-ственной власти. Однако лишенные конкретного адресата, эти принципы превратились в юридическую фикцию, реализовать которую система обра-зования не в состоянии. Современную систему образования трудно представить без активно-го участия в деятельности образовательных учреждений профсоюзных ор-ганизаций, молодежных организаций и движений, педагогических и иных советов, родительских комитетов и иных органов местной самодеятельно- 

сти. И вполне правомерно, Федеральный закон «О высшем и послевузов-ском профессиональном образовании» признал в качестве одного из ос-новных компонентов структуры высшего и послевузовского образования общественные и государственно-общественные объединения (творческие союзы, профессиональные ассоциации и др.). Эфимерным оказался и запрет на идеологические установки. Гума-нитаризация образования, рассматриваемая большинством законов важ-нейшим направлением современного образования, неизбежно связана с изучением серии общественных наук и философии, которые вне идеологи-ческих оценок не существуют. Таким образом, принципы, согласно кото-рым сфера образования должна быть свободна от общественных организа-ций, движений и идеологий, не соответствуют существующим реалиям и не могут восприниматься в качестве принципов образовательного права. Заметим, что законом РФ «Об образовании» запрещены только создание и деятельность в государственных и муниципальных образовательных учре-ждениях организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций. Принцип светского характера образования является логическим про-должением принципа, закрепленного ст. 14 Конституции РФ, согласно ко-торому Российская Федерация признается светским государством и не ус-танавливает никакой религии в качестве государственной или обязатель-ной. В настоящее время этот принцип выступает преградой на пути всяко-го рода попыток проникновения церкви в систему образования Российской Федерации. Однако государства, которые не признают себя в конституции светскими, могут устанавливать в законах об образовании права образова-тельных учреждений на обучение той или иной религии, ибо никакого противоречия между конституцией и принципом образования в данном случае не имеется. Таким образом, образовательное право может быть представлено со-вокупностью из шести принципов: 1) общедоступность образования; 2) обязательность основного общего образования; 3) бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профес-сионального и высшего профессионального образования; 4) государствен-ная социальная помощь обучающимся; 5) свобода и плюрализм в образо-вании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и фор-мы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям); 6) светский характер образо-вания. Обладая специфическими принципами, образовательное право имеет и свой понятийный аппарат ? развитую номенклатуру понятий, отра-жающих все многообразие образовательных отношений, их сложную и по-ливариантную структуру. Понятийный аппарат каждой отрасли, как и ее предмет правового регулирования, носит, комплексный характер и состоит из понятий: 1) заимствованных из общей теории права и государства и других социальных наук; 2) принадлежащих другим отраслям права; 3) других отраслей права, получивших конкретизацию, применительно к осо-бенностям предмета правового регулирования отрасли; 4) собственно от-расли права. Наличие понятийного аппарата служит дополнительным ква-лифицирующим признаком правомерности претензий массива норм права на роль отдельной отрасли права. Основной понятийный ряд образовательного права, по нашему мне-нию, образуют такие понятия, отражающие основные элементы образова-тельного отношения, как «образование», «обучающийся», «образователь-ное учреждение”, «образовательная организация», «педагог». В свою оче-редь, каждое из названных понятий образует самостоятельный понятий-ный ряд. Так, понятийный ряд «образование» состоит из понятий «уровень образования», «форма образования», «документ об образовании». В поня-тийный ряд «обучающийся» входят такие понятия, как «обучающийся в общеобразовательном учреждении», «воспитанник», «студент», «аспи-рант», «докторант», «адъюнкт» и др. В числе специфических понятий, об-разующих понятийный ряд «образовательного учреждения», можно на-звать «лицей», «техникум», «университет», «академия», «институт». Весьма своеобразен и понятийный ряд «педагог», в который входят поня-тия «профессор», «доцент, «старший преподаватель», «ассистент»” и т д. Собственный понятийный аппарат образовательного права сущест-венно дополняют и развивают понятия других отраслей права, получившие в данной отрасли специфическое содержание. Например, «орган управле-ния» - это понятие административного права. Но понятие «орган управле-ния образованием» - это все же понятие образовательного права, хотя его родовая основа лежит в другой отрасли права. Такие «комплексные» поня-тия образуются на стыке образовательного, гражданского, трудового, со-циального и других отраслей права и существенно дополняют его собст-венный понятийный аппарат. В конечном итоге современная номенклатура понятий образовательного права в полной мере отражает специфику ее предмета и метода 

правового регулирования  и позволяет законодателю без  какого-либо труда формулировать  нормативные предписания, способные  полно и всесторонне отразить специфику регулируемых ими отношений. Для образовательного права, имеющего собственную теоретическую основу в виде его принципов и развитой номенклатуры понятий, характер-на своя структура т.е. устойчивая система связей на уровне норм права, объединенных в правовые институты, которые образуют единое целое – отрасль.

Информация о работе Принципы образовательного права