Автор: v*******@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 14:08, реферат
Образовательное право в полной мере обладает и таким признаком отрасли права, как комплекс принципов, общих положений, действующих в пределах отрасли образовательного права. В теории права под правовым принципом понимается общее поло-жение, высказывание, которое имеет обязательное значение и подлежит применению при регулировании конкретных отношений как в процессе правотворчества, так и на стадии реализации норм права (См. подробнее В.М. Сырых. 79. С.63-70).
Примечательно, что
большая часть законов об образовании,
приня-тых государствами-участниками
СНГ и странами Балтии, не признает по-ложения
о свободе и плюрализме в качестве принципа
государственной политики в сфере образования
или образования. Это положение закрепле-но
лишь в законах Российской Федерации и
Азербайджанской Республики и тем не менее
оказывается решающим в определении правового
статуса всех субъектов образовательных
отношений, приобретая в пределах пред-мета
образовательного права всеобщий характер.
Свобода, понимаемая как возможность осознанного
выбора опреде-ленного правомерного или
юридически безразличного поведения,
в сфере образования получает конкретное
содержание применительно к специфике
правового статуса каждого субъекта образовательных
отношений: обу-чающегося, педагогического
работника и образовательного учреждения.
Свобода обучающегося выражается в возможности
выбора уровня образования, профессии,
квалификации, образовательного учреждения
и формы образования. Для педагогических
работников свобода означает прежде всего
право на выбор и использование методик
обучения и воспи-тания, учебных пособий
и материалов, учебников, методов оценки
знаний обучающихся. Мера свободы образовательного
учреждения, понимается как принцип его
автономности и закрепляется ст. 32 Закона
РФ “Об обра-зовании”. Мера академической
свободы образовательных учреждений высших
учебных заведений определяется Федеральным
законом «О выс-шем и послевузовском профессиональном
образовании». Поскольку свобода субъектов
образовательных отношений не без-гранична,
а проявляется лишь в рамках, установленных
законом, то прин-цип свободы, сформулированный
в общем виде, не соответствует действи-тельному
содержанию ее меры в сфере образования,
порождает иллюзию полной свободы субъектов.
Образование как деятельность, осуществляе-мая
коллективно и нуждающаяся в конкретных
формах организации и ко-ординации, накладывает
известные и достаточно жесткие границы
свобо-ды. Обучающийся, если он всерьез
думает о получении качественного об-разования,
должен думать не столько о своей свободе,
сколько об умении подчинять себя учебной
дисциплине, посещать лекции, своевременно
вы-полнять практические занятия, проходить
промежуточную и итоговую ат-тестацию.
Не способен вкусить всех прелестей свободы
и педагогический работник, над которым
домокловым мечом висит опасность быть
уволен-ным работодателем по основаниям,
предусмотренным законом. Не сво-бодным
оказывается и образовательное учреждение,
финансируемое госу-дарством или органами
местного самоуправления. В связи с тем,
что содержание принципа свободы в образовании
ши-ре действительной свободы, которая
предоставляется субъектам образова-тельных
отношений, определение данного принципа
образовательного права надлежит редакционно
уточнить, назвав его свободой в образова-нии
(правом обучающихся на выбор образовательного
учреждения и фор-мы образования, академическими
свободами педагогических работников
и образовательных учреждений). Плюрализм
образования представляет собой разновидность
свободы в нем. Он характеризует меру свободы
деятельности образовательных уч-реждений
и педагогических работников, их право
на разнообразие педаго-гических технологий,
организационно-правовых форм, видов и
типов об-разовательных учреждений, методов
организации и управления образова-тельными
учреждениями. Плюрализм в образовании
создает дополнитель-ные условия для реализации
наклонностей обучающихся, выбора наиболее
приемлемых для них форм и методов обучения,
позволяет образователь-ному учреждению
успешно адаптироваться к быстро меняющейся
жизни, созданию широкого спектра образовательных
услуг. Все это позволяет рассматривать
плюрализм в качестве одного из принципов
образователь-ного права. Меру плюрализма
в образовании конкретизируют принципы
свет-ского характера обучения, независимости
образования от партий, общест-венно-политических
движений и организаций и идеологических
установок, возможности факультативного
морально-религиозного воспитания. Принципы,
утверждающие независимость образования
от партий, общественно-политических движений
и организаций и идеологических ус-тановок,
обусловлены стремлением постсоветских
государств воспрепят-ствовать возрождению
коммунистической партии и ее приходу
к государ-ственной власти. Однако лишенные
конкретного адресата, эти принципы превратились
в юридическую фикцию, реализовать которую
система обра-зования не в состоянии. Современную
систему образования трудно представить
без активно-го участия в деятельности
образовательных учреждений профсоюзных
ор-ганизаций, молодежных организаций
и движений, педагогических и иных советов,
родительских комитетов и иных органов
местной самодеятельно-
сти. И вполне правомерно,
Федеральный закон «О высшем и послевузов-ском
профессиональном образовании» признал
в качестве одного из ос-новных компонентов
структуры высшего и послевузовского
образования общественные и государственно-общественные
объединения (творческие союзы, профессиональные
ассоциации и др.). Эфимерным оказался
и запрет на идеологические установки.
Гума-нитаризация образования, рассматриваемая
большинством законов важ-нейшим направлением
современного образования, неизбежно
связана с изучением серии общественных
наук и философии, которые вне идеологи-ческих
оценок не существуют. Таким образом, принципы,
согласно кото-рым сфера образования должна
быть свободна от общественных организа-ций,
движений и идеологий, не соответствуют
существующим реалиям и не могут восприниматься
в качестве принципов образовательного
права. Заметим, что законом РФ «Об образовании»
запрещены только создание и деятельность
в государственных и муниципальных образовательных
учре-ждениях организационных структур
политических партий, общественно-политических
и религиозных движений и организаций.
Принцип светского характера образования
является логическим про-должением принципа,
закрепленного ст. 14 Конституции РФ, согласно
ко-торому Российская Федерация признается
светским государством и не ус-танавливает
никакой религии в качестве государственной
или обязатель-ной. В настоящее время этот
принцип выступает преградой на пути всяко-го
рода попыток проникновения церкви в систему
образования Российской Федерации. Однако
государства, которые не признают себя
в конституции светскими, могут устанавливать
в законах об образовании права образова-тельных
учреждений на обучение той или иной религии,
ибо никакого противоречия между конституцией
и принципом образования в данном случае
не имеется. Таким образом, образовательное
право может быть представлено со-вокупностью
из шести принципов: 1) общедоступность
образования; 2) обязательность основного
общего образования; 3) бесплатность общего,
начального профессионального и на конкурсной
основе среднего профес-сионального и
высшего профессионального образования;
4) государствен-ная социальная помощь
обучающимся; 5) свобода и плюрализм в образо-вании
(право обучающихся на выбор образовательного
учреждения и фор-мы образования, академические
свободы педагогическим работникам и
автономия образовательным учреждениям);
6) светский характер образо-вания. Обладая
специфическими принципами, образовательное
право имеет и свой понятийный аппарат
? развитую номенклатуру понятий, отра-жающих
все многообразие образовательных отношений,
их сложную и по-ливариантную структуру.
Понятийный аппарат каждой отрасли, как
и ее предмет правового регулирования,
носит, комплексный характер и состоит
из понятий: 1) заимствованных из общей
теории права и государства и других социальных
наук; 2) принадлежащих другим отраслям
права; 3) других отраслей права, получивших
конкретизацию, применительно к осо-бенностям
предмета правового регулирования отрасли;
4) собственно от-расли права. Наличие понятийного
аппарата служит дополнительным ква-лифицирующим
признаком правомерности претензий массива
норм права на роль отдельной отрасли
права. Основной понятийный ряд образовательного
права, по нашему мне-нию, образуют такие
понятия, отражающие основные элементы
образова-тельного отношения, как «образование»,
«обучающийся», «образователь-ное учреждение”,
«образовательная организация», «педагог».
В свою оче-редь, каждое из названных понятий
образует самостоятельный понятий-ный
ряд. Так, понятийный ряд «образование»
состоит из понятий «уровень образования»,
«форма образования», «документ об образовании».
В поня-тийный ряд «обучающийся» входят
такие понятия, как «обучающийся в общеобразовательном
учреждении», «воспитанник», «студент»,
«аспи-рант», «докторант», «адъюнкт» и
др. В числе специфических понятий, об-разующих
понятийный ряд «образовательного учреждения»,
можно на-звать «лицей», «техникум», «университет»,
«академия», «институт». Весьма своеобразен
и понятийный ряд «педагог», в который
входят поня-тия «профессор», «доцент,
«старший преподаватель», «ассистент»”
и т д. Собственный понятийный аппарат
образовательного права сущест-венно
дополняют и развивают понятия других
отраслей права, получившие в данной отрасли
специфическое содержание. Например, «орган
управле-ния» - это понятие административного
права. Но понятие «орган управле-ния образованием»
- это все же понятие образовательного
права, хотя его родовая основа лежит в
другой отрасли права. Такие «комплексные»
поня-тия образуются на стыке образовательного,
гражданского, трудового, со-циального
и других отраслей права и существенно
дополняют его собст-венный понятийный
аппарат. В конечном итоге современная
номенклатура понятий образовательного
права в полной мере отражает специфику
ее предмета и метода
правового регулирования
и позволяет законодателю без
какого-либо труда формулировать
нормативные предписания, способные
полно и всесторонне отразить
специфику регулируемых ими отношений.
Для образовательного права, имеющего
собственную теоретическую