Применение символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:28, дипломная работа

Описание работы

Изучение иностранных языков составляет несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...………...3
Глава 1. Процесс формирования грамматических навыков английского языка на начальном этапе обучения
1.1.Возрастные особенности развития младших школьников…………………5
1.2. Этапы формирования грамматических навыков……………………….......7
1.3.Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке……………………………………………………………………………….9
1.4.Схемы – опоры, символы и их роль в обучении английскому языку……11
Вывод …………………………………………………………………………….13
Глава 2.Применение символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения
2.1.Методика проведения опытно-исследовательской работы…………………………………………………………………………….14
2.2.Диагностика уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса…………………………………………………………..15
2.3.Описание хода проведения опытно-исследовательской работы…………………………………………………………………………….17
2.4.Анализ и описание достигнутых результатов……………………………..19
Вывод……………………………………………………………………………. 21
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ВКР грамматические навыки.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

—  время  действия

 

На первом уроке учитель предложил детям рассказать о себе и своем друге, используя модели:

 9                                I am 9.


Ann           I am Ann.


                                                                       

                                      Kate    


I have a friend. She is Kate. She is 9.

 

     Данное  задание показало, что детям легко  с ним справиться, потому что,  во-первых, у них есть план, а  во-вторых, слабым ученикам легче  запомнить порядок слов в предложении.

     На последующих уроках закреплялось использование времени Present Simple, сравнивая и запоминая модели-схемы:


I live in Moscow.                                     He lives in Kiev.

 

 

Дети легко справлялись  с предложенными заданиями. Они  проявляли интерес и активность (см. Приложение №5)

При помощи схем развивались  навыки монологической речи (см. Приложение №6)

На следующем уроке  учащиеся выполняли аналогичные  задания, пользуясь помощью учителя. Затем, на последующих уроках задания  выполнялись  учениками самостоятельно.

На уроках английского  языка мы предлагали ученикам представить  грамматический материал в виде схемы. Пользоваться грамматическими таблицами, помещенными в учебниках и  справочниках, разрешалось лишь тогда, когда вся работа по составлению  грамматических схем проделана самими учащимися. Часто для некоторых членов предложения ребята придумывали символы или даже рисунки, облегчающие восприятие грамматических времен.

Так, например, при составлении схемы  для времени Present Continuous была выведена следующая формула:

                     2.4.Анализ и описание достигнутых результатов

        Для закрепления грамматического  материала данные схемы очень помогали учащимся, а необычные символы способствовали лучшему его усвоению. Так, по началу учащиеся пользовались схемами-опорами и символами для выполнения упражнений (см Приложение №3), а после 2 уроков необходимость в этом отпала. Это было выяснено путем проведения пятиминутного теста, с которым справились все ученики (см Приложение №4)   данным тестом проверялись следующие грамматические темы: глагол в present simple, в 3 ед. числе; модальный глагол can, to be в Present simple и Past simple.

Из проведённой работы видна положительная динамика: детей  с низким уровнем сформированности грамматических навыков не осталось. Число детей с высоким уровнем сформированности грамматических навыков увеличилось на одного учащегося. Они удачно справились со всеми предложенными им заданиями. Четверо детей показали средний уровень сформированности грамматических навыков. Таким образом, у большинства детей повысился уровень сформированности грамматических навыков на английском языке.

 

Фамилия, имя учащегося

Уровни сформированности грамматических навыков

низкий

средний

высокий

1

Войнич Артур

 

+

 

2

Вовченко Ксения

   

+

3

Вольная Елизавета

   

+

4

Колеса Анна

 

+

 

5

Разина Софья

   

+

6

Реунин Георгий

 

+

 

7

Цой Александр

   

+

8

Цымбалова Мария 

 

+

 

 

Вывод

 

Подводя итог нашей опытно – исследовательской  работы можно  сделать вывод об эффективности  использования символов как средства совершенствования грамматических навыков на английском языке у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения.

При проведении опытно –  исследовательской работы мы отмечали, что использование символов активизирует детей, собирает внимание и настраивает на эффективную работу на уроке, способствует совершенствованию грамматических навыков.

Нами также было замечено, что использование символов вызывает интерес у всех учащихся, вследствие чего заметно повышается желание  детей овладеть грамматической стороной английского языка. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что использование символов  на уроках английского языка на начальном этапе обучения является эффективным средством формирования и совершенствования грамматических навыков английского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Главной целью обучения грамматике в начальной школе является овладение грамматическими навыками.

Нам хотелось на практике проверить правильность нашего предположения  о том, что применение на уроках английского языка в начальных классах схем-опор и символов будет благоприятно влиять на совершенствование грамматических навыков.

С целью проверки правильности нашего предположения была организована и проведена опытно-исследовательская  работа в рамках преддипломной государственной практики. Базой практики являлась школа с углублённым изучением английского языка № 1241 ЦАО.

Констатирующий этап исследования показал, что у 2 учащихся низкий уровень, у 3 средний и у 3 высокий уровень развития грамматических навыков.

С целью повышения уровня развития грамматических навыков, был организован и проведён формирующий этап опытно-исследовательской работы с использованием схем-опор и символов, по окончании которого был сделан контрольный тест уровня сформированности грамматических навыков учащихся. По данным контрольного среза, четыре ученика имели средний уровень и четыре показали высокий уровень. Таким образом, в результате проведённой работы 37,5 % повысили свой уровень развития навыков чтения.

В связи с вышеизложенным можно сказать, что включение схем-опор и символов в уроки иностранного языка способствует успешному самодвижению учащихся в правильном построении предложений и текстов английского языка, расширению и закреплению английской грамматики.

Наша гипотеза была проверена и подтверждена на практике: формирование грамматических навыков английского языка у младших школьников будет успешнее, если в ходе обучения будут использованы схемы-опоры, символы.

Мы рекомендуем учителям английского языка на начальном  этапе обучения использовать схемы-опоры и символы для формирования, совершенствования и развития грамматических навыков на английском языке, так как учащимся данный метод работы помогает успешно овладевать грамматикой английского языка, вовлекает всех учащихся в работу и повышает их интерес к предмету «иностранный язык».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

      1. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М.: Высшая школа, 2002.

2. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков //Иностранные языки в школе, 2000. - № 5. – С. 22.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. лингводидактика и методика.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-336с.

4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1999. – 373 с.

5. Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в школе, 2001. - № 6.-С.120

6. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике //Иностранные языки в школе, 2002. - № 2.-С. 145

7. Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык //Иностранные языки в школе, 2000. - № 4.-с.134

8. Миролюбова А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. – Обнинск: Титул, 1999. – 112 с.

9. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение,2001.

10. Мухина В.С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2002. – 456 с.

      11. Немов Р.С. Психология. – Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 516 с.

12. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. – Уч. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2002.

 

13. Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Языкова  Н.В. Методика обучения английскому  языку 1-4 классы – М.: Просвещение,2008.-223с.

     14. Розенталь Д.Э., Теленкова М.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 2001.

15. Сергеева О.Е. Использование символов в работе с дошкольниками для формирования лексических и первичных грамматических умений в иностранном языке //Иностранные языки в школе, 2002. - № 6. – С. 52.

16. Соловова Е.Н. Методика обучения  иностранным языкам: базовый курс  лекций: пособие для студентов  пед. вузов и учителей/ Е.Н. Соловова.- 4-е изд.- М.: Просвещение,2006

      17. Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной иностранной речи //Иностранные языки в школе, 1999. - № 6.

       18. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.,Лениздат, 2000

       19. J.C. Richards , T.S. Rogers. Approaches and methods in Language Teaching.- Cambridge University Press, 1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Применение символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку