Приёмы педагогического воздействия на занятиях по педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:37, доклад

Описание работы

Совершенствование профессиональной-педагогической подготовки студентов к работе в школе как необходимый элемент включает обучение приёмам влияния на поступки и поведение детей. Созданию обстановки взаимодействия, сотрудничества воспитателей и воспитанников в значительной степени может помочь использование учителем в общении с детьми различных приёмов педагогического воздействия.

Работа содержит 1 файл

Статья.docx

— 19.05 Кб (Скачать)

 

 

    Приёмы педагогического воздействия на занятиях по педагогике

  

   Совершенствование профессиональной-педагогической подготовки студентов к работе в школе как необходимый элемент включает обучение приёмам влияния на поступки и поведение детей. Созданию обстановки взаимодействия, сотрудничества воспитателей и воспитанников в значительной степени может помочь использование учителем в общении с детьми различных приёмов педагогического воздействия.

   Прежде всего следует познакомить студентов с определением сущности приёма, который включает в себя особенности создаваемой воспитателем педагогической ситуации, содержанием мысли и чувств, которые становятся у школьника основой возникновения мотивов поведения и преодоления собственных недостатков.

   Что значит создать  новую педагогическую ситуацию? Практически вся школьная жизнь  состоит из более или менее  сложных ситуация, на которые учитель должен реагировать: опоздание ребенка на урок, невыполненное домашнее задание, ссора с одноклассником, невыполненное обещание и т.д. Бывают случаи более сложные. Перед учителем каждый раз возникает вопрос: как быть, как поступить? Использование приёма педагогического воздействия как одного из способов воспитательного влияния на личность ученика заключается прежде всего в том, что учитель создаёт педагогическую ситуацию, неожиданную для ребенка, вызывающую подчас у него удивление своей необычностью и непохожестью на традиционное поведение. Сделать это учителю непросто, так как требует от него понимания личности ребенка, мотивов его поступков, душевного состояния. Да и времени на размышление, как правило, нет: нужно сейчас же принять решение и прореагировать на поступок школьника. А от этого решения многое будет зависеть в судьбе ребенка: как он будет чувствовать себя в коллективе, в отношениях с учителем и др.

   Важно убедить  студентов в том, что знание  о приемах и особенностях их  использования в практике работы  неразрывно связано с пониманием  мотивов, целей поступка ребенка  и средств, ведущих к достижению  цели. Личность ребенка формируется  в сложном взаимодействии собственных  знаний и опыта, советов воспитателей  и других людей, средств массовой  информации и др. А так как  собственный жизненный опыт небогат,  то ребенок часто ошибается  и в выборе цели, и в выборе  средств для ее достижения. Мотивы поступков в этом случае часто лишены социальной значимости. Поступки детей лишены, как правило, злого умысла, чаще всего они являются следствием незначительного жизненного опыта, что ведет к ошибкам детей в их отношениях с окружающими. Приемы педагогического воздействия направлены на корректировку поведения.

   Приемы педагогического  воздействия можно разделить  на две группы. К первой относятся  приемы которые стимулируют возникновение в ребенке положительных качеств на основе возникновения чувства радости, благодарности, уважения к учителю, веры в себя, чувства защищенности в коллективе. Это такие приемы, как авансирование доверием, проявление огорчения, опора на положительное в ребенке, мнимое равнодушие и др.

   Другая группа  приемов вызывает у ребенка  отрицательные чувства – разочарование,  стыд, неловкость – и на этой  основе тормозит возникновение  у воспитанника отрицательных  качеств личности. Это приемы  иронии, намека, мнимой радости и  др.

   На практических  занятиях по педагогике студентов  должны знакомить с методикой  использования этих групп приемов  в учебно-воспитательном процессе  начальной школы. На первом  этапе эта работа может носить  фронтальный характер. Преподаватель  зачитывает ситуацию и приглашает  студентов группы к размышлению. Например.

   Проверяя, все ли  учащиеся ушли в школьный зал  на беседу врача, дежурный учитель  заглянул в третий класс. Навстречу  ему вышла учительница, которая  стала жаловаться на Смирнова: он куда-то исчез, и она не может его найти. Учительница сказала, что позвонит его отцу, так как Смирнов ей надоел своими выходками. «Но ведь не отец ушел с беседы», - возразил дежурный учитель и пошел в зал. В конце коридора он вдруг столкнулся со Смирновым.

   Коллективное обсуждение  включает примерно следующие  вопросы:

   Какую характеристику  можно дать Смирнову, как объяснить  мотивы, цели его поступка?

    Как можно оценивать личность учительницы III класса и дежурного учителя с точки зрения их отношения к своим воспитанникам?

   Какая задача стоит  сейчас перед дежурным учителем?

   Какими приемами  педагогического воздействия можно  решить эту задачу?

   На следующем этапе эта работа может носить групповой характер. Разделившись на группы, студенты получают для осмысления и решения одну и ту же ситуацию, например:

   На уроке математики  учительница несколько раз делала  замечание Саше, который все время  отвлекался на посторонние дела: что-то искал в столе, портфеле, показывал соседу. Наконец учительнице  это надоело: она быстро подошла  к Саше, отобрала у него альбом  с наклейками (это с ними он  возился) и, пройдя к столу,  сказала: «Чем тратить время  на наклейки, да ещё на уроке,  лучше бы математикой занялся,  ведь у тебя одни двойки».  Мальчик зло и обиженно посмотрел  на учительницу и до конца  урока вообще ничем не занимался.  Как вы оцениваете решение ситуации учительницей? А как бы вы поступили на ее месте?

   Для обсуждения  в группе студенты получают  примерно следующие вопросы:

   Возникали ли в  вашей практике подобные ситуации  и как они решались?

   Какие положительные  и отрицательные стороны этих  решений вы видите?

   Каким приемом  воздействия на ребенка в данной  ситуации воспользовалась учительница  и на сколько он эффективен?

   Какое решение  предлагаете вы?

   Можно объявить конкурс на наиболее интересную педагогическую ситуацию, требующую нестандартного решения. Обсудив и выбрав наиболее интересную, студенты приступают к ее решению. Например:

   Дождик постукивал  по оконному стеклу. Мелодия дождя,  созвучная голосу учительницы,  убаюкивала. Первоклассник Вова  старался не заснуть, а глаза  сами собой предательски закрывались.  «Назаренко опять дремлешь!» Малыш  вздрогнул от резкого голоса учительницы, поднялся и мужественно подал дневник, где учительница сделала третью на этой неделе запись: «Спал на уроке». Мама, посмотрев дома дневник, прижала сына к себе и заплакала. Он тоже заплакал, потому что и мама, оказывается, боялась учительницу. «Мамочка, ты не плачь, я завтра снова пойду в детский сад. Там можно спать, играть, бегать. А в классе совсем ничего нельзя, только смирно сиди за партой и стой у стенки на переменках». «Ты уже большой, тебя не возьмут в детский сад». «Тогда я пойду на работу!»

   На следующий день  мать пошла в школу вместе  с сыном.

   Работая по группам,  студенты должны ответить на  следующие вопросы:

   Как вы объясните  состояние мальчика, должен ли  учитель разобраться в этом, прежде  чем принимать то или иное  решение?

   Как вы оцениваете  педагогическую эффективность принятого  учительницей решения?

   Как иначе можно  было решить возникшую ситуацию?

   Что нужно иметь  в виду учителю в его будущей  работе с этим мальчиком?

   Практика обучения  приемам педагогического воздействия  студентов показывает, что они  начинают внимательнее относиться  к характеру своего общения  с детьми, больше размышлять над  правильностью принимаемых педагогических  решений, глубже понимать ребенка,  его внутренний мир и мотивы  тех или иных поступков детей.

  

  

 


Информация о работе Приёмы педагогического воздействия на занятиях по педагогике