Приемы театрализации на музыкальных занятиях, как одна из форм развития коммуникативных навыков у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 12:27, доклад

Описание работы

Творчество ребенок может проявлять с самых ранних лет. Одним из эффективных средств развития коммуникативных навыков у детей является театрализованная деятельность. Ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

Работа содержит 1 файл

Приемы театрализации на муз занятиях.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

Педсовет. Музыкальный руководитель

                                                                                                Егорова В.В. МДОУ № 157. 

Консультация  для воспитателей на тему: 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

     Творчество  ребенок может проявлять с  самых ранних лет. Одним из эффективных  средств развития коммуникативных  навыков у детей является театрализованная деятельность.  Ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Театрализованная деятельность естественным образом вплетается в ход музыкальных занятий и в игровую деятельность, внося особый колорит увлеченности, неожиданных моментов восхищения, желания творить и участвовать во всем.

     Понимание всей значимости театрализованной деятельности в жизни ребенка и любовь к театру, побудили музыкального руководителя серьезно заняться этим видом искусства в детском саду.

   Задачи  театрализованной деятельности:

  1. Последовательное знакомство детей с различными видами театра (все виды кукольного театра, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный  балаганный театр).
  2. Поэтапное усвоение детьми различных видов творчества (песенного, танцевального, игрового).
  3. Совершенствование артистических навыков детей.
  4. Создание благоприятного нравственно – психологического климата в коллективе, способного помочь ребенку в решении его жизненных проблем. Воспитать доброту, отзывчивость и сочувствие средствами искусства.
  5. Развить фантазию, творческое воображение.
  6. Научить быть внимательным слушателем и культурным зрителем.

   В работе музыкального руководителя с  детьми можно выделить четыре этапа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Первый этап

     Знакомство  с различными видами театра, обогащение детей знаниями и впечатлениями о театрах и работе артистов. С этой целью необходимо проводить беседы, концерты, спектакли,  целевые экскурсии, просмотр видео материалов о жизни театра.

Второй этап

     Организация занятий по инсценировке стихов, песен.  Упражнения и этюды на развитие артикуляционного аппарата и выразительности речи, работа с телом и т.п. «Тряпичная кукла», «Шалтай – Болтай», «Тесто» - все это понятные детям представления, образы и предметы, с помощью которых удобно перевоплощаться, расслабляться, экспериментировать. С помощью статических упражнений дети учатся владеть собой и сосредотачиваться, здесь музыкальным руководителем используется метод М.Фельденкрайза «Осознание через движение».

Третий этап     

     Работа  над ролью. Данные занятия включают:

  1. Знакомство с инсценировкой: о чем она, какие события главные.
  2. Знакомство с героями:

    -составление  словесного портрета;

    -фантазийное  описание его дома, взаимоотношений  с родителями; друзьями, придумывание любимых блюд, занятий, игр и т.д.;

    -сочинение  различных случаев из жизни;

    -анализ  придуманных поступков;

    -работа  над сценической выразительностью, мимикой, пантомимой;

    -подготовка  театральных костюмов;

    -использование  грима.

      Здесь же музыкальный руководитель организует работу со сказкой:

      -         дети фантазируют на мотив знакомой сказки;

      -         сочиняют новую сказку с предложенными персонажами, где по цепочке друг за другом рассказывают о путешествии выдуманного героя;

      -         рисуют книжку – малютку с авторским текстом.

      Важнейшем на этом этапе в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания  и воплощения, а не конечный результат.  Именно в процессе работы над образом происходит развитие личности, развиваются символическое  мышление, двигательный эмоциональный контроль, происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции , что очень важно для подготовки к школе. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Четвертый этап – аналитический

   Подведение  итогов, переосмысление, рисование  наиболее запоминающихся сцен, определение  перспектив и возможностей на будущее.

Методы и приемы, используемые музыкальным руководителем в работе с детьми

1.Беседы о  театре («Кто придумал театр?»,  «Народные традиции», «Что такое  язык жестов?», «Создатели спектакля»  и т.д.).

    2.Ритмические  разминки (задания, способствующие  эмоциональному настрою, развитию  умения владеть своим телом).

    3.Речевые разминки (упражнения на дикцию и артикуляцию).

    4.Упражнения  и этюды на развитие речевой  интонации (по одному, диалоги  с использованием кукол, масок,  шапочек и др. атрибутов).

    5.Упражнения  на мимику и жесты.

    6.Этюды  и игры на развитие воображения,  фантазии, творчества.

 Музыкальным руководителем на занятиях также  используются специальные театральные  приемы:

    1.Синтез и аналогия.

    Самолет напоминает птицу, хоровод – это  вообще масса ассоциаций, которые  проговаривают сами дети и т.д.

    2.Акцентирование.

    Здесь особая деталь в образе подчеркивается.

    Лиса  – хитрая, Буратино – любопытный.

  1. Типизация.

    Выделения существенного и воплощение в  конкретном образе.

    Добро – волшебница, зло – Баба Яга.

  1. Гиперболизация.

    Парадоксальное  увеличение или уменьшение предмета.

    Нос у карлика, бусы (дети) у Снежной Королевы.

  1. Агглютинация.

    Соединение  различных несоединимых в повседневной жизни свойств.

    Человек – паук.

     Опыт  дошкольного учреждения по организации  театральной деятельности показал, что для развития творческих способностей детей эффективными средствами являются:

сказка, кукла, игра.

Сказка.

     Стоит только начать «В некотором царстве, в некотором государстве…» как  дети, затаив дыхание, уносятся в мир  фантазии.  Сказку можно изменить, озвучить, нарисовать, спеть, станцевать, сшить, разыграть с помощью кукол, а самое главное – сыграть, т.е. перевоплотиться, стать тем, кем ты хочешь.

Кукла.

     Кукла для ребенка – надежный друг, с которым можно поговорить и  который никогда не осудит. И, поэтому, беря в руки куклу, ребенок как  бы перекладывает все свои комплексы и страхи на нее, тем самым, раскрепощаясь, сам, то есть проигрывает самого себя через другой образ.

Игра

     Игра  является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

В своей  работе музыкальный руководитель использует специальные развивающие игры:

  1. «В каком направлении» - концентрация внимания.
  2. «Цветные шляпы» - подбери движения
  3. «Перенеси и передай» - пантомима
  4. «Зеркало» - мимика
  5. «Угадай цветок» - выразительность жестов

Результативность  опыта

Показателем развития творческих способностей детей является стремление к самостоятельности, переносу навыков и знаний с занятий в жизнь.

О правильном педагогическом подходе к ребенку  говорит не только диагностика на конец учебного года, но и результаты детей в школе, их желание заниматься в кружках, эмоциональная открытость, контактность, жажда знаний..

Информация о работе Приемы театрализации на музыкальных занятиях, как одна из форм развития коммуникативных навыков у детей