Причины жаргонизации современной речи школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:47, доклад

Описание работы

Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование и непонимание учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие слух выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные слова наполовину вытесняют литературные выражения.

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 17.71 Кб (Скачать)

    Причины жаргонизации современной  речи школьника

      Общение относится к числу важнейших  для подростка и старшеклассника  сфер жизнедеятельности. От того, как  будет складываться общение, зависит  формирование будущей личности. При  общении речь современной молодежи приводит в негодование и непонимание  учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие слух  выражения. В самом  деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в  подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных  слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные слова наполовину вытесняют литературные выражения.

      Наша  речь является специфической формой отражения действительности. Она  следует за изменениями, происходящими  в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. То, что было характерно, например, для  царской России, подверглось в  свое время отрицанию и переосмыслению в рамках советской культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны. Как подросток  не существует вне семьи, школы и  т.д., так и эти общественные институты  не существуют отдельно от взаимодействующих  с ними и благодаря им  индивидов, влияя тем самым на  речь.

      Целью моей курсовой работы являлось изучение причин употребления в речи подростков большого количества жаргонизмов и  обоснование роли учителя в формировании культуры речи, как совокупности навыков  и знаний ученика, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения не только со сверстниками, но и с сообществом в целом.

      Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение целого ряда поэтапных задач:

  1. Выявление роли социальных факторов в формировании  речи современных подростков.
  2. Изучение потребности школьника в самовыражении и встречном понимании со стороны других людей.
  3. О расширении сферы общения молодежи как воплощения потребности пережить новый опыт, испытать себя в новой роли.
  4. Определение, какова всё же роль учителя в формировании  речи школьников.

           Для решения поставленных задач мною проводилось исследование. Оно было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы. Опрошено было 23 ученика. Необходимо было выяснить, что современные старшеклассники употребляют в своей речи и реакция на их речь взрослых. Для этого я проводила анкетирование.

      Анализ  полученных мною результатов позволил сделать следующие выводы:

  1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают  жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутвердиться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.
  2. При изучении уровня  жаргонизации речи выявлено: первое место у юношей занимают слова ненормативной лексики,  для девушек жаргон является, прежде всего, игрой слов, придание речи легкого юмористического характера.  В  моём исследовании учащиеся отметили высокий уровень жаргонизации речи ведущих в теле- и радиопередачах, в публикациях газет и молодёжных журналов.
  3. Сегодня наличие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит  к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении школьников. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Школьники отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться. Следовательно, они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.

        Полученные данные в ходе моего исследования     подтверждают выдвинутую мною цель: наблюдается  тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков и учащихся старших классов.

        Ситуация, которая складывается  на современном этапе,  действительно  заставляет задуматься, как всё  же избавить речь подростков  от такого большого количества  жаргонов, сделать её более лаконичной, насыщенной, культурной и красивой. Этот вопрос очень актуален  на сегодняшний день.

        Что же касается роли учителя  в формировании речи школьников, то в  процессе обучения  и воспитания основным средством  взаимодействия учителя и ученика  является речь. Речь педагога как средство коммуникации должна быть безукоризненной, доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания, содействовать повышению речевой культуры современных школьников и учеников старших классов.                          .                              
        Учитель должен не просто обучать ученика (ребенка), но прежде всего его развивать, учить оформлять мысль, иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать. Любое педагогическое влияние на учащегося - это целенаправленное речевое воздействие, в результате которого цели и устремления детей должны совпадать с целями педагога, должна укрепляться и учебная мотивация. Чтобы сформировать коммуникативную компетентность учащихся, необходимо постоянно создавать на уроке культурную речевую среду, уделять внимание отработке умений и навыков речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата, стиля.

      Если  обобщить все полученные данные, то можно описать основные причины увеличения доли жаргонизации речи современных подростков и старшеклассников.

        Во - первых, это различные социальные факторы, под воздействием которых меняется нормальная речь подростка.

      Во  – вторых, значимость «своего» (жаргонного)  языка для общения со сверстниками (желание подростка утвердиться  как среди своих сверстников, так и в собственных глазах).

      В – третьих, влияние большинства  различных средств массовой информации (чтение газет и  молодежных журналов, просмотр телепередач, многочасовое проведение за компьютером, игра в компьютерные игры, переписки в различных чатах) на речь подростка.  
 
 
 

Информация о работе Причины жаргонизации современной речи школьника