Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:11, доклад
Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Доклад по: Основы логопедии
Тема: Причины речевых нарушений
Выполнила студентка группы ДЕФ-З-2
Никонова Светлана
Проверила доцент : Фанина Евгения Николаевна
Москва 2013
Причины речевых нарушений
Среди факторов, способствующих
возникновению речевых
При рассмотрении многообразных
причин речевой патологии применяют
эволюционно-динамический подход, который
заключается в анализе самого
процесса возникновения дефекта, учете
общих закономерностей
Необходимо также подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.
Принцип единства биологического
и социального в процессе формирования
психических (в том числе и
речевых) процессов позволяет определить
влияние речевого окружения, общения,
эмоционального контакта и других факторов
на созревание речевой системы. Примерами
неблагоприятного воздействия речевого
окружения может служить
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающиеся условия для "срыва" речи в 1-2 г., в 3 г. и в 6-7 лет.
Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:
1)Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
2) Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
3) Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от
времени воздействия и
4) Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5) Наследственные факторы.
В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6) Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.
При анализе причин
возникновения нарушений
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с "повышенным риском". К таким относятся:
1) семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;
2) семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;
3) семьи, где матери перенесли во время беременности остроинфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;
4) семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, природовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.
В нашей стране последовательно
осуществляются мероприятия по охране
здоровья матери и ребенка. Среди
них в первую очередь следует
назвать диспансеризацию
В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.
Большое значение для
предупреждения рождения детей с
речевыми дефектами имеет