Причины речевых нарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:11, доклад

Описание работы

Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

Работа содержит 1 файл

логопежия моя.docx

— 16.98 Кб (Скачать)

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Доклад по: Основы логопедии

Тема: Причины речевых нарушений

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы ДЕФ-З-2

Никонова Светлана

Проверила доцент : Фанина Евгения Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Причины речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений  у детей, различают неблагоприятные  внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия  окружающей среды.

При рассмотрении многообразных  причин речевой патологии применяют  эволюционно-динамический подход, который  заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете  общих закономерностей аномального  развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский).

Необходимо также  подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.

Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и  речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами  неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся  у глухих родителей, у длительно  болеющих и часто госпитализируемых  детей, возникновение у ребенка  заикания при длительных психотравмирующих  ситуациях в семье и др.

У детей дошкольного  возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным  воздействиям. Можно выделить некоторые  виды дефектов речи, которые возникают  по подражанию, например дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающиеся условия для "срыва" речи в 1-2 г., в 3 г. и в 6-7 лет.

Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской  речи:

1)Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

2)        Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3)        Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации  повреждения мозга возникают  речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4)        Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5)        Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения  речи могут составлять лишь часть  общего нарушения нервной системы  и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6)        Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных  причин, а нередко и их сочетание  могут обусловить нарушения различных  сторон речи.

При анализе причин возникновения нарушений следует  учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном  обучении.

Большое значение имеет  ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты  выявляются только при поступлении  ребенка в школу или же в  младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Раннее выявление  детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в  семьях с "повышенным риском". К  таким относятся:

 

1)        семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;

2)        семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;

3)        семьи, где матери перенесли во время беременности остроинфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;

4)        семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, природовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.

В нашей стране последовательно  осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди  них в первую очередь следует  назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Большое значение для  предупреждения рождения детей с  речевыми дефектами имеет распространение  знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.


Информация о работе Причины речевых нарушений