Преподаватель как субъект педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

1. Педагогическое мастерство.
2. Профессиональная этика и педагогический такт учителя.

Работа содержит 1 файл

Лекция 2 по Введению в пед профессию.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Тема 2.Преподаватель как субъект педагогической деятельности.

ПЛАН.

  1. Педагогическое мастерство.
  2. Профессиональная этика и педагогический такт учителя.
 

       1 вопрос. Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования её субъекта, её творца и созидателя. Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней.

       Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен. Прежде всего к ним относится профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Близкое к нему комплексное свойство профессиональная компетентность отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм.

       А.К.Маркова  выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых указывает не зрелость человека в профессиональной деятельности:

       -специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

       - социальная компетентность – владение умением вести совместную профессиональную деятельность, сотрудничать, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего труда;

       - личностная компетентность – владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

       - индивидуальная компетентность - владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и  самореабилитации.

       Основой профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя обычно считают педагогическую умелость: владение педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса. Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности. Составляющие мастерства педагога достаточно многообразны и обширны, но все они могут быть объединены в несколько групп:

       Слагаемые педагогического  мастерства: 

Личностный  компонент Информационно-теоретический  компонент Деятельностный компонент
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Основу  профессионализма и педагогического мастерства педагога прежде всего составляет его личностная готовность к профессиональной деятельности, которая зависит от уровня его общей и педагогической культуры, целостно проявляющейся в культуре педагогической деятельности как определённой степени её совершенствования.

   В ценностных ориентациях педагога можно  обнаружить три группы отношений  к значимым моментам профессиональной деятельности:

   - к педагогическому труду (осознание  цели и личностного смысла данной деятельности, её общественной значимости, глубокая заинтересованность в её результатах, увлеченность преподаваемой дисциплиной);

   - к личности студента (её безусловное  принятие и направленность на  профессионально-личностное развитие);

   -  к личности преподавателя и  к самому себе как педагогу (наличие профессионального идеала и позитивной Я-концепции как совокупных представлений о самом себе – человеке и профессионале, стремление к самосовершенствованию). 

   Т.О. степень теоретической и практической готовности к педагогической деятельности определяется уровнем овладения педагогом системой специальных, общенаучных и психолого-педагогических знаний, а также педагогической технологией и техникой, образующими в своей целостности основу его профессиональной компетентности.  

   2 вопрос. Педагогическая деятельность как сфера духовного производства характеризуется глубоким проникновением в неё этических и эстетических начал. Этическое (нравственное) и эстетическое (прекрасное) тесно взаимосвязаны и переплетены в личности педагога, в его общении с учащимися и коллегами, в отношении к своему труду, профессии. Комплекс требований общества к уровню профессионально-этической культуры педагога, к нравственным качествам его личности, определяющим характер профессионального общения и деятельности, закреплен в педагогической этике. Этика (от греч.            –обычай, нрав, характер) – учение о нравственности и морали. Педагогическая этика - составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса и разрабатывающая нравственные нормы, лежащие в основе нравственного сознания и отношений педагога к учащимся, к своему труду, к самому себе. Личностно принятые им и проявляющиеся в его поведении и деятельности, данные нормы характеризуют педагогическую этику самого педагога.

   Любовь  к детям – одно из самых главных нравственных требований педагогической этики и, по мнению большинства педагогов, самое необходимое качество педагога. Любовь к детям – не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания педагога, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, каким он есть. Из любви к детям вырастает педагогический оптимизм педагога – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее в воспитании, а также вера в собственные возможности и успех своего дела.

   Профессиональная  совесть педагога – это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед учащимися, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики. Из любви, чувства долга и ответственности рождается профессиональная самоотверженность педагога -  готовность в служении детям и своему призванию, не считаясь со временем, здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни.

   Педагогическая  справедливость – это качество педагога, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам.

   Среди категорий педагогической этики  особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии социальным статусом его профессии.

   Т.О. педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения педагога, которые целостно проявляются в его культуре общения с учащимися, с другими людьми, в педагогическом такте педагога.

   Педагогический  такт ( от лат.            – прикосновение) – чувство меры в выборе средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань.  
 
 

        

           

Информация о работе Преподаватель как субъект педагогической деятельности