Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 12:04, контрольная работа
1. Педагогическое мастерство.
2. Профессиональная этика и педагогический такт учителя.
Тема 2.Преподаватель как субъект педагогической деятельности.
ПЛАН.
1 вопрос. Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования её субъекта, её творца и созидателя. Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней.
Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен. Прежде всего к ним относится профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Близкое к нему комплексное свойство профессиональная компетентность отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм.
А.К.Маркова
выделяет несколько видов
-специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная компетентность – владение умением вести совместную профессиональную деятельность, сотрудничать, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего труда;
- личностная компетентность – владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетентность - владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации.
Основой профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя обычно считают педагогическую умелость: владение педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса. Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности. Составляющие мастерства педагога достаточно многообразны и обширны, но все они могут быть объединены в несколько групп:
Слагаемые
педагогического
мастерства:
Личностный компонент | Информационно-теоретический компонент | Деятельностный компонент |
Основу профессионализма и педагогического мастерства педагога прежде всего составляет его личностная готовность к профессиональной деятельности, которая зависит от уровня его общей и педагогической культуры, целостно проявляющейся в культуре педагогической деятельности как определённой степени её совершенствования.
В ценностных ориентациях педагога можно обнаружить три группы отношений к значимым моментам профессиональной деятельности:
-
к педагогическому труду (
-
к личности студента (её безусловное
принятие и направленность на
профессионально-личностное
- к личности преподавателя и к самому себе как педагогу (наличие профессионального идеала и позитивной Я-концепции как совокупных представлений о самом себе – человеке и профессионале, стремление к самосовершенствованию).
Т.О.
степень теоретической и
2 вопрос. Педагогическая деятельность как сфера духовного производства характеризуется глубоким проникновением в неё этических и эстетических начал. Этическое (нравственное) и эстетическое (прекрасное) тесно взаимосвязаны и переплетены в личности педагога, в его общении с учащимися и коллегами, в отношении к своему труду, профессии. Комплекс требований общества к уровню профессионально-этической культуры педагога, к нравственным качествам его личности, определяющим характер профессионального общения и деятельности, закреплен в педагогической этике. Этика (от греч. –обычай, нрав, характер) – учение о нравственности и морали. Педагогическая этика - составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса и разрабатывающая нравственные нормы, лежащие в основе нравственного сознания и отношений педагога к учащимся, к своему труду, к самому себе. Личностно принятые им и проявляющиеся в его поведении и деятельности, данные нормы характеризуют педагогическую этику самого педагога.
Любовь к детям – одно из самых главных нравственных требований педагогической этики и, по мнению большинства педагогов, самое необходимое качество педагога. Любовь к детям – не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания педагога, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, каким он есть. Из любви к детям вырастает педагогический оптимизм педагога – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее в воспитании, а также вера в собственные возможности и успех своего дела.
Профессиональная совесть педагога – это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед учащимися, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики. Из любви, чувства долга и ответственности рождается профессиональная самоотверженность педагога - готовность в служении детям и своему призванию, не считаясь со временем, здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни.
Педагогическая справедливость – это качество педагога, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам.
Среди категорий педагогической этики особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии социальным статусом его профессии.
Т.О. педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения педагога, которые целостно проявляются в его культуре общения с учащимися, с другими людьми, в педагогическом такте педагога.
Педагогический
такт ( от лат.
– прикосновение) – чувство меры в выборе
средств педагогического взаимодействия,
умение в каждом конкретном случае применять
наиболее оптимальные способы воспитательного
воздействия, не переходя определенную
грань.
Информация о работе Преподаватель как субъект педагогической деятельности