Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:16, доклад
Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих). Не случайно поэтому в методической литературе отводится большое место изучению фонетики и графики в I классе
Дети узнают уже в букварный период, что звуки ж, ш — всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. Таким образом, здесь написание не соответствует произношению. Написание сочетаний жи. ши с буквой и является исключением из правила, с которым знакомятся первоклассники: после твердых согласных пишутся буквы а, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.
Нужно обращать внимание детей на то, что после букв ж, ш никогда не пишется буква ы.
Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие. По традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у, хотя независимо от написания в данных сочетаниях всегда произносятся мягкие согласные звуки.
В процессе работы над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, учитывая характер орфограммы, целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.
Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.
Ознакомление со звонкими и глухими согласными также проводится с опорой на наблюдения над произношением звуков. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие (термин «сонорные» не вводится) и всегда глухие.
Чтобы наблюдения носили активный характер и учащиеся наглядно представили себе, насколько важно различать парные звонкие и глухие согласные, целесообразно провести сопоставление этих звуков в словах, которые различаются только одним звуком: жил — шил, дом — том, гол — кол и т. п.Учитель обращает внимание учащихся на то, что звуки б—п, в—ф, г—к, д—т, ж—ш, з—с образуют пары звуков из которых один звонкий, другой глухой.
На доске целесообразно
иметь запись:
парные звонкие:
б, в, г, д, ж, з;
парные глухие: п, ф, к, т, ш, с.
С непарными звонкими и непарными глухими учащиеся знакомятся также в процессе наблюдения над произношением звуков в разных фонетических условиях и, в частности, сравнивают слова или формы слов, в которых один и тот же звук стоит на конце слова или перед гласным звуком (например: столик — стол, сомы — сом, слоны — слон, сырок — сыр; грачи — грач, бойцы — боец, орехи — орех).
Наблюдения убеждают учащихся в том, что согласные звуки л, м, н, р произносятся с голосом и шумом, т. е. являются звонкими, и они не имеют парного себе глухого звука (непарные звонкие звуки). Аналогично учащиеся приходят и к выводу о том, что согласные х, ц, ч —непарные глухие. Результаты наблюдений оформляются в виде записи:
непарные звонкие:
л, м, н,, р
непарные глухие: х, ц, ч.
При записи слов с непарными звонкими на конце учащимся достаточно знать соответствующую данному согласному звуку букву алфавита (мир, сын, дом, стул и т. п.). Такого соответствия между произношением слова и его написанием нет, если на конце слова стоит парный звонкий согласный (груз, зуб и т. п.). Поскольку в русском языке таких слов много, уже в I классе возникает необходимость познакомить учащихся с тем, как проверяется написание подобных слов («столкнуть» с самим фактом несоответствия написания произношению). Согласно программе I класса, проверка осуществляется только на фонетической основе и правило проверки с опорой на морфемный состав слова отрабатывается во II классе. Ученик I класса, оперируя фонетическими знаниями, объясняет написание слов с парными согласными следующим образом: «В слове флаг на конце слышу парный согласный звук,— значит, слово надо проверить. Подбираю слово, в котором после согласного слышится гласный звук: флаги. В слове флаги звук г, поэтому в слове флаг пишу букву г».
В основе такого рассуждения лежат следующие умения и знания:
1. Умение различать
парные звонкие и глухие
2. Знание о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому слова с парным согласным звуком на конце нужно проверять.
3. Знание о том, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком. Слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
4. Умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и в проверяемом слове (флаги — флаг, грибы — гриб, грибки).
От первоклассников не требуется формулировки правила о проверке согласных. Но к осознанию сущности проверки учащиеся I класса уже подводятся практическими действиями, совершаемыми на основе осознания элементов теории и прежде всего знаний фонетики и графики. Так, важно, чтобы ученики понимали, какие слова требуют проверки и почему, какие слова являются проверочными и почему.
Необходимо подчеркнуть,
во-первых, что учитель, объясняя, какие
слова требуют проверки, проводит
наблюдения над словами с парными
звонкими и глухими согласными: книга
— много книг, руки — мыло для рук, клуб,
суп, вяз, нос, еж, ерш, сеть, тетрадь и т.
п. Сопоставляя слова, написание которых
расходится с произношением, и слова, в
которых глухой согласный звук обозначается
соответствующей ему буквой, учащиеся
убеждаются в том, что все слова с парными
согласными звуками на конце требуют проверки.
Во-вторых, проверочное слово учащиеся
всегда пишут перед проверяемым, что и
создает возможность писать с опорой на
проверку (сады — сад, грузить — груз и
т. п.).
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.
Преподавание лексики
Лексика—это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения — слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий[4, 6].
В лексикологии слова изучаются с точки зрения:
1) их смыслового значения,
2)
места в общей системе лексики,
3) происхождения,
4) употребляемости,
5) сферы применения в процессе общения
6)
их экспрессинвно-
Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные линии:
1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.
2.
Уточнение словаря — это
- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
- усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны Отдельным синонимам в синонимической группе.
3.Активизация
словаря, т.е. перенесение как
можно большего количества
4.
Устранение нелитературных
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря — это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь родителей, друзей и т.п.).
Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари.
Обогащение словаря. Наилучший толкователь значений слова — контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость.
В
объяснении значений слов необходимо
руководствоваться общей
В методике русского языка известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом. Рассмотрим основные из них, расположив по степени их развивающего потенциала:
1.
Словообразовательный анализ, на
основе которого выясняется
2. Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и серебристый
3.
Объяснение значения через
4.
Включение нового слова в
5.
Выяснение значения нового
6. Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока.
7.
Способ подбора синонимов
8. Прием подбора антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо.
9.
Развернутое описание, состоящее
из группы слов или из
10.
Способ логического
Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов — важнейшая задача словарной работы в начальных классах.
Объем
работы по уточнению словаря очень
велик. Сюда входят разнообразные задания,
связанные с усвоением
Информация о работе Преподавание фонетики, лексики в специальной школе