Представление опыта работы по теме «Использование ИКТ при ФЭМП»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:15, доклад

Описание работы

Автор в своей работе указывает позитивное влияние информационных технологий на образование и воспитание детей дошкольного возраста

Работа содержит 1 файл

Представление опыта работы по теме «Использование икт при фэмп».doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Представление опыта работы по теме

«Использование ИКТ при ФЭМП»

Богданова Н.В. - воспитатель - специалист по ФЭМП МДОУ Центр развития ребёнка Детский сад № 47 «Радуга»

Войдёт компьютер в  детство, 
Войдёт с грядущим веком. 
Не зря идеей КиДа 
Мы прочно увлеклись. 
Как хорошо, что рано 
Нам подводить итоги. 
Как хорошо стремиться 
Мечтою ввысь и ввысь: 
(выдержка из гимна кидовцев, предложенного в январе 1992 года участниками III Всесоюзного научно-практического семинара "Компьютерно-игровой комплекс в народном образовании").

Современное общество живет  в мире постоянного умножения  потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь решать практические задачи, человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество.      

Современный этап развития российского  образования характеризуется широким  внедрением в учебный процесс  компьютерных технологий. Они позволяют  выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося.

Информационные технологии находят  свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как  отдельных тем, так и изучаемых  дисциплин в целом. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна.

Практическая деятельность пока еще  немногочисленных школ, показывает эффективность  использования компьютера при обучении детей младшего школьного возраста. Курс изучения информатики на этом этапе носит пропедевтический характер и служит формированию информационной культуры детей, компьютерной грамотности, всестороннему развитию ребенка.

В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу, ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому перед нами встала задача  в необходимо заранее готовить ребенка к постоянному взаимодействию с информационными технологиями и в разработке системы содержательной работы с программным обеспечением, так как дошкольное воспитание является первым звеном образования.

В связи с этим в 2007 году в нашем детском саду был создан компьютерный класс, для занятий с дошкольниками.  Для организации рабочих мест в компьютерном классе использована специальная мебель, которая изготовлена по индивидуальному заказу с учётом возрастных особенностей дошкольников и требований предъявляемых СанПином, для более удобной работы используются манипуляторы («мышь») под размер ладони ребёнка.

Одним из самых популярных программных  средств, используемых нами – воспитателями ДОУ, на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – Power Point.

Программа Power Point проста в использовании. Ею владеют все воспитатели и узкие специалисты ДОУ. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то программа Power Point одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера.

Современное развитие информационных технологий и уровень распространения  вычислительной техники в образовательных  учреждениях позволяют воспитателю  сегодня использовать компьютер  как повседневное средство обучения дошкольников. Моя творческая тема «Использование информационных технологий во время НОД по ФЭМП». Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft  Office Power Point  выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.

 Несмотря на то, что в пресс–релизах фирм, занимающихся выпуском обучающих программ, появляются разработки, рассчитанные на детей в возрасте от 3 до 6 лет я сама создаю мультимедийные инсталляции. Данные инсталляции позволяют изучать и закреплять именно тот материал, который проходят дети в данное время, в соответствии с требованиями реализуемой программы. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста мы занимаемся с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран, интерактивной доски) фронтально и в подгруппах, что повышает интерес детей к изучаемому материалу и расширяет возможности моделирования игровых ситуаций. Подробные мультимедийные инсталляции позволяют мне сделать НОД более яркой красочной и запоминающейся. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей.

Созданные мною мультимедийные инсталляции по ФЭМП базируются на точных математических расчётах ограниченных рамками изучаемой темы, допускают возможность самостоятельного использования детьми при закреплении темы.

Основные задачи созданных инсталляций по ФЭМП:

  • создать у дошкольника дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности;
  • увеличить число ситуаций, решать которые ребенок может самостоятельно;
  • индивидуализировать учебные задания;
  • использовать компьютер в системе тренингов;
  • использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка;
  • моделировать виртуальную среду.

Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Я помогаю понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время НОД с использованием компьютера, они убеждаются в этом.

НОД с использованием компьютера - совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Её специфика заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно найти способы решения какого – либо задания.

В отличие от других игр  и видов деятельности они позволяют:

  • увидеть продукт своего воображения и своей игры;
  • восстановить процесс и динамику творчества ребёнка.

НОД с использованием компьютера, которую я провожу с детьми, не изолирована от педагогического процесса. Она предлагается в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Грамотное использование  компьютера в ДОУ ставит ребёнка  в совершенно новую, качественно  отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя, его возможности, ребёнок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.

Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно  ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

НОД по ФЭМП  с использованием компьютера помогает решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению;
  • оказать   учебно-методическую   помощь   детям   в самостоятельной   работе   над учебным материалом.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели НОД:

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у дошкольников, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности детей.

Воспитательный  аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Образовательный аспект: восприятие детьми учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

В соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.1.1249-03  образовательная деятельность с использованием компьютера (в компьютерном классе) проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раза в неделю продолжительность работы ребёнка за компьютером 8 - 10 минут и общая продолжительность 25 минут. Занимаются дети подготовительных и старших групп по подгруппами по 6-8 человек.

При образовательной деятельности с дошкольниками предполагается освоение детьми теоретических знаний и практических навыков работы на компьютере. Занятия в компьютерном классе тесно связаны со всеми разделами программы «Воспитания и обучения в детском саду»

С целью предупреждения возникновения  утомления глаз после работы за дисплеем монитора в заключительной части работы на компьютере обязательно проводятся гимнастики для глаз, калейдоскопы, гимнастики для улучшения мозгового кровообращения. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения мы используем обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров»…)

А так же применения компьютера в детском саду позволило выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.  
Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у детей огромный интерес к деятельности с ним.  
Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.  
В - третьих, это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, являются стимулом познавательной активности детей.  
В - четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.  
В - пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, другие неожиданности и необычные эффекты).  
В-шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Использование мультимедийных пособий при проведении ОД по ФЭМП является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации педагогической деятельности, развития творческих способностей дошкольников и создание благополучного эмоционального фона.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы выходим на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.


Информация о работе Представление опыта работы по теме «Использование ИКТ при ФЭМП»