Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 15:10, реферат
Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы).
Дидактическая
игра имеет целью обучение, развитие
и воспитание. Сущность обучающей игры
- моделирование и имитация. В игре в упрощенном
виде воспроизводится, моделируется действительность
и операции участников, имитирующие реальные
действия.
Эта разновидность игр называется имитационными
играми (в науке, в производстве и высшей
школе - деловыми). Например, дается некая
территория с населенными пунктами и природными
условиями, ископаемыми, с хозяйственными
и другими объектами. Требуется обосновать
размещение новых промышленных объектов
и спрогнозировать их развитие. Есть игра
"Пруд" - диалог 30 обитателей пруда,
изучаются проблемы экологии.
Достоинства игры: изучаемый материал
делается личностно значимым для ученика,
формируется отношение к материалу; игра
стимулирует творческое мышление; создает
повышенную мотивацию к учению; формирует
коммуникативные качества. Ограничения
в применении игры: требует больших затрат
учителя по разработке; часто игровой
азарт победить заслоняет для ученика
познавательные цели. Кроме имитационных,
есть условные соревновательные игры
Мозговая атака (мозговой штурм). Метод научного исследования - мозговая атака - может использоваться как метод обучения. Характеристика метода. Руководитель объясняет участникам задачу (проблему), которую, предстоит решить. Участники высказывают идеи для решения задачи в течение определенного времени (10-30 мин.). Затем идеи анализируются экспертами. При необходимости сеанс можно повторить, уточнив задачи. Правила мозговой атаки (штурма): высказываются любые идеи, вплоть до самых абсурдных,
запрещается критика идей в момент атаки, а только их развитие,
участникам
рекомендуется сесть за
все идеи
записываются ведущим (его помощником)
и обеспечивается их обозрение участникам.
Метод может применяться при повторении
раздела (темы), при изучении нового материала
проблемным способом и в других случаях.
Ведущим выступает учитель. Результаты:
активизируется мыслительная деятельность
учащихся, развиваются эвристические
способности.
Внеконтекстные операции
с понятиями Научный метод оперирования
с понятиями можно использовать как учебный.
Научные знания (в отличие от бытовых)
отражены в понятиях. Знание понятий говорит
об усвоении основ науки.. Для овладения
предметом выделены пять операций с понятиями.
1. Узнавание термина - отнесение его
к определенной области знания. Пример:
треугольник - геометрия, урок - дидактика.
2. Определение понятия - отнесение его
к роду предметов и указание существенных
признаков. Пример: урок - форма обучения
с постоянным составом учащихся... и пр.
3. Раскрытие объема и содержания понятия.
Объем - перечень классов предметов, отраженных
понятием. Содержание - характеристика
главных признаков. Пример: типы уроков
и их структура.
4. Установление связей данного понятия
с другими по принципу ниже, выше, рядом
и отдельно стоящее понятие.
5. Практическая интерпретация понятия
- раскрытие практических действий, отражаемых
понятием.
В настоящее время почти все школьные
учебники содержат словарь терминов по
предмету, что говорит о том, какое значение
придается знанию научной терминологии.
СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ
Средства
обучения - это источник получения знаний,
формирования умений. К ним относятся
наглядные пособия, учебники, дидактические
материалы, технические средства (ТСО),
оборудование, станки, учебные кабинеты,
лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства
массовой коммуникации. В качестве средств
обучения могут выступать реальные объекты,
производство, сооружения. Дидактические
средства, как и методы, являются частью
педагогической системы и выполняют в
ней свое назначение. Выбор средств обучения
зависит от дидактической концепции, целей,
содержания, методов и условий учебного
процесса. Основные функции средств обучения
- это информационная, дидактическая, контрольная.
В науке нет строгой классификации дидактических
средств. Можно воспользоваться классификацией
польского дидакта В.Оконя, в которой средства
расположены по нарастанию возможности
заменять действия учителя и автоматизировать
действия ученика.
Простые средства
1. Словесные: учебники и другие тексты.
2. Простые визуальные средства: реальные
предметы, модели, картины и пр.
Сложные средства 3. Механические
визуальные приборы: диаскоп, микроскоп,
кодоскоп и пр. 4. Аудиальные средства:
проигрыватель, магнитофон, радио. 5. Аудиовизуальные:
звуковой фильм, ТВ, видео. 6. Средства,
автоматизирующие процесс обучения: лингвистические
кабинеты, компьютеры, информационные
системы, телекоммуникационные сети.
Рост потребности
в информации и увеличение потоков информации
в человеческой деятельности обуславливает
появление новых информационных
технологий (НИТ) -
разработка и использование
электронных средств
для работы с информацией,
наряду с традиционными
информационными технологиями,
в которых используются
традиционные носители
информации (бумага,
пленка).
Информатизация
образования - комплекс
мер по преобразованию
педагогических процессов
на основе внедрения
в обучение и воспитание
информационной продукции,
средств, технологий.
Теоретической основой информатизации
образования является в первую очередь
информатика, затем кибернетика, теория
систем и, конечно, дидактика. Информатика,
как известно, - отрасль знаний, изучающая
производство, переработку, хранение и
распространение информации в природе,
обществе, техносфере.
Проникновение в образование новых информационных
технологий заставляет посмотреть на
дидактический процесс как на информационный
процесс, в котором происходит получение
информации учащимися, ее переработка
и использование. Программированное обучение
и вслед за ним технология обучения показали,
что учение, понимаемое как процесс переработки
информации, может быть строго управляемо,
подобно процессам в сложных системах,
которыми занимается кибернетика. Поэтому
информатизацию образования следует рассматривать
не просто как использование компьютера
и других электронных средств в обучении,
а как новый подход к организации обучения,
как направление в науке, которое ученые
называют педагогической информатикой.
Информационный подход к обучению ставит
перед дидактикой и педагогикой ряд проблем.
Появился термин "визуальное образование",
который означает, что в обучении изображение,
образ, модели, знаки будут играть все
большую роль, оттесняя привычные тексты.
Работа со знаками и знаковыми системами,
перевод из одной знаковой системы в другую,
кодирование и декодирование - эти и другие
процедуры должен уметь делать человек
информационного общества.
В связи с этим возникает вопрос об
информационной культуре
личности, под которой понимают наличие
знаний в области информации и умения
работать с информацией. Информационную
культуру личности, считают ученые, надо
формировать в школе. .
Информатизация образования затрагивает
такие важные компоненты образования,
как цели и содержание. Одним из главных
компонентов, составляющих модель выпускника
школы и вуза, становится информационная
культура. Это требует не только введения
специальных предметов в школе и вузе,
но и пересмотра содержания традиционных
школьных дисциплин; и характер этих изменений
пока еще не ясен ученым.
Использование в учебном процессе автоматизированных
обучающих систем и других технологий
ведет к пересмотру методов и форм обучения
в, к анализу и новому пониманию дидактического
процесса, установлению новых принципов
обучения, а также к новому взгляду на
процесс обучения и с точки зрения психологии.
Появилось такое явление, как дистанционное
образование. Содержание этого понятия
и сам процесс дистанционного обучения
пока еще мало изучены. Речь идет об обучении
любых учащихся с помощью сети электронных
средств и программ, специальных дистанционных
курсов, что требует решения многих теоретических
и практических вопросов.
Информатизация образования предполагает
прежде всего разработку учебного обеспечения
дидактического процесса на основе новых
и традиционных информационных технологий.
Следует знать, что новые информационные
технологии в образовании включают в себя
три составляющие: технические устройства,
программное обеспечение и учебное обеспечение.
К современным техническим устройствам,
кроме компьютера, относятся принтер,
модем, сканер, теле- и видеоаппаратура,
устройства для преобразования информации
из одной формы в другую и пр. Поскольку
компьютер является основой информационных
технологий, часто информатизация образования
понимается как компьютеризация обучения,
то есть использование компьютера как
средства обучения и шире - многоцелевое
использование компьютера в учебном процессе.
Второй составляющей информационных
технологий являются программы, управляющие
работой на компьютере, обслуживающие
эту работу. Третьей и самой главной составляющей
информационных технологий с позиций
дидактики является учебное обеспечение,
это, по существу, особый класс программ
- обучающие программы, обучающие системы.
Собственно они и задают, определяют процесс,
технологию компьютерного обучения. Они
все время совершенствуются специалистами.
В настоящее время имеются базы и банки
данных, гипертекстовые системы, созданные
специально для обучающих целей. Среди
обучающих систем наиболее распространены
такие: для тренировки умений и навыков,
тренировочные; для формирования знаний,
в том числе научных понятий; программы
по проблемному обучению; имитационные
и моделирующие программы; дидактические
игры.
К наиболее сложным программам относятся
интеллектуальные (в том числе экспертные)
обучающие системы. Их особенность в том,
что они диагностируют учащегося и составляют
историю его обучения, модель конкретного
ученика, и предлагают на этой основе индивидуальную
программу обучения.
Таким образом, информатизация образования
ведет, как было сказано, к изменению существенных
сторон дидактического процесса. Изменяется
деятельность преподавателя и учащегося..
Ученик может оперировать большим количеством
разнообразной информации, интегрировать
ее, имеет возможность автоматизировать
ее обработку, моделировать процессы и
решать проблемы, быть самостоятельным
в учебных действиях и другое. Учитель
также освобождается от рутинных операций,
получает возможность диагностировать
учащихся, следить динамику обучения и
развития ученика. Следует сказать, однако,
что масса преподавателей, несмотря на
стремительное развитие информационных
технологий, не готова к переходу от классно-урочной
формы обучения и от объяснительного традиционного
обучения к использованию информационных
технологий в образовании. Электронная
техника пока используются в основном
как вспомогательное средство обучения.
ФОРМЫ
ОБУЧЕНИЯ
Одним из элементов
педагогической системы являются организационные
формы обучения.
Эта категория обозначает
внешнюю сторону организации
процесса обучения,
определяющую, когда,
где, кто и как обучается.
Если принципы обучения говорят, почему
надо так обучать, методы объясняют суть
учебного взаимодействия, то формы определяют,
как в реальных условиях организовать
обучение. Установление форм обучения
зависит от других элементов ПС: целей,
содержания, методов и средств, состава
учеников и учителей, а также материальных
условий обучения.
Учеными выделены такие основания для
классификации форм обучения: количество
и состав учащихся, место учебы, продолжительность
учебной работы. По этим основаниям формы
обучения делятся соответственно на индивидуальные,
коллективные, групповые, классные и внеклассные,
школьные и внешкольные. Эта классификация
не является строго научной, но позволяет
немного упорядочить разнообразие форм
обучения.
Классно-урочная
система является наиболее ранней для
нового времени и распространенной в мировой
практике. Создателем ее как развернутой
системы был Я.А.Коменский, в 17 веке. Классу
и уроку как дидактическим понятиям уже
около 400 лет.
Особенности классно-урочной системы:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав в период школьного обучения.
- класс работает по единому годовому учебному плану и программам, согласно постоянному расписанию. Основной единицей занятий является урок. Урок обычно посвящен одному учебному предмету, теме.
- работой учащихся на уроке руководит учитель. Он оценивает результаты учебы по своему предмету и в конце учебного года принимает решение о переходе учеников в следующий класс.
Учебный
год, день, расписание уроков, каникулы
- это тоже признаки классно-урочной системы.
Ее достоинства: четкая организационная
структура, простое управление, возможность
взаимодействия детей между собой, воспитание
их в учебном процессе, экономичность.
Ее недостатки: трудность в учете индивидуальных
особенностей учеников и в организации
индивидуальной работы с ними как по содержанию,
так и по темпам и методам обучения; строгая
организационная структура затрудняет
связь обучения с реальной жизнью, замыкает
его на школе. Все это толкает педагогов
на поиски других систем обучения, вот
некоторые из них.
Система взаимного
обучения (белл-ланкастерская) - начало
19 века : старшие ученики, получившие знание
от учителя, обучали тех, кто знает меньше.
Это позволяло одному учителю обучать
сразу много детей, но давало низкое качество.
Мангеймскя система
(20 годы нашего века, Европа) создавались
классы, разные по уровню развития, способностям,
подготовке учеников, - слабые, средние
и сильные. Отбор в классы определялся
результатами экзаменов. В зависимости
от успехов можно было сменить класс, но
этого почти не происходило, поскольку
система не давала возможности слабым
ученикам достигать высокого уровня. Ее
элементы сохраняются в некоторых школах
Запада.
Дальтон-план.
Система обучения, направленная на обеспечение
индивидуальной активной самостоятельной
учебной работы. Учащийся берет задания
на год по каждому предмету и отчитывается
по ним в установленные сроки. Единого
для всех расписания не было. Коллективная
работа велась один час в день, остальное
время - индивидуальная работа в предметных
мастерских, лабораториях, консультации
с учителями. В СССР в 20 годы использовалась
модификация Дальтон-плана под названием
бригадно-лабораторная
система. Задания по изучению курса,
темы брала группа учеников (бригада).
Они работали самостоятельно в лабораториях,
отчитывались коллективно, учителя давали
консультации. Эта система, развивая самостоятельность
учеников, снижала, однако, уровень подготовки,
что прекратило ее существование в СССР
в 1932 году.
План Трампа (50-е годы 20 века )
- система, стимулирующая индивидуальное
обучение, использующая гибкие формы обучения.
Она включала три формы работы: лекции
с применением технических средств для
больших групп в 100-150 учеников, 40% времени;
работа в группах 10-15 человек, 20% времени;
индивидуальная работа в школьных кабинетах,
40% времени. При этом классов не существует,
малые группы меняют свой состав. Система
требует слаженной команды учителей, четкой
организации, материального обеспечения,
имеет определенные достоинства.
В настоящее время идут попытки усовершенствования
классно-урочной и других систем. На Западе
в развитие плана Трампа имеются "неградуированные
классы": ученик по одному предмету
может учиться по программе 5 класса, а
по другому предмету быть в 3 классе. Имеются
проекты и эксперименты по созданию "открытых
школ": обучение проходит в учебных
центрах с библиотеками, мастерскими,
что ведет к разрушению самого института
"школа". В целом поиски форм обучения
идут в направлении индивидуализации,
психологизации, технизации обучения.
Урок
- это форма организации
обучения с группой
учащихся одного возраста,
постоянного состава,
занятие по твердому
расписанию и с единой
для всех программой
обучения. В отечественной школе урок
остается основной формой обучения. Имеется
наиболее употребительная классификация
уроков по дидактической цели. Выделены
такие типы уроков: - урок овладения новыми
знаниями, - урок формирования и совершенствования
умений и навыков, - урок обобщения и систематизации
знаний, - урок повторения, закрепления
знаний, - контрольно-проверочные уроки,
- комбинированные уроки, на которых решается
несколько дидактических задач.
Данные уроки в чистом виде нечасто приходится
видеть, за исключением комбинированного,
но классификация помогает все же осознать
важные характеристики урока, в частности
его структуру. Структура
урока - совокупность
его элементов, частей,
обеспечивающих целостность
урока и достижение
дидактических целей.
Структура зависит также от целей, содержания,
методов и средств обучения, уровня подготовки
учеников. Типичная структура комбинированного
урока такова: организационный момент,
проверка домашнего задания, опрос учащихся
по пройденному материалу, изучение нового
материала, закрепление его и задание
на дом. Это традиционное, достаточно эффективное
построение урока, однако, превращаясь
в шаблон, снижает уровень обучения. Поэтому
ведется поиск путей совершенствования
структуры урока.
Ученые исходят из того, что урок имеет
дидактический, методический, психологический,
гигиенический аспекты. Дидактическая
подструктура включает три этапа: актуализацию
знаний и способов деятельности, формирование
новых знаний и способов познавательных
действий и применение полученных знаний,
умений. Это дидактическая логика обучения.
Методическая подструктура обязывает
планировать конкретные виды деятельности:
выполнение упражнений, решение задач,
ответы учеников; объяснение материала
с применением адекватных методов и средств;
решение задач под руководством учителя
и самостоятельно. При создании методического
проекта урока учитель исходит из принципа
оптимального достижения целей. Вместе
с тем надо видеть и психологию урока:
создание мотивации, психологического
комфорта, учет возрастных и индивидуальных
особенностей детей, характер психологических
операций усвоения знаний. Гигиеническая
наука тоже предъявляет требования к уроку.
Учет всех аспектов урока заставляет учителя
искать оптимальную структуру.
В проведении урока важен вопрос об организации
учебной деятельности. Выделяют следующие
формы работы на
уроке: фронтальную, индивидуальную,
групповую. Первая предполагает совместные
действия всех учащихся класса под руководством
учителя. Вторая означает самостоятельную
работу каждого ученика. Эффективной является
организация групповой работы на уроке.
Учащиеся работают в группе 4-7 человек
или в парах, задания для групп могут быть
одинаковыми или разными. Результаты работы
групп сообщаются и оцениваются. Состав
групп может быть однородным по подготовке
или неоднородным. Работа в группах стимулирует
активность учеников, их взаимодействие,
взаимообучение, создает психологический
комфорт, особенно для слабых учеников.
В теории и практике урока важное место
занимают вопросы подготовки учителя
к уроку, планирования урока и их системы.
В решении этих вопросов учитель опирается
на знание процесса обучения, предметную
методику, педагогическую психологию.
Экскурсия
- форма обучения, при
которой ученики получают
знания при непосредственном
наблюдении объекта,
знакомстве с реальной
действительностью
(завод, учреждение культуры,
природа, историко-художественные
памятники). В зависимости от дидактической
цели и содержания предмета обучения экскурсии
бывают: вводные при изучении нового материала;
сопровождающие его изучение; итоговые
при закреплении изученного; производственные,
естественнонаучные, историко-литературные,
краеведческие. Методика проведения экскурсии
требует, чтобы преподаватель профессионально
определял цели и содержание экскурсии,
планировал состав объектов изучения,
формы и методы организации деятельности
учащихся, способы фиксирования изучаемых
явлений, подведение итогов и ряд организационных
вопросов.
Домашняя учебная
работа - это самостоятельная
учебная деятельность,
дополняющая урок и
являющаяся частью цикла
обучения. Ее особые функции состоят
в развитии умений самостоятельно учиться,
определять задачи и средства работы,
планировать учение. Она развивает мышление,
волю, характер ученика. Домашняя работа
выполняет функцию подготовки учащихся
к непрерывному образованию. Но главное
ее назначение состоит в закреплении знаний
и умений, полученных на уроке, отработке
навыков, усвоении нового материала. Ученые
выделяют такие дидактические условия
успешности домашней работы: наличие навыков
самостоятельной работы у учащихся, педагогическое
руководство и контроль за выполнением
домашних заданий. Последнее требует целесообразного
дозирования, ограничения объема домашних
заданий, четкой формулировки задач и
рекомендаций к выполнению, своевременной
проверки и оценки.