Повышение речевой культуры учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 22:23, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:

1. Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.

2. Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.

3. Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.

4. Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.

5. Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

2.Ошибки типа  «выбор ненормативного варианта из числа предлагаемых языковой системой». Если в речи избирается вариант, отвергнутый языковой нормой, в этом случае фиксируется речевая ошибка:«На мокром полу отражается все, что происходит в террасе». (ошибка в выборе предлога).

3.Ошибки типа  «устранение фактов, чуждых языковой системе». Явление, противоречащее современной системе или в какой бы то ни было степени не согласующееся с нею, дети часто меняют, подстраивают под более системные: «ехали метром», «одна качель».

4.Ошибки типа  «устранение идеоматичности» «Идеоматичные слова – слова, имеющие индивидуальное наращение смысла, наличие которого не может быть предсказано по их морфемной структуре.» [46, 9] «Когда я вырасту, буду спасателем: буду всех от войны спасать».

Следующая группа ошибок по С. Н. Цейтлин – просторечные ошибки. Эти ошибки могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики.

Просторечными могут быть:

1) значения  некоторых слов: «Я вчера обратно двойку получил»;

2) формы слов: «Кто послабже в учебе, тому ребята все объясняют.»;

3) синтаксические  сочетания: «Когда я прихожу со школы, то сразу же иду гулять с собакой.».

Последняя группа ошибок в классификации С. Н. Цейтлин  названа автором «композиционные ошибки». К их разряду относят случаи местоименного дублирования одного из членов предложения, чаще всего подлежащего: «Петя, он всегда опаздывал в школу».

Недочетами  в технике речи объясняются и  многие тавтологии («соединить воедино»).

К композиционным ошибкам относится неоправданный пропуск компонентов предложения, словосочетаний и даже простых предложений: «У меня вчера был день рождения, но Костя даже не поздравил».

Композиционной  считается и одна из самых распространенных ошибок детской речи – лексический  повтор: «У меня есть котенок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика.»

По мнению С. Н. Цейтлин: «Если системные ошибки можно назвать собственно детскими, то композиционные и просторечные не являются принадлежностью исключительно  детской речи». [46, 12]

Помимо данной классификации, С. Н. Цейтлин описывает  еще одну распространенную классификацию. В основе данной классификации лежит  отношение к двум основным формам речи – устной и письменной. Данную классификацию можно представить  в виде схемы.         

свойственные          

 исключительно          орфоэпические         

 устной  форме           акцентологические          

 речи         

                    словообразовательные           

 не зависящие             морфологические

речевые     от формы               синтаксические

ошибки      речи                  лексические                            

 фразеологические                            

  стилистические           

 свойственные           

 исключительно          орфографические          

 письменной  фор-         пунктуационные          

 ме речи

Предметом обсуждения в работах С. Н. Цейтлин являются ошибки, свойственные обеим формам речи. Такой же классификации придерживается Ю. В. Фоменко. В своей статье «О принципе классификации ошибок в письменных работах школьников» Ю. В. Фоменко более подробно, чем С. Н. Цейтлин описывает речевые ошибки. В основе его классификации лежит «соответствие речи действительности, мышлению и языку». [44, 33]

Первый тип  речевых ошибок – лексические  ошибки. Они делятся на ряд подтипов:

1) употребление  одного слова вместо другого  (обратно –опять);

2) словосочинительство  (рецензисты);

3) нарушение  законов семантической сочетаемости  слов (В тылу вспыхнули партизанские отряды.);

4) плеоназмы  (столько много);

5) многозначность, порождающая двусмыслицу (Это предложение надо оставить.);

6) лексические  анахронизмы, т. е. слова хронологически  не соответствующие изображаемой  эпохе (Печорин получил путевку на Кавказ.);

Фразеологические  ошибки – это всякого рода нарушение состава и формы фразеологизмов (Пускать туман в глаза.).

Морфологические ошибки – неправильное образование  форм слова (тапок, сандаль, лазию).

Синтаксические  ошибки – нарушение правил построения предложений, правил сочетания слов. Данный класс ошибок почти полностью совпадает с ошибками, представленными в классификации М. С. Соловейчик. Фоменко Ю.В. добавляет к ним следующие типы ошибок:

1) ошибки  в конструировании сказуемого (Мальчик мечтал стать моряк.);

2) одновременное  использование сочинительного и  подчинительного союзов (Когда Владимира повели к медведю в конуру, и он не растерялся и убил медведя.);

3)  неправильная расстановка частей составного союза (Мы собрали не только много грибов и ягод, но и поймали белку.);

К числу морфологических  ошибок, по мнению Ю. В. Фоменко, относятся ошибки такого типа: «Брат глухой к моим просьбам».

Похожей на классификацию  Ю. В. Фоменко является классификация  речевых ошибок П. Г. Черемисина. По мнению данного автора, «типичные, часто  встречающиеся в сочинениях речевые  ошибки по связи с соответствующими нормами членятся на пять разновидностей: 1) орфографические, 2) пунктуационные, 3) грамматические, 4) словарные и  5) стилистические ошибки.» [47, 34]

Орфографические ошибки возникают в связи с  несоблюдением норм орфографии (о счастьи).

Грамматические  ошибки представляют собой случаи несоблюдения грамматических норм (морфологических, синтаксических).

Словарные ошибки возникают в связи с тем, что  учащиеся нередко используют в своих  работах такие слова, значение которых  ими не  усвоено (Они достали мяса, сала и хлеба и сделали постную трапезу.).

«К стилистическим ошибкам, с одной стороны, относят  недочеты, которые связаны с лексикой и грамматикой (неточность словоупотребления, ошибки в употреблении форм существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, нарушение норм согласования и управления, ошибки в предложении и т. д.), а с другой стороны, нарушение норм стилистики (тавтология, плеоназмы, перифразы, паронимы, речевые штампы и т. д.)» [48, 8]

Несколько иной подход к классификации речевых ошибок представлен в работе О. Б. Сиротининой. По ее мнению «недостаточное внимание к отличиям письменной речи от разговорной приводит к проникновению в школьные сочинения ошибочных построений, отражающих специфику разговорной речи. Подчас этих ошибок значительно больше, чем других». [34, 58]

Рассмотрим  типологию речевых ошибок согласно классификации О. Б. Сиротининой.

1.Ошибки, обусловленные  разговорным порядком слов:

· ошибочное  расположение слов в словосочетании;

· ошибочное  расположение частиц, союзов, союзных слов;

· ошибочное  расположение слов в предложении  как части текста.

2.Ошибки, обусловленные  ассоциативным принципом построения  текста.

3.Неправильное  использование местоимений как  отражение специфики разговорной  речи.

4.Неполнота предложений в письменной речи как отражение особенности разговорной речи.

5.Замена книжных  конструкций разговорными.

Таким образом, как показывает анализ методической, лингвистической литературы, в практике обучения русскому языку и развитию речи существует большое количество разнообразных подходов к классификации речевых ошибок. Каждый автор, занимаясь данной проблемой, предлагает свою классификацию или исправляет, корректирует, совершенствует классификации, уже существующие до него. В дипломном исследовании сделана попытка представить известные классификации ошибок в виде одной схемы (см. Приложение 4)

При этом очевидно, что в классификациях М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской, и М. С. Соловейчик можно встретить повторяющиеся  группы ошибок.

Информация о работе Повышение речевой культуры учащихся