Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.

2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.

3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду.......................5

1.1. Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ...............5

1.2. Занятия как основная форма организации экологического образования

в ДОУ......................................................................................................................13

1.3. Морально–ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде................................................................................................20

1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе...................................................................................................................27

Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования............................................33
2.1. Констатирующий эксперимент.....................................................................34
2.2. Формирующий эксперимент.........................................................................45
2.3. Контрольный эксперимент............................................................................47

Заключение.............................................................................................................54

Список литературы................................................................................................55

Приложения

Работа содержит 1 файл

Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирования.doc

— 498.00 Кб (Скачать)

     Умелая  организация работы с детьми по уходу  за живыми существами позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей  заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе. (10, 30)

     В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.

     Полнее  всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактичная игра. Обучение, активизация познания в  значительной мере происходит в игровой форме. Экологизации дидактичной игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких заданий, которые ведут ребенка путем самостоятельных решений, поиска ответов на вопросы, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде.

     В разработке игр экологической направленности также нужно уметь максимально использовать возможности творческих игр детей. Воспитательный и познавательный эффект этих игр достигается при условии максимального приближения сюжета к заданиям экологического воспитания, к реальным условиям существования объектов и явлений природы, к тем образцам поведения, которые должны характеризовать ребенка не только в игре, но и поза ней. Безусловное значение творческой игры заключается в том, что дети практически овладевают образцами взаимоотношений людей, их гуманного и заботливого отношения к природе.

     Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно  использовать игры нового типа, которые  с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй – обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это – игры-ребусы. В этих играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые существуют в природе скрыто и реально, умения классифицировать и моделировать материал, комбинировать и моделировать его, прогнозируя результаты. (15, 95)

     Мы  рассмотрели несколько видов познавательной деятельности, связанной с миром природы. Но не следует забывать, что существует еще очень много разных видов деятельности, которые помогают формировать экологические знания и которые являются обязательным компонентом формирования экологической культуры. Это - путешествия, экскурсии в природу; изобразительная, музыкальная, театральная деятельность; решение социально-моральных задач, проблемных вопросов; чтение художественной литературы, ознакомление с народными природоведческими традициями, то есть с опытом сохранения, приумножения и использования природных богатств, который передавал из поколения в поколение украинский народ. Это освещение в народном творчестве: загадках, пословицах, поговорках, легендах, играх.

     Во  взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок – активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.

 

      Глава 2. Повышение  эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью моделирования

 

     В соответствии с целью, перед исследованием  были поставлены следующие задачи:

     • проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе;

     • разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников с помощью формирования системы знаний о животных;

     • провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.

     Для более комплексного исследования проблемы экологического воспитания дошкольников, в работе были применены следующие  методы исследования: теоретический  анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

     Основными способами изучения и обобщения  передового опыта экологического воспитания дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ экологического воспитания дошкольников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.

     Педагогический  эксперимент проходил в три этапа:

     1) констатирующий эксперимент; 

     2) формирующий эксперимент; 

     3) контрольный эксперимент. 

     В педагогическом эксперименте принимали  участие 10 дошкольников старшей группы, составляющих экспериментальную группу.

     Для проверки практической эффективности  занятий, проводимых с дошкольниками  экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 дошкольников старшей группы.

     2.1. Констатирующий эксперимент

 

     Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

     Задачи констатирующего эксперимента:

     1) определить критерии уровня экологической  воспитанности старших дошкольников;

     2) подобрать диагностический материал  и оборудование;

     3) провести диагностику уровня  экологической воспитанности детей  в экспериментальной и контрольной  группах. 

     Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

     - во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

     - во-вторых, ознакомление детей с  природой, в основе которого должен  лежать экологический подход, т.е.  опора на основополагающие идеи  и понятия экологии.

     Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

     Критерии  сформированности экологических знаний:

     1) знания о мире животных;

     2) знания о растительном мире;

     3) знания о неживой природе;

     4) знания о временах года.

     Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

     Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

     Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

     Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

     Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

     Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Педагог  предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и  разместить их на карте.

     Если  на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

     После того как ребенок справился с  заданием, педагог предлагает ему  выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

     - Как называется животное (птица,  насекомое)?

     - Что ты можешь рассказать о  нем? 

     - Твое отношение к ним. 

     Оценка результатов деятельности

     Высокий уровень (13 - 15 баллов)

     • Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

     • Соотносит представителей фауны со средой обитания.

     • Знает характерные признаки.

     • Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

     • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

     Средний уровень (8 - 12 баллов)

     • Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

     • Не всегда аргументирует свой выбор.

     • В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

     • Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

     • На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

     • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

     Низкий уровень (5 - 7 баллов)

     • Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

     • Не всегда аргументирует свой выбор.

     • Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

     • Затрудняется назвать характерные признаки.

     • На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

     • Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.  

     Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

     Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

     Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

     Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

     - Какие условия необходимы для  жизни, роста и развития комнатных  растений?

     - Как правильно ухаживать за  комнатными растениями?

     - Покажи, как правильно это нужно  делать (на примере одного растения).

     - Для чего людям нужны комнатные  растения?

     - Нравятся ли тебе комнатные  растения и почему?

Информация о работе Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования