Поощрение в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:08, доклад

Описание работы

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций.

Работа содержит 1 файл

Поощрение в педагогике или как то так))).doc

— 67.20 Кб (Скачать)

Явления такого рода, своеобразные "метаморфозы" поощрений и наказаний наблюдаются и в зависимости от меняющегося отношения детей к деятельности, организуемой педагогами.

Также велико значение самооценки школьников при использовании поощрения, внутреннего состояния ребенка. По этому поводу можно привести интересный пример, когда мальчику, выполнявшему с группой своих одноклассников задание и не справившемуся с ним, сказали, как и всем остальным, что он молодец, и дали ему конфету. Другой бы на его месте был бы доволен, но этот мальчик сказал, что конфета горька. Он не мог радоваться лакомству, чувствуя, что он не выполнил задания. 
 
 
 

Список использованной литературы 

1. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М., "Педагогика", 1971 

2. Гордин Л.Ю. Методика педагогического воздействия. - М., "Педагогика", 1967 

3. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. - М., "Гардарики", 2004 

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах. - М., "Педагогика", 2003 

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., "Педагогика", 2001 

6. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. - М., "Просвещение", 1980 

7. Коротов В.М. Принципы и методы гуманистического воспитания // Школа и производство. - 1998. - №3 

8. Легинький Г.И. Цель и способы воспитания. - М., "Педагогика", 1990 

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М., "Просвещение", 1989 

10. Макаренко А.С. дисциплина, режим, наказание и поощрение. // Соч.: В 7 т. - М. 1976. - Т.5. 

11. Методика воспитательного процесса. Лекции по педагогике. - М., "Просвещение", 1969 

12. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. - М., "Педагогика", 1987 

13. Подласый И.П. Педагогика. - М., "Валдос", Т.1, Т.1, 2003 

14. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем: Сб. стат. - М., "Молодая гвардия", 1986 

15. Урунбасарова Э.А. Этика преподавателя. - Алматы, "Бастау", 2003 

16. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., "Юрист", 1997 
 
 

http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/znam_reading/znam_sbornik_2000-2004/txt/sokolov.php

вот тут отличная статья))) 
 

АНКЕТЫ:

Анкета №1 (для учащихся)

С целью выявления методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние учащихся был использован метод анкетирования. Анкета смешанного типа «Поощрение и наказание» содержит вопросы, предложенные отдельно ученикам и учителям (см. Приложение №1, 2). Она была составлена нами и предназначена как для учащихся, так и для учителей. Анкета включает в себя тринадцать вопросов для учеников, и девять для учителей. 

В итоге  предложенное анкетирование позволит узнать, насколько адекватна частота использования методов, какие меры воздействия преобладают у учителей, а также отношение к самим методам поощрения и наказания учителей и учащихся.

Сама процедура анкетирования проводится анонимно и  после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения. 

Данная анкета позволяет ориентирована на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним и т.д.

  

1. Часто ли вас наказывают? 

- часто 

- время от времени 

- редко 

2. Как чаще всего вас наказывают? 

- замечание 

- выговор 

- ограничение 

- физическое наказание 

3. Справедливо ли вас наказывают? 

- да 

- нет 

- не знаю 

4. После наказания стараетесь ли вы исправить свою ошибку? 

- да 

- нет 

5. Всегда ли наказание соответствует поступку? 

- всегда 

- иногда 

- никогда 

6.  Когда вас наказывают, вы боитесь: 

- самого наказания 

- что учитель (родитель) огорчится 

- ничего 

7. Как вы реагируете на наказание? 

8. Можно ли отказаться от наказания? 

9. Часто ли вас поощряют? 

- часто 

- время от времени 

- редко 

10. Как чаще вас поощряют: 

- похвала 

- подарки 

- отметки 

- одобрение 

11. Справедливо ли вас поощряют: 

- да 

- нет 

- не знаю 

12. Всегда ли поощрение соответствует поступку: 

- всегда 

- иногда 

- никогда 

13. Искренне ли вас поощряют: 

- да 

- нет 

- не знаю 

Приложение №2 

Анкета для учителей 

1. Как часто Вы наказываете учеников: 

- часто 

- время от времени 

- редко 

2. Как часто Вы поощряете учеников: 

- часто 

- время от времени 

- редко 

3. Как чаще всего Вы наказываете: 

- замечание 

- выговор 

- ограничение 

- физическое наказание 

4. Как чаще всего Вы поощряете: 

- похвала 

- подарки 

- отметки 

- одобрение 

5. Справедливо ли Вы наказываете и поощряете учеников: 

- да 

- нет 

- не знаю 

6. С какой целью Вы используете методы поощрения и наказания: 

- наведения порядка 

- коррекции поведения 

- направления сложившихся качеств личности 

- формирования адекватной самооценки 

7. Как Вы думаете, достигаете ли Вы своей цели? 

- да 

- нет 

- не знаю 

8. Согласуете ли Вы с родителями меры поощрения и наказания? 

9. Как Вы думаете, можно ли отказаться от наказаний? 

В нашем исследовании принимали участие родители детей 6а класса, сами учащиеся и учителя.Частота применения методов поощрения 

Частота 
 

                                        Ученики   Учителя 

Часто                                56%        50% 

Время от времени             20%       44% 

Редко                               24%         6%

Что же касается поощрения, то здесь мы имеем следующие результаты: 40% учеников указали такой порядок видов поощрения по частоте употребления: похвала, одобрение, оценки; 50% - одобрение поставили на последнее место.  30% учителей расставили другим образом: одобрение, похвала, оценка. Из них 16% учителей применяют  на практике похвалу, только оценку - 8% и всё в равной мере - 30%. 

Таким образом, мы видим, что учителя прибегают к использованию более сильных мер воздействия, обходя стороной простые меры, такие как «одобрение» и «неодобрение». 

3. Следующим вопросом анкеты  является справедливость применения поощрения и наказания. Его целью было определить, соответствует ли использование методов поощрения и наказания требованию учащегося.  48% учеников отмечают, что их наказывают справедливо, 22% - несправедливо, 30% - когда как.  Что касается поощрения, то 90%  отмечают справедливость; 96% учителей уверены в том, что они используют поощрение и наказание всегда справедливо.

4. К одному из требований относится вопрос: «Всегда ли поощрение (наказание) соответствует поступку?». Здесь мнения учеников разделяются:  42% согласны, что соответствует, 38% отрицают и 20% не уверены в ответе. 

Информация о работе Поощрение в педагогике