Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 10:02, реферат
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.
Понятие патриотизма в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Словарь русского языка (С.И. Ожегов, М., Русский язык, 1984) дает такое определение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Очень короткое и очень емкое определение. Когда это чувство должно появиться у ребенка и насколько оно осознанно и прочно? Может быть, оно возникает впервые, когда ребенок вместе со взрослыми, родителями и воспитателями отправляется в путешествие по своему родному городу. А может это чувство формируется у ребенка, когда он слышит стихи великих русских поэтов А. С. Пушкина, А. А. Фета, С. А. Есенина. Его ухо приучается к гармонии русского слова, сердце переполняется чувством изящного, он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи. В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Приобщение ребенка к своей национальной культуре не единственная задача нравственно-патриотического воспитания, воспитание уважения ко всем народам, толерантное отношение к людям всей земли, в этом сущность гражданского воспитания. Исходя, из этого работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:
. — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Методы и средства патриотического воспитания.
Воспитание
патриотизма целесообразно
Содержание работы по патриотическому воспитанию от младшего к старшему дошкольному возрасту.
Младший дошкольный возраст. Воспитывать привязанность к детскому саду, как к «звену» в цепи институтов воспитания любви к Родине. Для этого воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит детей с сотрудниками. Проводятся беседы о том, кто работает в детском саду, знакомят с трудом взрослых. Показывают и рассказывают, какие здания находятся рядом с детским садом, как называется улица, на которой находится детский сад. Привлекают детей к уборке на своем участке делая, акцент, что детский сад это второй дом детей. Читают стихи к праздникам, разучивают песенки, знакомят со сказками. Целесообразно проводить беседы с родителями о важности приобщения детей к явлениям общественной жизни.
Средний дошкольный возраст.
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России. Реализация воспитания нравственно-патриотического воспитания в средней группе детского сада предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Большое внимание стоит уделять тематическому планированию. Примерный тематический план: Родная семья. Родной город. Родная природа. Родная страна. Родная культура. Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды. Необходимо оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Старший дошкольный возраст.
У детей продолжают воспитывать любовь к Родине. Они узнают о том, что наша страна многонациональна. В дошкольном учреждении целесообразно иметь большую контурную карту. Старшим дошкольникам сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональны и побуждать ребенка к практической деятельности. Следует знакомить детей со странами мира, но акцент делается на изучение родной страны. Название страны закрепляется в играх, «Кто больше стран назовет», «Из разных названий стран определи нашу страну». Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, а также экскурсии, рисование, игры-путешествия – все это помогает решить поставленную задачу. Также детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию. Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представление о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину – художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, путешественников, врачей. Нужно познакомить детей с понятием «защитник отечества» и конкретизировать его с помощью русских былин о богатырях, рассказах о героях разных войн, полководцев, рядовых воинах, смело защищавших Отечество. Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом одни из них «приходят и уходят», а другие существуют веками. Еще одно направление в патриотическом воспитании – приобщение к традициям народа, к народному творчеству. Для выполнения поставленных задач широко используется иллюстративный материал (картины, фотографии, слайды), позволяющие познакомить детей с тем, чего они не могут увидеть сами. Проводятся экскурсии, знакомят с произведениями художественной литературы, рассматриваются иллюстрации. Уточняются и систематизируются полученные знания детей в беседах типа «Легок ли путь хлеба к нашему столу» и т. д. Знакомя детей с трудом взрослых, ребенок овладевает умениями употреблять обобщенные названия профессий, у него воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им. Здесь также важно тематически планировать работу на занятиях по патриотическому воспитанию детей. Таким образом, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Содержание.
Понятие
патриотизма в нравственном воспитании
детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Методы
и средства патриотического воспитания…………
Содержание
работы по патриотическому воспитанию
от младшего к старшему дошкольному
возрасту……………………………………………6
.
.
Список использованной литературы:
Зеленова Н. Г. Мы живем в России. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 104с.
Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160с.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 416с.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Сост. Русакова Л. В. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
Литература Древней
Руси. Библиографический словарь. М.,
1996. С. 176 – 177.
Информация о работе Понятие патриотизма в нравственном воспитании детей дошкольного возраста