Cодержание
Введение………………………………………………………………………...…3
- Общение в
системе межличностных отношений………………………...4
- Структура
общения………………………………………………………...5
Заключение………………………………………………………………………...8
Список
использованной литературы………………………………………….....9
Введение
Общение
– сложный процесс взаимодействия
между людьми, заключающийся в
обмене информацией, а также в
восприятии и понимании партнерами
друг друга. Субъектами общения являются
живые существа, люди. В принципе общение
характерно для любых живых существ, но
лишь на уровне человека процесс общения
становиться осознанным, связанным
вербальными и невербальными актами. Человек,
передающий информацию, называется коммуникатором,
получающий ее – реципиентом.
В
общении можно выделить ряд аспектов:
содержание, цель и средства. Рассмотрим
их подробнее.
Содержание
общения – информация, которая
в межиндивидуальных контактах
передается от одного живого существа
другому. Это могут быть сведения
о внутреннем (эмоциональном и т.д.)
состоянии субъекта, об обстановке во
внешней среде. Наиболее разнообразно
содержание информации в том случае, если
субъектами общения являются люди.
Цель
общения – отвечает на вопрос «Ради
чего существо вступает в акт общения?».
Здесь имеет место тот же принцип,
что уже упоминался в пункте о содержании
общения. У животных цели общения не выходят
обычно за рамки актуальных для них биологических
потребностей. У человека же эти цели могут
быть весьма и весьма разнообразными я
являть собой средства удовлетворения
социальных, культурных, творческих, познавательных,
эстетических и многих других потребностей.
Средства
общения – способы кодирования,
передачи, переработки и расшифровки
информации, которая передается в
процессе общения от одного существа
к другому. Кодирование информации
– это способ ее передачи. Информация
между людьми может передаваться с помощью
органов чувств, речи и других знаковых
систем, письменности, технических средств
записи и хранения информации.
- Общение
в системе межличностных
отношений
В
реальном общении даны не только межличностные
отношения людей, то есть выявляются
не только их эмоциональные привязанности,
неприязнь и прочее, но в ткань
общения воплощаются и общественные,
то есть безличные по своей природе,
отношения. Многообразные отношения человека
не охватываются только межличностным
контактом: положение человека за узкими
рамками межличностных связей, в более
широкой социальной системе, где его место
определяется не ожиданиями взаимодействующих
с ним индивидов, также требует определенного
«построения» системы его связей, а этот
процесс и может быть реализован тоже
только в общении. Вне общения просто не
мыслимо человеческое общество. Общение
выступает в нем как способ цементирования
индивидов и вместе с тем как способ развития
самих этих индивидов. Именно отсюда и
вытекает существование общения одновременно
и как реальности общественных отношений,
и как реальности межличностных отношений.
По- видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери
нарисовать поэтический образ общения
как «единственной роскоши, которая есть
у человека».1
Естественно,
что каждый ряд отношений реализуется
в специфических формах общения.
Общение как реализация межличностных
отношений- процесс, более изученный
в социальной психологии. Иногда существует
тенденция отождествлять общение и межличностные
отношения. Но, хотя эти два процесса и
связаны между собой, вряд ли можно согласиться
с идеей их отождествления. Общение, в
том числе в системе межличностных отношений,
вынуждено совместной жизнедеятельностью
людей, поэтому оно необходимо осуществляется
при самых разнообразных межличностных
отношениях, то есть дано и в случае положительного,
и в случае отрицательного отношения одного
человека к другому.
2. Структура Общения
Деятельность
и общение составляют две стороны социального
бытия человека, его способа жизни. Поэтому,
когда изучают образ жизни конкретного
индивида, нельзя ограничиться анализом
только того, что и как он делает, необходимо
исследовать также и то, с кем и как он
общается, то есть сферу, формы, способы
общения. Реальность и необходимость общения
определены совместной жизнедеятельностью
людей. Корни общения находятся в самой
их материальной жизнедеятельности. Чтобы
жить, люди вынуждены взаимодействовать.
Именно в процессе общения и только через
общение может проявиться сущность человека.
«Отдельный человек, — писал Л. Фейербах,
— как нечто обособленное, не заключает
человеческой сущности в себе ни как в
существе моральном, ни как в мыслящем.
Человеческая сущность налицо только
в общении, в единстве человека с человеком,
в единстве, опирающемся лишь на реальность
различия между Я и Ты».
В
психологии установлено, что развитие
человека, его социализация, превращение
в «общественного человека» начинаются
с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное
общение ребенка с матерью — первый вид
его деятельности, в которой он выступает
в качестве субъекта общения.
И
все дальнейшее развитие ребенка зависит
от того, какое место он занимает в системе
человеческих отношений, в системе общения.
Развитие ребенка непосредственно зависит
от того, с кем он общается, каков круг
и характер его общения.
Вне
общения формирование личности вообще
невозможно. Именно в процессе общения
с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий
опыт, накапливает знания, овладевает
умениями и навыками, формирует свое сознание
и самосознание, вырабатывает убеждения,
идеалы и т.п. Только в процессе общения
у ребенка формируются духовные потребности,
нравственные и эстетические чувства,
складывается его характер.
Реализация
функций обучения и воспитания подрастающего
поколения происходит также через общение.
Субъектами педагогического общения являются
учителя, школьники, родители — взрослые
и дети. Все без исключения исследователи
включают коммуникативные способности
в состав педагогических.
Общение
имеет огромное значение в развитии не
только отдельной личности, но и общества
в целом. Вне общения человеческое общество
просто немыслимо. Общение выступает в
обществе как фундаментальное условие
связывания индивидов и, вместе с тем,
как способ развития самих этих „индивидов.
По-видимому, это и дало возможность известному
французскому военному лётчику и писателю
Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический
образ общения как «единственной роскоши,
которая есть у человека».
В
психологии принят тезис о взаимосвязи,
единстве общения и деятельности. Он вытекает
из понимания общения как реальности человеческих
отношений. Любые формы общения есть специфические
формы совместной деятельности людей:
люди не просто общаются в процессе выполнения
ими различных общественных функций, но
они всегда общаются в некоторой деятельности,
даже в процессе «не деяния». Таким образом,
общается всегда деятельный человек: его
деятельность неизбежно пересекается
с деятельностью других людей. Но именно
это пересечение деятельностей и создает
определенное отношение этого деятельного
человека не только к предмету своей деятельности,
но и к другим людям.
Факт
связи общения с деятельностью констатируется
психологами. Однако характер этой связи
понимается по-разному. Иногда деятельность
и общение рассматриваются не как параллельно
существующие взаимосвязанные процессы,
а как две стороны социального бытия человека,
его образа жизни. В других случаях общение
понимается как определенная сторона
деятельности: оно включено в любую деятельность,
есть ее элемент. В то же время саму деятельность
можно рассматривать как условие и основание
общения.
В
психологии установлено, что общение представляет
собой сложный и многогранный процесс,
оно есть образование, в котором можно
выделить отдельные стороны, то есть описать
его структуру. При характеристике структуры
общения в ней выделяют три взаимосвязанные
стороны:
коммуникативную;
интерактивную
перцептивную.
Эти
стороны общения определяются в качестве
функций, которые общение реализует в
совместной жизнедеятельности людей.
Коммуникативная
сторона общения, или коммуникация, состоит
в обмене информацией между общающимися
индивидами. Интерактивная сторона заключается
в организации взаимодействия между общающимися
индивидами, то есть в обмене не только
знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная
сторона общения означает процесс восприятия
друг друга партнерами по общению и установления
на этой основе взаимопонимания.
В
реальной действительности каждая из
этих сторон не существует изолированно
от других и выделение их возможно лишь
при анализе. Все обозначенные здесь стороны
общения выделяются и проявляются в случаях
организации общения в малых группах,
то есть в условиях непосредственного
контакта между людьми.
В
психологии отсутствует общепринятое
определение общения. Как правило, используется
описательное определение, указывающее
на основные стороны (функции) общения.
Общение — это «сложный и многогранный
процесс, который может выступать в одно
и то же время и как процесс взаимодействия
индивидов, и как информационный процесс,
и как отношение людей друг к другу, и мак
процесс их взаимовлияния друг на друга,
и как процесс сопереживания и взаимного
понимания друг друга».
Заключение
Таким
образом, в данной работе была рассмотрена
проблема общения в социальной психологии.
Как было показано - общение связано
и с общественными и с личными отношениями
человека.
Оба
ряда отношений человека, и общественные,
и личные реализуются именно в
общении. Таким образом, общение
и есть реализация всей системы отношений
человека. В нормальных обстоятельствах
отношения человека к окружающему его
предметному миру всегда опосредованы
его отношением к людям, к обществу, то
есть включены в общение.2Кроме того,
общение неразрывно связано с человеческой
деятельностью. Само общение между людьми
происходит непосредственно в процессе
деятельности.
Общение,
являясь сложным психологическим
явлением, имеет свою структуру. В
межличностном общении могут
быть выделены три стороны.
- Коммуникативная
сторона общения связана с обменом информацией,
обогащением друг друга за счет накопления
каждым запаса знаний.
- Интерактивная
сторона общения служит практическому
взаимодействию людей между собой в процессе
совместной деятельности. Здесь проявляется
их способность сотрудничать, помогать
друг другу, координировать свои действия,
согласовывать их. Отсутствие навыков
и умений общения или недостаточная их
сформированность отрицательно сказываются
на развитии личности.
- Перцептивная
сторона общения характеризует процесс
восприятия людьми других людей, процесс
познания их индивидуальных свойств и
качеств. Основными механизмами восприятия
и познания друг друга в процессах общения
являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.
Коммуникативная,
интерактивная и перцептивная стороны
общения в их единстве определяют
его содержание, формы и роль в жизнедеятельности
людей.
Список
использованной литературы
- Андреева
Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988.
- Ломов Б.Ф.
Общение как проблема общей психологии
/ Методологические проблемы социальной
психики. М., 1976. С.130.
- Леонтьев
А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987.
- Выготский
Л.С. Избранные психологические исследования.
М., 1956.
- Бодалев А.А.
Восприятие и понимание человека человеком.
М., 1982. С.5.
- Леонтьев
А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
М., 1975. С. 289.