Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:27, контрольная работа
Сам феномен воспитания дан человечеству изначально и навечно. Люди всегда, независимо от уровня развития своего сознания и созидательной цели, даже если они вообще не осознают этот процесс, участвуют в постоянном, непрерывном потоке неуловимых воспитательных взаимодействий и воздействий. Истина воспитания, как объективного родового и вечного общественного явления, в самой общей абстрактной форме состоит в том, что оно изначально, с момента появления социума, полно идеями, скрытыми до времени реальными возможностями и сознательного и эффективного вмешательства взрослых в подготовку подрастающих поколений.
Содержание
Введение
1. Понятие воспитанности и воспитуемости учащихся.
1.1. Сущность воспитания
1.2. Понятие «воспитанность»
1.3. Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости
1.4. Уровни
воспитанности и воспитуемости
2. Диагностика воспитанности
2.1. Понятие о диагностике воспитанности
2.2. Критерии воспитанности
2.3. Практические методы диагностики
2.4. Регистрация
результатов диагностики
Заключение
Список литературы
Введение
Сам
феномен воспитания дан человечеству
изначально и навечно. Люди всегда, независимо
от уровня развития своего сознания и
созидательной цели, даже если они вообще
не осознают этот процесс, участвуют в
постоянном, непрерывном потоке неуловимых
воспитательных взаимодействий и воздействий.
Истина воспитания, как объективного родового
и вечного общественного явления, в самой
общей абстрактной форме состоит в том,
что оно изначально, с момента появления
социума, полно идеями, скрытыми до времени
реальными возможностями и сознательного
и эффективного вмешательства взрослых
в подготовку подрастающих поколений.
Воспитывать - это в значительной степени означает создавать систему взаимозависимостей между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе. Влияя на эти отношения, мы тем самым создаем основания для образования черт характера.
Воспитание - есть процесс сознательного развития личности, разносторонне образованного и гармонически развитого человека. Хотя главная цель воспитания выглядит как воздействие одного на другого, воспитание необходимо первым делом самому воспитуемому.
Наставник воздействует на ученика подсознательно, отождествляясь (или не отождествляясь) с некоторой эталонной для учащегося личностью. Нет ничего удивительного в том, что учитель в каждом жесте, выражении лица, в работе, в одежде, в стиле жизни, в общих морально-этических установках, в политических взглядах оставляет в психологии ученика свой индивидуальный вклад, как бы печать своей личности.
Цели воспитания.
В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от социально-философских позиций авторов, как:
1.2. Понятие «воспитанность»
Одна из важнейших проблем воспитания - это проблема нравственного становления личности. На протяжении многовекового развития общество выработало особую форму регуляции жизнедеятельности людей - мораль, в которой закреплены общечеловеческие ценности и нормы, определяющие деятельность человека, взаимодействие между людьми.
При
определении исходных положений
об уровне воспитанности нужно исходить
из целостности учебно-
Понятие «воспитанность» трактуется в педагогической теории и практике неоднозначно. Рассматривая процесс воспитания в широком смысле как создание условий для целостного развития личности, под воспитанностью понимают определенный уровень ее интеллектуального, социального и духовного развития. В более узком смысле под воспитанностью подразумевается нравственная воспитанность личности, что закономерно, если считать нравственность человека центральной, стержневой его характеристикой. В то же время сама нравственная воспитанность рассматривается обыденным сознанием довольно усечено - как соответствие поведения, поступков человека нравственным нормам и принципам, которые приняты в обществе и проявляются, прежде всего, в культуре поведения и общения, то есть во внешних формах поведения. Для того чтобы определить истинную воспитанность личности, надо хорошо понимать специфику морали как нормативной регуляции поведения людей.
Существует
два подхода к пониманию
Согласно второму подходу истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когда двигателем поведения личности становятся ее представления о должном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения, его совесть не позволяют ему вести себя иначе.
К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его нравственного самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, особенно актуальным становится формирование у учащихся способности к самоопределению, нравственному выбору, базирующемуся на высоком уровне нравственного развития личности.
Смысл
воспитания заключается сегодня
в становлении системы
Воспитанность
- это интегративная личностная характеристика,
представляющая собой систему убеждений,
ценностей, личностных качеств и
норм поведения человека, обнаруживается
в отношении к себе, другим людям,
предметам и явлениям окружающего
мира. Воспитанность предполагает как
соблюдение правил поведения и общения,
принятых в обществе, так и внутреннюю
культуру человека, отражающуюся в его
мировоззрении.
Прежде всего, необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. Подходы исследователей различны не только в определении тех или иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих понятий.
В.И. Журавлев, например, определяет критерии как научно обоснованные эталоны, по которым устанавливается степень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании учащихся. А показатели - как явления, характеризующие уровень развития личности, ее обученность, воспитанность, наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников навыков и умения поведения, знаний.
В "Большом энциклопедическом словаре" критерий определяется как "признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки" (Большой…, 1998, С.595).
Психологами,
дидактами и методистами
-
отношение школьников к
-
активная жизненная позиция (Т.
-
направленность личности (Л. И.
Божович, Т. Е. Конникова, З.
И. Васильева, А. В.
- сознательная саморегуляция поведения и самоорганизация деятельности в отношении к учебному труду, физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям (Н. П. Капустин, М. И. Шилова и др.);
-
согласованность между
Выделяют 2 критерия воспитанности:
Аналогичным
образом может быть намечена перспектива
личностного развития - воспитуемость.
Это откликаемость на воспитательные
воздействия извне, готовность к переходу
на новые уровни развития личности.
Моральная устойчивость
1.4.
Уровни воспитанности
и воспитуемости
На основе критериев воспитанности и воспитуемости А.К. Маркова выделяет следующие уровни воспитанности и воспитуемости (Маркова А.К., 1992;)
Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. "Сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.
Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.
Воспитуемость (высокий уровень): откликаемость на помощь другого человека в развитии его личности - следование советам другого человека. Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях.