Понятие о профессиональной компетенции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:18, реферат

Описание работы

Цель исследования: Рассмотрение содержания профессиональной компетентности педагога.

Содержание

Введение
1. Значение понятие «профессиональная компетентность»
2. Содержание профессиональной компетентности педагога
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

колян.docx

— 40.08 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение

1.  Значение понятие «профессиональная компетентность»

2.  Содержание профессиональной компетентности педагога

Заключение

Литература

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Актуальность темы: Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого  ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется  учительская должность. Какими будут  результаты труда педагогов на сегодня  – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит  в судьбе каждого человека и всего  народа.

Учитель должен иметь все  качества идеального, современного, компетентного  и профессионального педагога. А  идеальный педагог – это образец  профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог  реализуется как работник, выполняющий  свои обязанности в системе производственных отношений.

Модернизация системы  образования в России выдвигает  вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих  мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации  воспитательно-образовательного процесса.

Система профессионального  педагогического образования, прежде всего, направлена на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить  учителя, у которого сформированы и  развиты ключевые компетенции в  сфере решения задач общеобразовательной  школы, что, в свою очередь, позволяет  обеспечивать развитие личности ученика. Возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у выпускников профессиональных педагогических учебных заведений должны быть сформированы основные компетенции для дальнейшей успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам будущий педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Все вышесказанное обусловило выбор темы реферата «Содержание  профессиональной компетентности педагога».

Предмет исследования: Понятие  «профессиональная компетентность педагога».

Цель исследования: Рассмотрение содержания профессиональной компетентности педагога.

Задачи:

1.  Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».

2.  Рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога.

Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и литературы.

 

1.  Сущность понятия «профессиональная компетентность»

педагогическое мастерство компетентность

В 2003 году Россия подписала  Болонскую декларацию в ходе Берлинской конференции. Вскоре была создана концепция  модернизации российского образования  на период до 2010 г., в которой в  качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования.

В отечественном образовании  компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся и студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей или, в более отдаленную эпоху, к понятиям веры и убеждений.

Теперь, рассмотрим существующие определения данного термина  в справочной литературе и работах  ведущих исследователей компетентностного подхода в образовании.

В словаре С.И. Ожегова  «компетенция» определяется как: 1.Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2.Круг чьих-нибудь полномочий, прав [8, c.282].

А по словарю Д.Н. Ушакова  … «компетенция» это: 1.Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2.Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право) [17]

А.И.Турчинов понимает под компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности. [16, с. 268].

А.В.Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [19, с.86]. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

В документе «Стратегия модернизации российского образования» отмечается, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую  составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает обучение (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

С.Е. Шишов, В.А. Кальней отмечают, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным – не означает быть ученым или образованным. Предполагается, что настройка человеческого поведения на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью «мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт» в личной биографии, вписывающийся в общую историю [21, с.254].

Кроме того, по их мнению, нужно  различать компетенцию и умение. Умение – это действие (doing) специфической ситуации. Это проявление компетентности или способности (a capability), более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция – это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция  это то, что порождает умение, действие.

Компетенцию можно рассматривать  как возможность установления связи  между знанием и ситуацией  или, в более широком смысле, как  способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для  проблемы.

Рассмотрим понятие «компетенция»  во взаимосвязи с понятием «квалификация». Быстрые изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с  введением новых технологий, требуют  новых квалификаций. Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Нужно  еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и  координировать свою деятельность.

Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они  проявляются. Есть смысл говорить о  компетенциях только тогда, когда они  проявляются в какой-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а, самое большее, скрытой  возможностью.

Часто можно встретить  людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим  образом в нужный момент, когда  представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным.

А.В.Хуторской поясняет, что под компетенцией следует понимать нормативные требования к профессиональной подготовке учителя, а под компетентностью – уже сложившиеся, состоявшиеся его качества. Структура компетентности определяется видами его профессиональной деятельности [19].

Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм.

Педагогическая профессия  является одновременно преобразующей  и управляющей. А для того, чтобы  управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Профессиональной деятельностью  педагога как разновидностью его  трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к  педагогической профессии, которая  обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная  деятельность педагога» и «педагогическая  деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная  компетентность» и «педагогическая  компетентность» могут употребляться  в качестве синонимов. Профессиональная компетентность - ключевое понятие  для характеристики педагогической деятельности.

В.Г.Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками» [5, с.74].

Значит, компетентность –  это сплав теоретической и  практической готовности человека к  педагогической деятельности. А профессиональная компетентность – это есть профессионализм  и педагогическое мастерство учителя.

Таким образом, изучение различных  мнений, представленных исследователями  природы компетентности, таких как  А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, В.А. Кальней, В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

2.  Содержание профессиональной компетентности педагога

Если посмотреть на программу  профессионального потенциала педагога с практической точки зрения, то здесь на первый план выдвигается  интегральное качество – учительское мастерство. Мастерство по Ю.П.Азарову – это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания» [1, с 46]

Педагогическое мастерство, по мнению А.С.Макаренко, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Нередко педагогическое мастерство сводят к умениям педагогической техники, в то время как это – лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства. По А.С.Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная [6,с.105]

В педагогической теории исторически  сложились два подхода к пониманию  учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического  труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Мастерство учителя – это и  есть компетентность.

Главную роль в развитии компетентности педагога играют его  профессионально-педагогические способности. Развитие способностей непосредственно  связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть  каждый компетентный преподаватель.

По мнению Станкина М.И., с позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических способностей:

-  экспрессивные способности – умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств;

-  дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс;

-  авторитарные способности – умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников;

Информация о работе Понятие о профессиональной компетенции