Понятие о дидактике. Основные категории дидактики: принципы, содержание, методы и формы процесса обучения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:38, лекция

Описание работы

Дидактика – это отрасль педагогической науки, исследующая научные основы обучения и образования.
Образование – это целенаправленный процесс (или деятельность) воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Работа содержит 1 файл

Вопрос 1.docx

— 14.85 Кб (Скачать)

Понятие о дидактике. Основные категории дидактики: принципы, содержание, методы и формы  процесса обучения.

Дидактика –  это отрасль педагогической науки, исследующая научные основы обучения и образования.

Образование –  это целенаправленный процесс (или  деятельность) воспитания и обучения в интересах человека, общества и  государства.

Итак, дидактика  — это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом  уровне. Здесь важно то, что это  — одна из педагогических научных  дисциплин, отрасль науки педагогики. Знание дидактики нужно каждому  педагогу, поскольку в нашу эпоху  нельзя успешно решить ни одной крупной  практической задачи без опоры на науку, на теоретические знания. Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы  предсказания, прогнозирования последствий  введения в практику школы новых  методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в научном  обосновании своей работы и в  ее осмыслении с позиций науки.

Предметом д. выступают закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения, его результаты.

Дидактика рассматривает  обучение как средство передачи социального  опыта. В результате обучения та часть  опыта, которая входит в содержание образования и составляет содержательную сторону обучения, становится достоянием ученика. С помощью обучения осуществляется подготовка молодежи к жизни.

Дидактика рассматривает  свой объект — обучение в первую очередь как особый вид деятельности, направленной на передачу подрастающим поколениям культуры, или, что в определенном смысле то же самое, социального опыта.

Задачи дидактики  состоят в том, чтобы:

— описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

— разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

В решении своих  задач общая дидактика использует достижения других наук. Пользуясь  данными психологии, дидактика, например, учитывает возрастные особенности  учащихся, формирует конечные цели обучения в виде характеристик тех  качеств, которые должны быть достигнуты в результате обучения: самостоятельность  мышления, владение учебными умениями и навыками, креативность и т.д. Из той же науки дидактика заимствует знания о процессах усвоения, запоминания, умственного развития и т.п. Возрастная физиология дает понимание механизмов процессов, порождаемых обучением (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), ориентировочных и операционных действий. Философия ориентирует в общих вопросах, дает знание наиболее общих законов развития человека, природы и общества. От того, как исследователь трактует социальные функции человека, зависит, в частности, направление его работы по проектированию содержания образования. Определенные философские представления служат опорой в разработке личностно ориентированного обучения.

Дидактика как  одна из педагогических научных дисциплин  пользуется общими понятиями педагогики: "педагогика", "воспитание", "педагогическая деятельность", "педагогическая действительность" и т.д.

Кроме того, имеется  группа специфических понятий дидактики. К ним относятся: "преподавание и учение", "учебный предмет", "учебный материал", "учебная ситуация", "метод обучения", "прием обучения", "учитель", "ученик", "урок" и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражаются. Их содержание обогащается по мере развития науки.

На развитие дидактики влияют многие факторы. Особенно сильно воздействие других научных  дисциплин, изучающих те или иные стороны обучения и образования  в целом. Иногда в тот или иной термин вкладывается иной, заимствованный из обыденной практики, ненаучный  смысл. Поэтому строгой упорядоченности  в ее понятийном составе пока еще  нет. В разных дидактических трудах можно встретить употребление одного и того же термина в разных значениях.

ТРАДИЦИОННУЮ  ДИДАКТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ связывают прежде всего с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта, который обосновал систему обучения, используемую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня назьюают мотивационно-потребностной сферой личности.

Для достижения указанных целей, согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формальным ступенями, которые определяют его структуру. Ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение. Ступень ассоциации: связь нового материала с прошлыми знаниями. Ступень системы: обнаружение выводов, формулировка понятий, законов. Ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.

Таким образом, дидактика стоит перед дилеммой: либо дать систематическое, общее фундаментальное  образование на высоком академическом  уровне методом директивного обучения — и потерять индивидуальность, психологическое своеобразие и  развитие личности, либо дать свободную  инициативу ребенку в обучении, идти только от его потребностей, используя  обучение через делание, — и потерять систематичность в знании учеников, снизить уровень образования  в школе, что имеет место сегодня  в США.

Информация о работе Понятие о дидактике. Основные категории дидактики: принципы, содержание, методы и формы процесса обучения.