Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:48, доклад
Первый курс – воспитательная работа
Сегодня главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.
Первый курс – воспитательная работа
Сегодня
главной целью образования
Мы все знаем, с каким нравственным багажом из семьи и из школы приходит большая часть абитуриентов в вузы. Наша реальность зачастую калечит ребят, питая их не нравственными, а безнравственными принципами. Очевидно, что в этой усложнившейся ситуации резко возрастает роль кураторов академических групп, особенно на первом и втором курсах. В столь тонком деле вряд ли существуют готовые рецепты. Стили и формы работы преподавателя во многом зависят от его опыта, авторитета, характера. Но ясно одно: хороших результатов куратор может добиться только при каждодневной, добросовестной и неформальной работе.
Можно выделить и охарактеризовать следующие модели кураторства:
Куратор-информатор
предполагает, что его единственной задачей
является своевременная передача необходимой
информации студентам, он не считает нужным
вникать в жизнь группы, считая студентов
взрослыми и самостоятельными.
Куратор-организатор считает необходимым
организовать жизнь группы с помощью каких-либо
внеучебных мероприятий: вечера, походы
в театр и т.д. В свои обязанности он также
включает участие в сборах актива группы,
чувствует ответственность за происходящие
межличностные конфликты в группе и старается
участвовать в их разрешении.
Куратор-психотерапевт очень близко
к сердцу принимает личные проблемы студентов,
готов выслушивать их откровения, побуждать
к ним, старается помочь советом. Он очень
много времени тратит на психологическую
поддержку студентов, устанавливает близкие
контакты и почти круглые сутки занимается
решением студенческих проблем.
Куратор-родитель берёт на себя родительскую
роль в отношении студентов. Он излишне
их контролирует, нередко лишает инициативы,
берёт на себя ответственность решать
семейные и личные дела студентов, но не
с точки зрения психологической поддержки,
а как - контролирующий родитель, требующий
полного подчинения его решениям.
Куратор-приятель заинтересован в
том, чем живёт студенческая группа. Он
старается принимать участие во многих
групповых мероприятиях. Студенты принимают
куратора как члена группы. Он пользуется
уважением, но ему нередко не хватает необходимой
дистанции для того, чтобы в ряде случаев
предъявлять требования.
Куратор-администратор своей основной
задачей считает информирование администрации
о пропусках студентов, ведёт учёт посещаемости,
передаёт студентам требования деканата.
Выполняет, в основном, контролирующую
функцию, без личной заинтересованности
и вовлечённости в интересы студенческой
группы.
Одна
из самых важных и первоочередных
задач куратора - убедить студента,
что на сегодняшний день самое главное
для него - учеба. Решение этой кураторской
задачи многогранно. Оно предполагает
и личную форму воспитательных приемов
(беседы, лекции, организацию встреч с
авторитетными специалистами, с лучшими
преподавателями и т.д.), и очень жесткую
(наказания за прогулы, контроль за выполнением
учебного графика и т.д.).
Но нельзя сводить кураторство только
к контролю за успеваемостью и посещаемостью
студентов. Во-первых, надо научить студентов
учиться и помочь адаптироваться в условиях
нового для них студенческого быта. Опыт
общения с первокурсниками показывает,
что, в основном, вчерашние школьники не
умеют пользоваться библиотекой (каталогами,
справочно-библиографическим аппаратом
и т.д.); не умеют записывать лекции, конспектировать
литературу, готовиться к семинарам и
т.д. Во-вторых, необходимо именно на первых
курсах пробудить у студентов интерес
к учёбе: для этого им надо показать интересные
стороны, как отдельных предметов, так
и будущей специальности в целом. В-третьих,
нужно «сплотить» группу. Спаянный, дружный
коллектив – большая удача и для самих
студентов и для деканатов.
Направления работы кураторов академических
групп 1 и 2-х курсов:
Что такое
воспитать - это подпитать человека
знаниями, культурой, этикой - приподнять
его над самим собой. Для этого необходимо,
чтобы преподавателю было чем делиться.
Сейчас всё актуальнее становится вопрос
личности самого преподавателя. Чувство
справедливости, доброжелательность и
строгость - это три кита, на которых держатся
человеческие взаимоотношения. В вузе
преподаватели должны относиться к студентам
как к партнерам и коллегам, естественно,
не доводя отношений до панибратства.
Преподаватель должен обладать глубоким
знанием предмета, широким кругозором,
начитанностью и информированностью.
Очень важно, чтобы специалист, занимающийся
воспитательной работой, сам верил в то,
что он делает, любил студентов, уважал
в каждом из них личность и верил, что он
может помочь в ее совершенствовании.
В заключение следует отметить, что воспитание
– вещь деликатная, а кураторская работа
требует от преподавателей больших физических
и душевных сил.
Отдел воспитательной работы предлагает
на обсуждение проект «Куратор». Он включает
в себя:
Ждём Ваших предложений, пожеланий, статей.
| ||
Рабочие
материалы Всероссийского семинара-совещания
(3-4 июня 2004г.) (опубликованы в книге «Финансовое,
организационно-методическое и кадровое
обеспечение внеучебной работы в вузе»,
- Екатеринбург, 2004г.) Вашему вниманию, предлагается пилотный проект по обучению кураторов. Сценарий
первого занятия
Для
проведения занятия необходимы просторное
помещение, стулья, бумага и ручки – по
числу человек в группе, мяч, клубок вязальных
ниток, мел, доска.
Выбираем Студенческий Совет: старосту, профорга, комитеты: спортивный, хозяйственный, культмассовый, пресс-центр группы, обозначаем обязанности.
Продолжительность
занятия – 4 часа. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Установление
контакта куратора со студентами и студентов
между собой.
[Top]
Информация к обсуждению:
«Вопрос
группе». Студенты на отдельных листках
пишут вопросы группе, куратор собирает
вопросы, перемешивает и раздает. Студенты
отвечают на попавшиеся вопросы.
Работа
в микрогруппах по 5-7 человек.
Участники
каждой микрогруппы делятся друг
с другом своими ответами и составляют
общий перечень ответов для своей
микрогруппы. Каждая микрогруппа представляет
свои обобщенные результаты на общем круге.
Ведущий обобщает итоговые результаты
группы, подчеркивая ресурсы, на которые
может опираться группа.
«Кодекс
группы».
Вам
дается на это 30 минут. Обсуждение результатов
работы микрогрупп и выработка общих
правил. Общие правила группы оформляются
на листе ватмана, подписываются всеми
участниками группы и торжественно передаются
на хранение избираемым «хранителям норм»
или «историкам» группы.
Куратор группы без комментариев выслушивает и благодарит каждого. Общий круг. Вспомните сегодняшнюю работу в группе и продолжите следующие фразы:
Упражнение
на выход из тренинга «Связующая нить». Создаем
организационную структуру группы (студенты
совместно с куратором) Ознакомление с правилами внутреннего распорядка ТПУ. Вот теперь, когда все познакомились, решены организационные вопросы, нужно рассказать студентам о правилах по которым «играют» в ТПУ. Т.е. вкратце ознакомить со структурой вуза, уставом, правилами внутреннего распорядка в вузе, основными положениями рейтинговой системы. Завершение
занятия. |
В Нижегородском университете накоплены богатые традиции студенческого самоуправления. Прежде всего, необходимо отметить двухуровневую систему студенческого самоуправления: факультетский уровень и университета в целом. На большинстве факультетов параллельно с профкомами студентов функционируют Студенческие Советы, реализующие самостоятельные задачи. Студенческий Совет – это единый общеуниверситетский орган студенческого самоуправления. Деятельность факультетских Студсоветов координируется со стороны администрации - заместителями деканов факультетов по воспитательной работе. Профбюро и Студсоветы на большинстве факультетов ННГУ мирно сосуществуют и тесно взаимодействуют при реализации своих задач. Только ВМК и Механико-математический факультеты предпочитают ограничиваться органами профсоюзной организации, осуществляющими функции студенческого самоуправления. Студенческие Советы на факультетах, как правило, немногочисленны и насчитывают от 8 до 15 человек в зависимости от количества обучающихся на факультете студентов. Количество комиссий, организационно входящих в структуру также различается как по количеству, так и по содержанию своей деятельности. Однако в целом они охватывают все основные вопросы в сферах учебной и внеучебной жизнедеятельности студентов ННГУ. Студенческие Советы факультетов реализуют следующие функции:
Идея органа
студенческого самоуправления университетского
уровня была предложена группой инициативных
студентов (Грошева Екатерина, Гаранович
Вячеслав и Мальков Михаил) в октябре 2004г.
В этой связи, представляется важной позиция
ректората, который безоговорочно поддержал
идею создания Студенческого Совета ННГУ,
увидев в нём реального партнера в осуществлении
учебно-воспитательного процесса. В состав
Студенческого Совета ННГУ входят два
представителя от каждого факультета,
а координацию деятельности осуществляет
отдел воспитательной работы.
Задачи Студенческого Совета ННГУ (общеуниверситетского
студенческого совета):
[Top]
Сайт студенческого совета находится
по адресу:
www.SS-UF.narod.ru.
Согласно Уставу Студенческий Совет юридического факультета ННГУ является добровольной организацией, представляющей студенческий коллектив. Его деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Студсовет заявляет в Уставе о содействии администрации факультета (деканату) в проведении как плановых, так и внеплановых мероприятий всех направлений (учебных, научно-организационных, воспитательных, культурно-оздоровительных, хозяйственных и т.д.). Кроме того, Студенческий Совет юридического факультета реализует следующие функции: