Планирование летней работы в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:02, реферат

Описание работы

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

Работа содержит 1 файл

Планирование летней работы в ДОУ.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
Планирование  летней работы в ДОУ

И.Б. Барабанова,  
заведующий МДОУ "Детский сад № 16" г. Усть-Лабинска Краснодарского края

Т.М. Пацева,  
старший воспитатель МДОУ "Детский сад № 16" г. Усть-Лабинска Краснодарского края

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего  организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям  можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

Успех летней оздоровительной  работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней  весь коллектив дошкольного учреждения. В помощь педагогам в методическом кабинете старший воспитатель должен подобрать необходимую справочную и методическую литературу, конспекты проведения досуга и развлечений, календарь летних народных праздников и т. д. Большую помощь воспитателям может оказать использование материала из опыта работы с детьми летом в предыдущие годы; специально составленная картотека подвижных, спортивных, строительно-конструктивных и дидактических игр с кратким описанием каждой из них; практические советы и методические рекомендации (например, Рекомендации по предупреждению детского травматизма в летний период).

Вооружить педагогов  знаниями, необходимыми для полноценной  воспитательной работы с детьми, помогут  специальные семинары-практикумы "Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников в летний период", "Система закаливания летом", "Особенности организации детского творчества в летний период", "Организация подвижных игр на прогулке" и др.

На заключительном педагогическом совете в мае следует ознакомить педагогов сосновными задачами работы ДОУ в летний период:

  • создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;
  • реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников;
  • осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

План летней работы детально обсуждается в коллективе детского сада, определяется роль каждого  педагога в его выполнении. При  этом учитываются пожелания и  предложения воспитателей, специалистов, их творческие идеи, которые потом  воплощаются в интересные мероприятия.

В качестве примера  в приложении 1 представлен план летней оздоровительной работы на июнь – август для всех возрастных групп.

Учебные занятия  в летний период не проводятся. Рекомендуется  организовывать спортивные и подвижные  игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок (в соответствии с СанПиН 2.4.1.124903 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений, п. 2.12.14). Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности.

Организация целевых прогулок

Большое внимание в летний период уделяется всевозможным целевым прогулкам экологического содержания за пределы территории детского сада с детьми старшего дошкольного  возраста. Это могут быть прогулки:

  • на луг ("От рассвета до рассвета по лугам гуляет лето", "Зеленая аптека");
  • к реке ("В речном царстве, в прибрежном государстве");
  • в сквер ("Люби и знай родной свой край") и др.

Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение.

В ходе прогулки полезно использовать разнообразные  дидактические игры, например: "Угадай цветок по описанию", "Узнай дерево по листу", "Следопыты". Наблюдения можно сопровождать песенками, загадками, чтением коротких рассказов, стихотворений. Детям очень нравится самим сочинять загадки, стихи, сказки о цветах, насекомых, явлениях, происходящих в природе летом. Дошкольникам будет интересно узнать народные приметы.

Можно организовать соревнование "Кто больше заметит  вокруг интересного и необычного", взять с собой фотоаппарат и по ходу прогулки фотографировать детей и то, что они наблюдают. После возвращения с прогулки воспитанникам необходимо дать возможность обменяться наблюдениями, нарисовать свои впечатления, смастерить поделки из природного материала, которыми можно будет украсить участок детского сада, оформить выставку детских работ. Знания, полученные детьми на прогулке, могут отражаться в лепке, аппликации, коллажах, в детском словотворчестве.

Интересно составить  книгу о летних прогулках, которую дошкольники будут читать, рассматривать, показывать родителям и сверстникам из других групп. Над текстом обычно работают воспитатели и дети. Совместное издание могут украсить фотографии и детские рисунки.

Чтобы прогулка за пределы детского сада стала для воспитанников не только полезной, удивительной, неповторимой, но и безопасной, воспитателю необходимо соблюдать следующие основные правила:

  • заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок, маршрут движения воспитанников с целью их безопасного пребывания за пределами ДОУ;
  • определить, как можно использовать природные условия для упражнения детей в разных видах движений, где правильно организовать отдых, игру, наблюдение;
  • чередовать виды деятельности в зависимости от плана проведения прогулки для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников;
  • принять во внимание физические возможности всех детей, заранее подготовить к прогулке новичков и дошкольников, физически недостаточно подготовленных (при этом необходим совет врача);
  • организовывать пешеходные прогулки с детьми, начиная со старшей группы, на расстояние не более 2 км, продолжительностью 25–30 мин в один конец (для подготовительной группы – 40–45 мин в один конец);
  • осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям перед началом проведения целевой прогулки;
  • запастись свежей кипяченой водой в достаточном количестве для питья детям и др.

Накануне целевой  прогулки заведующий ДОУ издает приказ, в котором оговариваются маршрут, сопровождающие детей лица, количество дошкольников в группе. Ответственные за сопровождение дошкольников проходят инструктаж с обязательной регистрацией в журнале инструктажей. В качестве примера в приложении 2 представлена Инструкция по охране жизни и здоровья детей при организации и проведении целевых прогулок за пределы детского сада в летний период.

Организация творческих площадок

Летом дети постоянно  в движении, торопятся все узнать и успеть. Одна из важных задач педагогов  – понять непредсказуемость и  непостоянство интересов ребенка, увидеть в них закономерности его развития. Выявить интересы дошкольника к тому или иному виду деятельности позволяют специально создаваемые ситуации свободного выбора деятельности.

Для успешной реализации свободного художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в летний период в нашем ДОУ функционируют пять творческих площадок. Их деятельность построена в форме увлекательнойигры-путешествия по мастерским-станциям:

  • "Театральная" – в гостях у Петрушки;
  • "Художественная" – в гостях у веселой Кляксы;
  • "Танцевальная" – в гостях у Непоседы;
  • "Очумелые ручки" – гостях у Самоделкина;
  • "Тестопластика" – в гостях у Мукосольки.

Мастерская-станция  представляет собой специально организованное пространство: затененное место на территории детского сада, оборудованное столами, стульями, необходимыми материалами. Каждую станцию украшает оригинальная вывеска, детские рисунки, поделки, коллажи и фотографии. Воспитанники могут принять участие в работе любой мастерской, "купив" билет до заинтересовавшей их станции.

Каждой творческой мастерской руководит педагог, владеющий  знанием прикладного характера, способный увлечь своим творчеством  ребенка, ненавязчиво руководить свободной, самостоятельной деятельностью  дошкольников.

Приобщаются дети к художественно-творческой деятельности поэтапно. Основная цель первого – ознакомительного этапа – актуализация художественно-творческих интересов детей.

Данный этап игры-путешествия предполагает знакомство воспитанников с разными видами художественно-творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, двигательной и пр.) путем их презентации. Прибывающих на станцию детей встречают сказочные персонажи (специально изготовленные куклы), а затем ребята знакомятся с видом искусства. Педагоги демонстрируют дошкольникам произведения искусства, предлагая включиться в совместную творческую деятельность. Длительность первого этапа – две недели.

Основная цель второго – ориентировочного этапа – расширение круга интересов детей и предоставление им возможности проявить себя в различных видах творческой деятельности; помощь ребенку определиться со своими интересами и сделать выбор художественно-творческой мастерской.

Второй этап игры-путешествия предполагает организацию  художественно-творческой деятельности старших дошкольников в ситуации свободного выбора студий. На этом этапе три раза в неделю в группах детей старшего дошкольного возраста объявляется "Час свободного творчества", в рамках которого ребенок может включиться в работу любой студии под руководством педагога. При этом каждый раз он может менять студии-станции, следуя своим интересам и потребностям, пробуя себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Программа работы студий предусматривает возможность приобщения ребенка к работе на любом ее этапе. Задания, предлагаемые детям, носят занимательный характер, преследуют цель продемонстрировать особенности того или иного вида деятельности, увлечь ребенка одним из видов художественного творчества.

Занимаясь в  творческих мастерских, дошкольники  приобретают опыт творческой деятельности, удовлетворяют свои ситуационные интересы к определенному виду творчества. Длительность второго этапа – четыре недели.

Основная цель третьего – профильного этапа – создание условий для более глубокого освоения детьми определенного вида творческой деятельности и удовлетворения детских интересов в одном из них.

На данном этапе  дошкольники включаются в работу той или иной художественно-творческой мастерской на основе самоопределения  личных интересов. Педагогическим результатом  данного этапа наряду с углублением интересов детей является развитие творческих художественных способностей воспитанников. В завершении работы творческих площадок проводится "Творческий отчет", в ходе которого дети демонстрируют свои достижения, организуется выставка детских работ, оформляются портфолио дошкольников. Длительность третьего этапа – шесть недель.

Эффективность работы творческих площадок во многом зависит от того, соблюдены ли следующие условия:

  • разработано программное обеспечение и технологии организации художественно-творческой деятельности с учетом запросов и потребностей детей;
  • реализован индивидуально-дифференцированный подход к личности каждого ребенка;
  • осуществлен педагогический мониторинг художественно-творческой деятельности дошкольников;
  • созданы специальные условия для организации различных видов художественно-творческой деятельности, обеспечивающие проявление самостоятельности, спонтанности, свободы выбора и самоопределения ребенка;
  • использованы игровые формы стимулирования интереса к художественно-творческой деятельности.

Необходимо отметить, что характер интересов дошкольников во многом определяется педагогическим мастерством педагога-организатора художественно-творческой деятельности. Руководитель творческой площадки должен быть не только профессионалом, но и увлеченным, креативным человеком. Его задача заключается в обогащении художественно-творческого опыта дошкольников, создании среды для творческих проявлений. Педагог должен поддерживать, стимулировать и развивать свободное творчество детей, возникающее по их желанию и интересам.

Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить  их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.

План летней оздоровительной работы в ДОУ

Мероприятия Группа Ответственные
Июнь
Праздник, посвященный Дню защиты детей "Дадим  шар земной детям!" (ДК "Кубань") Подготовительная, старшая Музыкальный руководитель, воспитатели
"Здравствуй, лето красное!" Средняя, младшая Музыкальный руководитель, воспитатели
Развлечение "Угадай мелодию!" Подготовительная, старшая Музыкальный руководитель
Кукольный театр "Про то, как Аленка пасла  гусенка" Средняя, младшая, ясельная Музыкальный руководитель
Фестиваль дворовых игр Подготовительная, старшая, средняя Инструктор  по физической культуре
"Летний  концерт" Все группы Музыкальный руководитель
Конкурс "Юные художники" (рисование на асфальте) Подготовительная, старшая, средняя Педагог по изодеятельности
Рыцарский турнир Подготовительная, старшая Инструктор  по физической культуре
Конкурс "Мисс Дюймовочка" Подготовительная, старшая, средняя Воспитатели
Музыкально-спортивный праздник "Наша Родина – Россия!" Подготовительная, старшая, средняя Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
День  добрых волшебников Подготовительная, старшая Воспитатели
Развлечение "Кот Мурлыка – весельчак, пригласил к себе ребят" Ясельная, младшая Воспитатели
Экологический праздник "Путешествие в волшебный лес" Подготовительная, старшая, средняя Воспитатели
Экскурсия в библиотеку Старшая Воспитатели
Путешествие в страну дорожных знаков Подготовительная, старшая Воспитатели
Фольклорный праздник "Хоровод у березки" Средняя, младшая Музыкальный руководитель
Конкурс поделок из природного и бросового  материала Подготовительная, старшая, средняя Воспитатели
Кукольный театр "Кошкин дом" Средняя, младшая, ясельная Воспитатели
Спортивный  праздник "Юные пожарные" Подготовительная, старшая Инструктор  по физической культуре
Фольклорный конкурс знатоков пословиц, поговорок  и загадок Подготовительная, старшая Музыкальный руководитель
Игра-путешествие "В гости к Василисе Премудрой" Старшая Воспитатели
День  именинника Все группы Воспитатели
Июль
Спортивный  праздник "Папа, мама, я – спортивная семья" Подготовительная, старшая Инструктор  по физической культуре
Опытническая  работа "Лаборатория Горелкина" (ОБЖ) Подготовительная, старшая Воспитатели
Кукольный театр "Маша-растеряша" Средняя, младшая, ясельная Воспитатели
Конкурс чтецов Подготовительная, старшая Воспитатели
Викторина "Что мы знаем о природе" Подготовительная, старшая Воспитатели
Развлечение "В гостях у бабушки в деревне" Средняя, младшая Воспитатели
Малые олимпийские игры Подготовительная, старшая Инструктор  по физической культуре
Игра-путешествие "Поиски золотого ключика" Подготовительная Воспитатели
Развлечение "Светофорик в гостях у ребят" Подготовительная, старшая Воспитатели
Соревнования "Веселые старты" Подготовительная, старшая Инструктор  по физической культуре
Конкурс "Летние фантазии" (изготовление костюмов) Подготовительная Воспитатели
Концерт "Фабрика звезд" Подготовительная, старшая Музыкальный руководитель
Вечер-развлечение "В гостях у бабушки Загадушки" Средняя, младшая, ясельная Воспитатели
Кукольный театр "Красная Шапочка" Средняя, младшая Воспитатели
Конкурс "Фантастический город" Подготовительная, старшая Воспитатели
Викторина "По следам сказок" Средняя Воспитатели
Фестиваль народной песни Подготовительная, старшая, средняя Музыкальный руководитель
Развлечение "В гостях у клоунов" Средняя, младшая, ясельная Воспитатели
Соревнования "Веселые скакалки" Подготовительная, старшая Инструктор  по физической культуре
Шоубал цветов Подготовительная, старшая Воспитатели
Конкурс рисунков на воздушных шарах Подготовительная, старшая, средняя Педагог по изодеятельности
Фестиваль народных игр Подготовительная, старшая, средняя Инструктор  по физической культуре
День  именинника Все группы Воспитатели
Август
Конкурс "Город мастеров" (изготовление игрушек старшими группами для малышей) Подготовительная, старшая Воспитатели
Физкультурный досуг "Веселые эстафеты" Средняя, младшая Инструктор  по физической культуре
Викторина "В гостях у королевы Этикета" Подготовительная, старшая Воспитатели
Праздник  мыльных пузырей Средняя, младшая Воспитатели
Концерт "Юные таланты" Подготовительная, старшая, средняя Музыкальный руководитель
КВН "Моя  безопасность" Подготовительная, старшая Воспитатели
Конкурс "Волшебные камешки" (рисование на камнях) Подготовительная, старшая, средняя Педагог по изодеятельности
Кукольный театр "Теремок" Средняя, младшая Воспитатели
Физкультурный досуг "Джунгли зовут" Подготовительная, старшая, средняя Инструктор  по физической культуре
Выставка "Овощной калейдоскоп" Подготовительная, старшая Воспитатели
Конкурс детского рисунка "Нарисуем сказку сами" Подготовительная, старшая, средняя Педагог по изодеятельности
Развлечение "В гостях у доктора Пилюлькина" Средняя, младшая Воспитатели
Праздник  благодарения за новый урожай "Спасы" Все группы Воспитатели
Математическое  путешествие по сказке "Гуси-лебеди" Средняя, младшая Воспитатели
Конкурс "Мы дизайнеры" (подарок другу) Подготовительная, старшая Воспитатели
Интеллектуальная игра КВН Подготовительная, старшая Воспитатели
Праздник "День Нептуна" Все группы Музыкальный руководитель
Конкурс детского рисунка "Мы – фантазеры" (нетрадиционные техники) Подготовительная, старшая Педагог по изодеятельности
Развлечение "В гостях у королевы Грамоты" Подготовительная, старшая Воспитатели
Праздник "До свиданья, лето красное" Все группы Музыкальный руководитель
День  именинника Все группы Воспитатели
 

Инструкция  
по охране жизни и здоровья детей при организации и проведении целевых прогулок за пределы детского сада в летний период

1. Общие требования безопасности

1.1. Проведение  целевых прогулок за пределы  детского сада (далее – Выход)  разрешается только при наличии  благоприятных погодных условий.

1.2. Сотрудникам,  сопровождающим детей, необходимо согласовать с администрацией ДОУ маршрут, время Выхода и возвращения, а также длительность прогулки.

1.3. Заведующий  ДОУ издает приказ о Выходе  воспитанников за пределы детского  сада с указанием количества  детей и подписью ответственных  лиц.

1.4. Ответственный  за Выход обязан пройти инструктаж  у заведующего ДОУ или старшего  воспитателя, с обязательной росписью  в журнале регистрации инструктажей.

1.5. При проведении  Выхода воспитатель должен соблюдать  установленный режим, длительность  прогулки, смену видов деятельности воспитанников.

1.6. Во время  Выхода группу воспитанников  должны сопровождать не менее  двух взрослых.

1.7. Для оказания  первой медицинской помощи при  травмах во время Выхода за  территорию детского сада необходимо  иметь с собой медицинскую аптечку с набором обязательных медикаментов и перевязочных средств.

1.8. Ответственные  за организацию Выхода детей  должны знать Инструкцию по  предупреждению несчастных случаев  с воспитанниками и оказанию  им первой доврачебной помощи  и уметь оказывать первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

1.9. Воспитатель,  допустивший невыполнение или  нарушение Инструкции по охране  жизни и здоровья детей при  организации проведения целевых  прогулок за пределы детского  сада, привлекается к дисциплинарной ответственности, проходит внеплановый инструктаж и проверку знаний по охране жизни и здоровья воспитанников.

2. Требования безопасности перед началом проведения целевой прогулки

2.1. При проведении  Выхода с целью безопасного  пребывания детей за пределами ДОУ необходимо предварительно осмотреть участок, маршрут движения группы (территория должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя), исправность игрового оборудования, малых архитектурных форм.

2.2. Перед Выходом  нужно осмотреть одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям. В жаркие летние дни дети должны иметь светлые головные уборы (косынки, панамы).

2.3. Необходимо  запастись свежей кипяченой водой  для питья детям в достаточном  количестве.

2.4. Перед началом  прогулки ответственный педагог должен проверить количественный состав детей.

3. Требования безопасности во время целевой прогулки

3.1. Необходимо  обеспечить спокойный выход воспитанников  из помещения и спуск с крыльца.

3.2. При переходе  с воспитанниками улицы сопровождающий с красными флажками в руках перекрывает движение транспорта до полного перехода группой дороги и последним замыкает шествие колонны.

3.3. Для предотвращения  переутомления, перегрева воспитанников  во время игр, труда необходимо  чередовать виды деятельности (от подвижной к малоподвижной) в зависимости от плана проведения прогулки.

3.4. Воспитатель  обеспечивает контроль и непосредственную  страховку детей во время скатывания  с горки, лазания, спрыгивания  с возвышенности, спортивного  оборудования, метания, игр с мячом и пр.

3.5. Хождение  босиком по траве, асфальту, песку  детям разрешается только после  осмотра воспитателем территории  на безопасность.

3.6. Воспитатель  обеспечивает контроль соблюдения  воспитанниками требований личной  гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, бросать друг в друга песком, землей и пр.).

3.7. Воспитатель  обязан постоянно пересчитывать  детей, они должны находиться  в поле его зрения.

3.8. В теплое  время года воспитанникам необходимо  обеспечить питьевой режим.

3.9. Воспитателю запрещается:

  • оставлять детей без наблюдения;
  • самостоятельно изменять маршрут, не поставив в известность администрацию детского сада;
  • переходить дорогу с детьми при интенсивном движении, в неустановленных местах;
  • организовывать игры с воспитанниками у водоемов, прогулки возле проезжей части;
  • разводить костры на месте проведения целевой прогулки.

3.10. Воспитанникам  запрещается:

  • лазать по ограждениям, перилам, деревьям, заборам;
  • трогать руками животных, колючие растения, пробовать на вкус растения, грибы, плоды во избежание отравлений и желудочно-кишечных заболеваний;
  • пить сырую воду, воду из водоемов, есть немытые корнеплоды, ягоды, фрукты;
  • ломать ветки деревьев, уничтожать насекомых и птиц;
  • поднимать свертки, пакеты и подозрительные предметы;
  • приближаться к поврежденным электропроводам;
  • входить в контакт с посторонними незнакомыми лицами.

3.11. В случаях  самовольного ухода воспитанника  с прогулки воспитатель должен  немедленно поставить в известность  администрацию дошкольного учреждения, родителей (законных представителей), ближайшее отделение милиции. Немедленно организовать поиск ребенка, назвать его приметы: внешний вид, возраст, описать одежду.

4. Требования безопасности по окончании целевой прогулки

4.1. По возвращении  группы с прогулки необходимо проверить по списку наличие воспитанников.

4.2. Организовать  спокойный заход воспитанников  в помещение детского сада.

Информация о работе Планирование летней работы в ДОУ