Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:02, реферат
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.
Планирование
летней работы в ДОУ
И.Б. Барабанова, Т.М. Пацева, Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Основная задача
взрослых при этом как можно полнее
удовлетворить потребность Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения. В помощь педагогам в методическом кабинете старший воспитатель должен подобрать необходимую справочную и методическую литературу, конспекты проведения досуга и развлечений, календарь летних народных праздников и т. д. Большую помощь воспитателям может оказать использование материала из опыта работы с детьми летом в предыдущие годы; специально составленная картотека подвижных, спортивных, строительно-конструктивных и дидактических игр с кратким описанием каждой из них; практические советы и методические рекомендации (например, Рекомендации по предупреждению детского травматизма в летний период). Вооружить педагогов
знаниями, необходимыми для полноценной
воспитательной работы с детьми, помогут
специальные семинары- На заключительном педагогическом совете в мае следует ознакомить педагогов сосновными задачами работы ДОУ в летний период:
План летней работы детально обсуждается в коллективе детского сада, определяется роль каждого педагога в его выполнении. При этом учитываются пожелания и предложения воспитателей, специалистов, их творческие идеи, которые потом воплощаются в интересные мероприятия. В качестве примера в приложении 1 представлен план летней оздоровительной работы на июнь – август для всех возрастных групп. Учебные занятия в летний период не проводятся. Рекомендуется организовывать спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок (в соответствии с СанПиН 2.4.1.124903 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений, п. 2.12.14). Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности. Организация целевых прогулок Большое внимание
в летний период уделяется всевозможным
целевым прогулкам
Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение. В ходе прогулки полезно использовать разнообразные дидактические игры, например: "Угадай цветок по описанию", "Узнай дерево по листу", "Следопыты". Наблюдения можно сопровождать песенками, загадками, чтением коротких рассказов, стихотворений. Детям очень нравится самим сочинять загадки, стихи, сказки о цветах, насекомых, явлениях, происходящих в природе летом. Дошкольникам будет интересно узнать народные приметы. Можно организовать соревнование "Кто больше заметит вокруг интересного и необычного", взять с собой фотоаппарат и по ходу прогулки фотографировать детей и то, что они наблюдают. После возвращения с прогулки воспитанникам необходимо дать возможность обменяться наблюдениями, нарисовать свои впечатления, смастерить поделки из природного материала, которыми можно будет украсить участок детского сада, оформить выставку детских работ. Знания, полученные детьми на прогулке, могут отражаться в лепке, аппликации, коллажах, в детском словотворчестве. Интересно составить книгу о летних прогулках, которую дошкольники будут читать, рассматривать, показывать родителям и сверстникам из других групп. Над текстом обычно работают воспитатели и дети. Совместное издание могут украсить фотографии и детские рисунки. Чтобы прогулка за пределы детского сада стала для воспитанников не только полезной, удивительной, неповторимой, но и безопасной, воспитателю необходимо соблюдать следующие основные правила:
Накануне целевой
прогулки заведующий ДОУ издает приказ,
в котором оговариваются Организация творческих площадок Летом дети постоянно в движении, торопятся все узнать и успеть. Одна из важных задач педагогов – понять непредсказуемость и непостоянство интересов ребенка, увидеть в них закономерности его развития. Выявить интересы дошкольника к тому или иному виду деятельности позволяют специально создаваемые ситуации свободного выбора деятельности. Для успешной реализации свободного художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в летний период в нашем ДОУ функционируют пять творческих площадок. Их деятельность построена в форме увлекательнойигры-путешествия по мастерским-станциям:
Мастерская-станция представляет собой специально организованное пространство: затененное место на территории детского сада, оборудованное столами, стульями, необходимыми материалами. Каждую станцию украшает оригинальная вывеска, детские рисунки, поделки, коллажи и фотографии. Воспитанники могут принять участие в работе любой мастерской, "купив" билет до заинтересовавшей их станции. Каждой творческой мастерской руководит педагог, владеющий знанием прикладного характера, способный увлечь своим творчеством ребенка, ненавязчиво руководить свободной, самостоятельной деятельностью дошкольников. Приобщаются дети к художественно-творческой деятельности поэтапно. Основная цель первого – ознакомительного этапа – актуализация художественно-творческих интересов детей. Данный этап игры-путешествия предполагает знакомство воспитанников с разными видами художественно-творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, двигательной и пр.) путем их презентации. Прибывающих на станцию детей встречают сказочные персонажи (специально изготовленные куклы), а затем ребята знакомятся с видом искусства. Педагоги демонстрируют дошкольникам произведения искусства, предлагая включиться в совместную творческую деятельность. Длительность первого этапа – две недели. Основная цель второго – ориентировочного этапа – расширение круга интересов детей и предоставление им возможности проявить себя в различных видах творческой деятельности; помощь ребенку определиться со своими интересами и сделать выбор художественно-творческой мастерской. Второй этап игры-путешествия предполагает организацию художественно-творческой деятельности старших дошкольников в ситуации свободного выбора студий. На этом этапе три раза в неделю в группах детей старшего дошкольного возраста объявляется "Час свободного творчества", в рамках которого ребенок может включиться в работу любой студии под руководством педагога. При этом каждый раз он может менять студии-станции, следуя своим интересам и потребностям, пробуя себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Программа работы студий предусматривает возможность приобщения ребенка к работе на любом ее этапе. Задания, предлагаемые детям, носят занимательный характер, преследуют цель продемонстрировать особенности того или иного вида деятельности, увлечь ребенка одним из видов художественного творчества. Занимаясь в творческих мастерских, дошкольники приобретают опыт творческой деятельности, удовлетворяют свои ситуационные интересы к определенному виду творчества. Длительность второго этапа – четыре недели. Основная цель третьего – профильного этапа – создание условий для более глубокого освоения детьми определенного вида творческой деятельности и удовлетворения детских интересов в одном из них. На данном этапе дошкольники включаются в работу той или иной художественно-творческой мастерской на основе самоопределения личных интересов. Педагогическим результатом данного этапа наряду с углублением интересов детей является развитие творческих художественных способностей воспитанников. В завершении работы творческих площадок проводится "Творческий отчет", в ходе которого дети демонстрируют свои достижения, организуется выставка детских работ, оформляются портфолио дошкольников. Длительность третьего этапа – шесть недель. Эффективность работы творческих площадок во многом зависит от того, соблюдены ли следующие условия:
Необходимо отметить,
что характер интересов дошкольников
во многом определяется педагогическим
мастерством педагога- Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе. План летней оздоровительной работы в ДОУ
Инструкция 1. Общие требования безопасности 1.1. Проведение
целевых прогулок за пределы
детского сада (далее – Выход)
разрешается только при 1.2. Сотрудникам, сопровождающим детей, необходимо согласовать с администрацией ДОУ маршрут, время Выхода и возвращения, а также длительность прогулки. 1.3. Заведующий
ДОУ издает приказ о Выходе
воспитанников за пределы 1.4. Ответственный
за Выход обязан пройти 1.5. При проведении
Выхода воспитатель должен 1.6. Во время Выхода группу воспитанников должны сопровождать не менее двух взрослых. 1.7. Для оказания
первой медицинской помощи при
травмах во время Выхода за
территорию детского сада 1.8. Ответственные
за организацию Выхода детей
должны знать Инструкцию по
предупреждению несчастных 1.9. Воспитатель,
допустивший невыполнение или
нарушение Инструкции по 2. Требования безопасности перед началом проведения целевой прогулки 2.1. При проведении Выхода с целью безопасного пребывания детей за пределами ДОУ необходимо предварительно осмотреть участок, маршрут движения группы (территория должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя), исправность игрового оборудования, малых архитектурных форм. 2.2. Перед Выходом нужно осмотреть одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям. В жаркие летние дни дети должны иметь светлые головные уборы (косынки, панамы). 2.3. Необходимо
запастись свежей кипяченой 2.4. Перед началом прогулки ответственный педагог должен проверить количественный состав детей. 3. Требования безопасности во время целевой прогулки 3.1. Необходимо
обеспечить спокойный выход 3.2. При переходе
с воспитанниками улицы 3.3. Для предотвращения
переутомления, перегрева 3.4. Воспитатель
обеспечивает контроль и 3.5. Хождение
босиком по траве, асфальту, песку
детям разрешается только 3.6. Воспитатель
обеспечивает контроль 3.7. Воспитатель
обязан постоянно 3.8. В теплое
время года воспитанникам 3.9. Воспитателю запрещается:
3.10. Воспитанникам запрещается:
3.11. В случаях
самовольного ухода 4. Требования безопасности по окончании целевой прогулки 4.1. По возвращении группы с прогулки необходимо проверить по списку наличие воспитанников. 4.2. Организовать спокойный заход воспитанников в помещение детского сада. |