План мероприятий по работе с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, в МОУ СОШ№5 разработана программа по работе с родителями МОУ СОШ№5 обучение по плану рассчитано на 1 год. В основу данного плана положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что делает программу актуальной. Вся совместная деятельность педагогов и родителей строится с учётом индивидуальных особенностей каждого родителя. Доминирующие формы обучения:

Работа содержит 1 файл

План мероприятий по работе с родителями.doc

— 101.50 Кб (Скачать)
 
 

План  мероприятий по работе с родителями.

Составители:

 Пономаренко  Вероника Петровна, заместитель  директора по учебно-воспитательной  работе

Дейнего Елена  Николаевна, социальный педагог

Попкова Елена  Михайловна социальный педагог 

Адрес:

г..Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область, МОУ СОШ№5 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Понимание того факта, что семья  играет огромную роль в становлении  личности, воспитании детей, можно  найти в реалиях сегодняшней  жизни даже на государственном  уровне. 2008 год указом президента РФ был объявлен годом семьи. В настоящее время семья переживает период серьезных изменений. «Кризис семьи», «семья в тупике»- такие и им подобные утверждения небезосновательно появляются в российской печати, других средствах массовой информации.     Суть семьи - рождение и воспитание детей. И здесь практика подсказывает, что как ни парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей, так как они этого не умеют или не хотят делать, педагогу приходится учить родителей. Их необходимо вооружить психологическими и педагогическими знаниями, указать способы нравственного воспитания детей в семье.   Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей- матери, отца,бабушки, дедушки, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Представление о счастье каждый связывает с семьей. Не зря говорят «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

  • малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами;
  • молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным;
  • основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль»;
  • происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум); сегодня родители занимаются добыванием средств, иногда просто выживанием;
  • гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.  
        Задача образовательного учреждения - всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. Залогом успешной работы по обучению и воспитанию подрастающего поколения в МОУ СОШ№5 является сотрудничество образовательного учреждения с родителями. Поэтому в МОУ СОШ№5 разработан  план мероприятий по работе с родителями, в рамках которой проводятся мероприятия, направленные на повышение педагогической культуры: индивидуальные и тематические консультации,  социального педагога, психолога, родительские чтения и вечера. Самой распространённой формой работы с родителями является проведение родительских лекториев.    Администрация МОУ СОШ№5 заботится о том, чтобы формы, тематика родительских встреч были интересны, полезны как педагогам, так и родителям обучающихся. Поэтому в плане работы школы отводится главное место работе с родителями, рассматриваются различные семейные ситуации, конфликты поколений, при обсуждении которых делаются выводы, советы, памятки. С родителями детей ведётся индивидуальная работа, которая способствует созданию в микросреде семьи атмосферы, благоприятной для развития творческого потенциала ребёнка.  
    План мероприятий по работе с родителями

         Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, в МОУ СОШ№5 разработана программа по работе с родителями МОУ СОШ№5 обучение по плану рассчитано на 1 год. В основу данного плана положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что делает программу актуальной. Вся совместная деятельность педагогов и родителей строится с учётом индивидуальных особенностей каждого родителя. Доминирующие формы обучения:

    индивидуальные  и дифференцированные задания, предлагаемые по ходу лекции и в качестве домашних работ;

  • лекции, беседы, ролевые игры, практикумы, дискуссии.

Цель мероприятий: создание условий для взаимодействия семьи, специалистов  школы и кружков дополнительного образования детей в интересах развития личности ребёнка. Пропаганды здорового образа жизни, семейных ценностей, улучшение детско- родительских отношений.

Задачи  мероприятия:

  • научить родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;
  • содействовать овладению педагогическими знаниями, умениями, навыками организации семейного воспитательного процесса;
  • вооружить родителей современными психолого- педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
  • оказать индивидуализированную адресную помощь родителям по итогам психодиагностики семьи и семейного воспитания;
  • содействовать формированию семейного единства, взаимозависимости.

 Участники:

Родители, социальный педагог, психолог, логопед, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, классные руководители, учитель физкультуры, фельдшер.

  С  родителями учащихся6-10 лет ведётся тесное сотрудничество со всеми специалистами школы: администрация, психолог, социальные педагоги, методисты и другие специалисты. Основные задачи: 
Ожидаемый результат плана:

  родители должны знать:

  • особенности младшего школьного возраста;
  • основные режимные моменты. Особенности питания;
  • роль родителей в саморазвитии ребёнка, в развитии их одарённости;
  • историю своей семьи;
  • основные воспитательные приёмы.
  • должны уметь находить наиболее правильный выход из проблемной ситуации.

 Итоговый контроль осуществляется по результатам мониторинга.

Мониторинг  включает в себя: анализ тестирования детей, тесты, диагностические методы, анкетирование детей, собеседования, совместные разработки рекомендаций. Показатели мониторинга позволяют проследить эффективность процесса обучения родителей и определить дальнейшее направление их образования.

 

ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЙ

 

Мероприятия Теория Форма занятий

ответственные

1 Особенности младшего школьного возраста 
 

Сентябрь

Физиология  развития ребёнка младшего школьного  возраста. Переходный период в младшем  школьном возрасте. Привычки младших школьников. лекция, беседа

Кл. руководитель,

Соц.пед,

психолог

2   Режим дня школьника. Особенности питания

Адаптация 

Октябрь

необходимость соблюдения режима дня в младшем  школьном возрасте беседа, обмен  опытом.

Соц.пед,

психолог,логопед,

3 Досуг и семья. Спорт. 
 

Октябрь

Роль родителей  в организации досуга детей презентация организации  досуга в семье

педагог-организатор

пед.доп.образования

4 Возрастная  психология младшего школьника.

Роль родителей  в развитии ребёнка 

Ноябрь

Индивидуальность  ребёнка

формирование  личности ребёнка

Лекция,разработка рекомендаций

Соц.пед,

Психолог,логопед

5  Роль отца  в семейном воспитании детей

Декабрь

 Контакты  отца и ребёнка. Роль отца  в домашнем хозяйстве лекция.

Педагог организатор

6 Русская культура о роли семьи в воспитании детей. Горькая доля сиротства

декабрь

Воспитательный  потенциал семьи  лекция.

Соц.педагог,

Кл.руководитель

7 Виды воспитания

Педагогические  процессы в семье

январь

взаимодействие  семьи и школы вопросах воспитания   Презентация  Семейного воспитания  соц.педагог, психолог,

педагог

8 Роль традиций в семье   

февраль

Семейные традиции, их роль в воспитании детей  вечер вопросов  и ответов организация фото  – выставки «Я и моя семья».

Педагог-организатор

9 Книга в семье

СМИ и современные  дети 

 Март

Проблемы сегодняшнего чтения

СМИ и современные  дети

памяток «Какие книги нужно читать»,Разработка рекомендаций. Библиотекарь, психолог
10  Подростки  и проблема  вредных привычек

 апрель

. Подростки  и проблема  итоги социологического опроса среди школьников города о данной проблеме.

Соц.педагог

Фельдшер СОШ

11 Организация совместно  с детьми конкурсного мероприятия

 май

мероприятия «Папа, мама, я дружная семья». Эстафета

Учителя физ.культуры

12 Организация летнего  отдыха Планирование  каникул Информирование

Социальные педагоги

 
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПЛАНА

Основной  организационной формой обучения в  ходе реализации данного плана является занятие. Занятия проводятся как в традиционных формах: лекции, дискуссии, беседы и др., так и в нетрадиционных формах: эстафета, выставка, презентации и др.

Разнообразию  содержания и методов обучения в   плане отвечает разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития, формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые.

  • Фронтальное обучение при реализации данного плана применяются на теоретических занятиях для организации учебно- познавательной деятельности всех родителей одновременно.
  • Групповое обучение применяется в реализации данной программы наиболее часто на практических занятиях, когда все родители делятся на подгруппы, и каждая подгруппа выполняет своё задание. Эта организационная форма наиболее удачна.
  • Коллективная работа применяется на практических занятиях при обсуждении, какого- либо вопроса.

     

Для создания комфортного психологического климата  на занятиях применяются педагогические приёмы:

  • создание ситуации успеха;
  • моральная поддержка;
  • похвала;
  • поощрение.

Условия реализации плана:

1. Содержание учебно- тематического плана может изменяться в зависимости от корректировки целей занятий и потребностей той или иной стороны;

2. Для  успешной реализации  плана необходимо не только умелое управление, ответственное отношение специалистов, принимающих участие в реализации плана, но и заинтересованность родителей.  

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аршавский  И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология.- Л.: Наука, 1975.

2. Анзор  Л. Дети и семейный конфликт._ М., 1988.

3. Бирюков  Л.А. Программа курса «Валеология в младших классах».- М., 1998.

8. Лихачёв  Б.Т. Педагогика: курс лекций.- М., 1993

10. Маишева  В.А. Работа с родителями. Из  опыта работы. – М.: «Просвещение», 1982. - 64 с. 

12. Разин  А.В. Воспитание красотой. Из опыта  работы. - М.: «Просвещение», 1980. - 80 с.

13. Рубинштейн  М.М. Основы общей психологии.- М., 1940.

14.Цукерман  Г.А. Психология саморазвития.- М.: Интерпракс, 1995.

 

 
РЕКОМЕНДАЦИИ НЕЙРОПСИХОФИЗИОЛОГОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту -девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному  видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы – взрослые.

Помните, что, когда женщина воспитывает  и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и  тщательности выполнения вашего задания.

Старайтесь, давая задания мальчикам как  в детском саду, в школе, так  и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, не типовых заданий.

Не забывайте  не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

Никогда не ругайте ребенка обидными словами  за неспособность что-то понять или  сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

Информация о работе План мероприятий по работе с родителями