Перспективы развития педагогической профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 08:03, реферат

Описание работы

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………стр. 3-5
2. Особенности педагогической профессии………………………стр. 5-12
3. Перспективы развития педагогической профессии………стр.12-13
4.Заключение………………………………………………………………………стр.13-18
5.список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогики.docx

— 50.68 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

В профессии  учителя ведущее место занимает направленность его личности. Рассмотрим в этой связи свойства личности учителя-воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

К.Д. Ушинский писал: "Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать  только убеждением. Всякая программа  преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется  мертвой буквой, не имеющей никакой  силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель  никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его  личного убеждения, она не будет  иметь никакой силы. В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.

В структуре  личности учителя особая роль принадлежит  профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально  значимые свойства личности педагога.

Профессиональная  направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой  педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение  в положительном эмоциональном  отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом  и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими  знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического  интереса, который может быть и  созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности  к педагогическому делу.

Наличие или отсутствие призвания может  выявиться только при включении  будущего учителя в учебную или  реальную профессионально ориентированную  деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней. Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя.

Основу  педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель  всегда спешит оказать помощь детям  и взрослым, всем, кто в ней  нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к  себе, неукоснительно следуя своеобразному  кодексу педагогической морали.

Высшим  проявлением педагогического долга  является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение  его мотивационно-ценностное отношение  к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования - жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании  профессионального долга и чувстве  ответственности, составляют сущность педагогического такта, который  есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать  его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения  учителя в любом случае состоит  в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль  и тон, время и место педагогического  действия, а также провести своевременную  их корректировку. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется там, где внимательность и справедливость играют важную роль.

Педагогическая  справедливость представляет собой  своеобразное мерило объективности  учителя, уровня его нравственной воспитанности. В.А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к  воспитателю. Но нет какой-то абстрактной  справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого  ребенка" Качества личности, характеризующие  профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и  концентрированным выражением его  авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет  личности.

Основу  познавательной направленности личности составляют духовные потребности и  интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность  в знаниях. Непрерывность педагогического  самообразования - необходимое условие  профессионального становления  и совершенствования.

Один  из главных факторов познавательного  интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л.Н. Толстой отмечал, что  если "хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики  полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее, то, сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния" Эту мысль развивал и В.А. Сухомлинский. Он считал, что мастер педагогического дела знает азбуку своей науки.  На уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает. Он должен знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез. Учителю необходимо видеть перспективы преподаваемой науки.

Наиболее  общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется  в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное  развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                      Список литературы

 

  1. Учебное пособие для студ. Высшего  педагогического учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.                                                                     
  2. Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студ. среднего педагогического учебных заведений. - М. Издательский центр «Академия», 1998..

Информация о работе Перспективы развития педагогической профессии