Педогогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Один из основоположников социальной педагогики как науки и практики является знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.). В своей практической деятельности он выступил организатором детских учреждений для беспризорных и безнадзорных детей и подростков, а также детей, родители которых принадлежали к беднейшим слоям населения. В этих воспитательных учреждениях швейцарский педагог применил на практике собственную систему социально-педагогической деятельности, направленную на реабилитацию воспитанников и их интеграцию в общественную жизнь.

Содержание

Введение: 3
Жизнь и деятельность Иоганна Генриха Песталоцци. 4
Социально-педагогические и философские взгляды Песталоцци. 7
Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования. 9
Физическое и трудовое воспитание. 11
Нравственное воспитание. 12
Умственное образование. 13
Создание частных методик начального обучения. 17
Вывод: 19
Список источников: 20

Работа содержит 1 файл

Педогогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци.docx

— 35.57 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГОУ  ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ»

 

КАФЕДРА ГУММУНИТАРНО-ПРОВОВОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

 

Курсовая  работа

На  тему «Педогогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци».

 

 

 

Выполнил: студент п-2-3б

Занин И.Н.

Проверил: профессор

Плаксин В.Н.

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение: 3

Жизнь и деятельность Иоганна Генриха Песталоцци. 4

Социально-педагогические и философские взгляды Песталоцци. 7

Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования. 9

Физическое и трудовое воспитание. 11

Нравственное воспитание. 12

Умственное образование. 13

Создание частных методик начального обучения. 17

Вывод: 19

Список источников: 20

 

 

Введение:

 

Один  из основоположников социальной педагогики как науки и практики является знаменитый швейцарский педагог  Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.). В  своей практической деятельности он выступил организатором детских  учреждений для беспризорных и безнадзорных детей и подростков, а также  детей, родители которых принадлежали к беднейшим слоям населения. В этих воспитательных учреждениях  швейцарский педагог применил на практике собственную систему социально-педагогической деятельности, направленную на реабилитацию воспитанников и их интеграцию в  общественную жизнь. И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил  внимание на необходимость организации  специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский  педагог на практике осуществлял  подготовку таких воспитателей. В  современной России одной из насущных проблем является детская беспризорность и безнадзорность. В этой связи, исследование социально-педагогического наследия И.Г. Песталоцци, раскрывающего сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений, приобретает  особую актуальность.

 

Жизнь и деятельность Иоганна  Генриха Песталоцци.

 

Иоганн  Генрих Песталоцци - швейцарский педагог. Родился в Цюрихе в семье глазного врача. Он рано лишился отца и воспитывался матерью. Образование он получил  обычное для того времени: сначала  окончил начальную школу на немецком языке, потом - традиционную латинскую  школу и школу повышенного  типа, готовившую к получению высшего  образования; гуманитарную коллегию, нечто  вроде старших классов гимназии, после чего учился в высшей школе, Коллегиум Каролинум, где готовились протестантские теологи и проповедники, уйдя с последнего теологического курса. В школе он считался неспособным  учеником и был предметом насмешек своих товарищей. Поступая в университет, Песталоцци видел себя богословом. Однако вскоре он начинает задумываться о нуждах народа, о том, как ему  помочь. Главной причиной этого было увлечение Песталоцци просветительскими  и революционными идеями, пришедшими из Франции, прежде всего идеями Ж. -Ж. Руссо, озабоченностью судьбами простого народа, жившего в нищете и невежестве. Поиск практических путей вывода простых людей из жалкого состояния  Песталоцци видел в изменении  характера воспитания детей, которое  должно обеспечивать им единство нравственного, умственного и физического развития, а также подготовку к производительному  труду через активное участие  в нем.

Чтобы стать  ближе к народу, он решил заняться юриспруденцией, но потом становится агрономом. Чтение "Эмиля" Руссо  оказало на Песталоцци особое влияние. Обладая замечательным мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал  окружающий мир. Закончив университет, он приобрёл небольшое имение Нейгоф. Там он собирался провести в жизнь  некоторые преобразования в области  земледелия и приобщить к ним  окрестных крестьян. Однако у Песталоцци не оказалось выдающихся способностей для хозяйственной деятельности, его опыты не дали ожидаемых результатов  и значительно подорвали материальное положение Песталоцци. В это время  он приходит к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без присмотра и воспитания.

Благодаря поддержке местной общины и добрых людей Песталоцци собрал у себя около 50 детей, которым он самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, обучая их летом полевым  работам, а зимой - ремеслу. Но и это  начинание постигла неудача. Как  только крестьянские дети получали у  Песталоцци приличную одежду, родители уводили детей и забирали себе деньги, которые зарабатывали дети. Песталоцци закрыл школу, на её содержание у него не хватало средств. В 1780 г. Песталоцци написал небольшое сочинение  под названием "Досуги отшельника", представлявшее собой сборник афоризмов. Оно было встречено читателями прохладно. Но именно в нём Песталоцци излагает свои взгляды, которые будет развивать  впоследствии. Большой успех имели "Лингард и Гертруда, книга  для народа" (1781). Это рассказ  о том, как простая, умная и  уважаемая в своей деревне  крестьянка, умело воспитывая своих  детей убедила односельчан открыть  в деревне школу. От неопределенных и пылких мечтаний Песталоцци переходит  к суровой прозе жизни: "заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия" можно только тогда, когда  поднимется уровень образования  народа. Но поскольку у народа нет  ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое  и было написано Песталоцци.

К старости Песталоцци пришлось вернуться к  своей педагогической деятельности. Швейцарское правительство, некоторые  члены которого симпатизировали  Песталоцци, предоставило ему полуразрушенные  войной зданий монастыря Урсулинок  в Станце. Песталоцци снова собрал вокруг себя детей, оставшихся после  войны без присмотра. Не имея помощников, Песталоцци сам справлялся с сотней не самых примерных детей. Песталоцци был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и  даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. Старшие дети вскоре стали помощниками Песталоцци. Педагогическая деятельность Песталоцци была неожиданно прервана: французским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и Песталоцци вынужден был закрыть школу.

Некоторое время спустя Песталоцци удалось  открыть школу в Бургдорфе, которая  была впоследствии переведена в Ивердон. Там известность Песталоцци достигает  своей вершины. В Бургдорфе и  Ивердоне появлялось много людей, желавших воочию убедиться в целесообразности приемов Песталоцци. Император Александр I также интересовался деятельностью  Песталоцци, виделся с ним и  отнесся к нему весьма милостиво. Последние годы жизни принесли Песталоцци большое огорчение: его помощники  по Ивердону перессорились, Песталоцци вынужден был покинуть основанное им заведение и вскоре умер в своем  поместье Нейгоф в возрасте восьмидесяти лет.

 

Социально-педагогические и  философские взгляды Песталоцци.

Мировоззрение Песталоцци носило демократический  характер, но было исторически ограниченным. Песталоцци мечтал о возрождении  своего народа, но наивно верил в  возможность изменить жизнь тружеников путем их просвещения и воспитания. Он не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном  ему обществе является результатом  существующих общественных отношений, видел источник народных бедствий не в экономических условиях, а в  отсутствии просвещения.

Утверждая, что воспитание и образование  должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших  рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут  пробуждены и укреплены все его  истинно человеческие силы. Это можно  сделать только в процессе воспитания.

Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует  нравственность. У человека, который  трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни  общества, оно является важнейшей  силой, связывающей людей в крепкий  общественный союз.

Песталоцци  развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что  каждой способности человека присуще  стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз, —  говорил Песталоцци, — хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и  сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».

Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как  полагал Песталоцци, от рождения самим  творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться.

Центром всего воспитания является формирование нравственности человека; «деятельная  любовь к людям» — вот что должно вести человека в нравственном отношении  вперед. Эта «деятельная любовь к  людям» обусловливается и «естественной  религией». К официальной религии  и ее служителям Песталоцци относился  отрицательно. «Обманщик, — обращается он к священнику, — с тех пор  как мир существует, ты злоупотребляешь  верой в бога, чтобы склонить людей  к глупому идолопоклонству... Ты махаешь  знаменами убийства, как будто  они знамена любви».

Познание, утверждал Песталоцци, начинается с  чувственного восприятия и восходит путем переработки представлений  к идеям, которые существуют в  сознании человека как образующие силы, но для своего выявления и оживления  нуждаются в материале, доставляемом ощущениями.

Мировоззрение Песталоцци является в целом идеалистическим, но оно имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало  некоторые материалистические утверждения  и диалектические положения.

 

Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования.

 

 

Цель  воспитания, по Песталоцци, заключается  в том, чтобы развить все природные  силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог  не должен подавлять естественного  развития подрастающего человека, как  это происходило в школах, а  направлять это развитие по правильному  пути, устранять препятствия и  влияния, которые могли бы его  задержать или отклонить в  сторону.

Основной  принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, — это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек  не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как  члена общества.

Песталоцци  не идеализировал, как Руссо, детскую  природу. Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в  развитии всех человеческих сил и  должно правильно поставленное воспитание.

Соотношение, которое должно существовать между  воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и  выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней.

Исходя  из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать  новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.

Песталоцци  называет антипсихологическими современные  ему школы, в которых дети, безжалостно  оторванные от общения с природой, на долгое время ввергались в холодный и мертвый для них мир букв и поток чужих слов. Вместо того чтобы развиваться, ребенок тупел  в этой обстановке, лишенный заботы о его детских запросах и стремлениях.

Все многообразные  силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям — на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем  постоянных толкований о том, что  такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством  механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются  на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать  у человека под влиянием жизненной  необходимости и его внутренней потребности.

Процесс развития всех человеческих сил и  возможностей начинается с самого простого и постепенно поднимается ко все  более сложному. По этому пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от рождения задатки  сил и способностей нужно развивать, упражняя в той последовательности, которая соответствует естественному  порядку, вечным и неизменным законам  развития человека.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Теория  элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти  стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

 

Физическое и трудовое воспитание.

Целью физического  воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой  физического воспитания детей —  естественное стремление ребенка к  движению, которое заставляет его  играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать.

Песталоцци  считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия  взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием.

Упражнять и развивать физические силы детей  следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо. Система  таких последовательно выполняемых  упражнений не только разовьет ребенка  в физическом отношении, но и подготовит его к труду, сформирует у него трудовые умения. Большое место в  физическом воспитании Песталоцци отводил  военным упражнениям, играм, строевым занятиям. В Ифертенском институте  все эти занятия военного характера  тесно сочетались со спортивными  играми, туристскими походами и экскурсиями  по Швейцарии. Физическое воспитание проходило  в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.

Информация о работе Педогогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци