Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:33, контрольная работа
Идея свободы, ценности свободы выступают в области образования на различных планах, и обычно их рассматривают в аспектах а) свободы личности ребенка, b) свободы учительского труда, c) свободы школы как основной “ячейки” педагогического сообщества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Педагогика свободы и педагогика необходимости……………………………..4
Заключение………………………………………………………………………...9
Список литературы………………………………………………………………10
Содержание
Введение…………………………………………………………
Педагогика свободы и педагогика необходимости……………………………..4
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Педагогика
свободы не есть точно определенная педагогическая
концепция или, скажем, особая отрасль
педагогической теории. Скорее, в качестве педагогики свободы
можно понимать некий культурно-образовательный
импульс, живое течение в образовательной
мысли и в образовательной практике,
которое проявляется в самых различных
формах и основную ценность образования
видит в ценности свободы. Поскольку и образование, и
Идея свободы,
ценности свободы выступают в
области образования на различных планах, и
обычно их рассматривают в аспектах а) свободы
личности ребенка, b) свободы учительского
труда, c) свободы школы как основной “ячейки”
педагогического сообщества. Безусловно,
все ярусы идеи образовательной свободы
взаимосвязаны. Очевидна неестественность и
проблематичность ситуации, если свободную
личность должен взращивать несвободный
педагог, равно как вряд ли можно ожидать
расцвета свободы учителя, если школа в
целом существенно будет несвободна как
общественный институт.
Педагогика
свободы и педагогика
необходимости
История показывает, что в России периоды процветания и величия всегда были одновременно периодами Просвещения: при Петре I, при Екатерине II, при Александре I и т.д.
Коренной, поистине общенациональной ошибкой всех реформ последнего десятилетия была ошибочная, грубо-материалистическая идея, будто возможно построить эффективную новую экономику, сильное правовое государство и живое гражданское общество без реализации системной Политики Просвещения. Жизнь доказала, что непросвещенная свобода - непродуктивна и неустойчива, порой опасна и бессмысленна.
Политика же Просвещенной Свободы с необходимостью требует реализации политики Свободного Просвещения.
Импорт или изобретение экономических схем, банковских инфраструктур, компьютеров, техники, технологий, долларов - в отрыве от становления нового просвещенного человека (образованного, воспитанного, культурного) - обречены на крах.
Техника будет ломаться и ржаветь, доллары и банковские кредиты будут разворовываться, экономика по-прежнему "лежать на боку" и "уходить в тень", - если у людей не будут вырастать новое сознание: ответственное, ценностное, правовое, экономическое, технологическое.
Все реформы в России (политические, экономические, правовые и проч.), проводимые в парадигме экономического материализма - обречены, если государство не делает главную ставку на решающий - то есть человеческий - фактор.
Сильная средняя и высшая школа не "один из" результатов чаемой возрожденной России - по распространенной и ошибочной мысли "вот, когда все будет хорошо в стране, тогда и школы расцветут", - но базовое условие такового возрождения. Вот корневая вещь, которую фатальным образом не поняли и не понимают российские эконом-реформаторы первого призыва.
Реализация
либерально-образовательной
Во-первых, трансформация содержания и методов обучения. Нынешнее содержание обучения, в очень малой мере изменившееся со времени советской школы, глубочайшим образом противостоит осуществлению какого-либо импульса свободы в образовании.
Оно на 50% анахронично и, что еще важнее, на 90% неусваиваемо учениками. Однако формально оно требуется ото всех учащихся посредством жесткого контроля знаний, и это есть базовая причина тотальной неправды, пронизывающей сложившуюся у нас школьную систему. Поговорка "3 пишем, 2 в уме" еще в мягкой форме выражает ситуацию. Сказка Андерсена о голом короле делает это более жестко [5, с.86].
Все идеи о раскрепощении учителя или о личностной педагогике, о школьном самоуправлении и о функционале гуманистического психолога в школе суть обман или, называя вещи своими именами, маразм, - когда от каждого российского ученика требуют ответов на вопросы о получения катиона в виде аквакомплекса с дальнейшим переходом к гидроксокомплексам и с определением соответствующего координационного числа геометрическим фактором;
- о том, какое влияние оказал Каприви на русско-французские отношения;
- о цитологических основах скрещивания особей, отличающихся по двум парам аллелей;
- о лесорубочном билете, лесном билете, лесном ордере и научно обоснованной расчетной лесосеке в новом Лесном Кодексе (все примеры взяты из утвержденных Минобром учебников для массовой школы).
Дело много хуже, чем уже ставшие притчей во языцех “перегрузки”, вызванные подобным содержанием обучения. Всем этим закладывается и поддерживается нечто, абсолютно несовместимое со свободой – а именно массовая ложь. Вспомним Толстого и зададим вопрос: на чем может держаться весь этот нескончаемый нонсенс? Только на насилии.
Сто
лет назад Киршенштейнер
Сумма знаний, якобы подлежащая внедрению в головы учеников, непрерывно растет и дифференцируется. Из этого положения не выйдешь простым увеличением числа учебных часов и учебных лет (Валентина Ивановна и Владимир Михайлович, прочтите хоть эту фразу!). Противоречия, возникшие по этой проблеме внутри старой школы, кажутся безысходными.
Школа
должна найти в себе мужество ограничиться
минимумом общеобразовательного материала,
и только тогда на деле будет развиваться
самостоятельность и
Во-вторых,
трансформация экономики
Все
правительства эпохи
В плане проблематики педагогики свободы можно лишь заметить, что если отдельный бедный человек и может иногда быть внутренне свободным (и к этому, от безысходности, все чаще призывают учителей даже вполне доброжелательные люди), то массовая профессиональная страта в условиях нищеты может лишь люмпенизироваться. Пока наши политики свято не видят, что означает люмпенизация трехмиллионного учительства. В будущем они это увидят. Однако, скорее всего, будет уже поздновато.
В-третьих,
трансформация законодательно-
И это в лучшем случае, то есть де-юре. Де-факто потихоньку наступает беспредел. Все центральные правовые скрепы, законодательные акты, определенные семь лет назад законом “Об образовании”, просто отсутствуют, – например, закон о госстандартах общего образования или закон о нормативном финансировании.
В отсутствие стандартов и нормативов, на которых, по идее, построены все механизмы финансирования и госконтроля школы (аттестация и проч.), воцаряется, как и следовало ожидать, не свобода, а произвол местных чиновников. Все предельно логично. “Отдайте кесарю кесарево, а Богу – Богово”, - вот нормальная диспозиция для свободы. Но кесарево не обозначено и тем самым не локализовано, а потому оно становится всезаполоняющим.
Ну, еще есть и иные мелочи. Скажем, с одной стороны, школу передают муниципалитетам, во имя укрепления основ “местной демократии”. С другой – “забывают” об обеспечении естественных образовательных обязательств местной власти презренным металлом. Потом на арену выводят клоуна, у которого на заднице крупно начертано “демократия”; публике становится очень смешно.
Далее, весь этот бред и ничегонеделанье объявляется “трудным путем российской демократии”, а после с поистине шекспировским пафосом выводится резюме: “Вы хотели свободы? Вы ее получили!”
Все же и изо всего этого можно извлечь смысл. Ничто не может быть враждебней свободе, чем вызревшая в подобной образовательно-политической практике троица лжи, нищеты и беззакония.
Лечить
эту ситуацию можно лишь путем
новой и реальной образовательной
политики. В этом и состоит урок
последних лет для педагогики
свободы. Мы увидели, что привычная
структура “свобода ученика –
свобода учителя – свобода школы” является
кардинально недостаточной, неполноценной,
- она повисает в воздухе без четвертого
компонента: образовательной политики,
ориентированной на ценность свободы.
Заключение
Педагогика
свободы – это педагогика свободного
человека. Уже поминавшийся выше Дон Хуан
произнес предельно предметную фразу:
“Свобода передается единственным путем
– от человека к человеку, в точности как
заразная болезнь”. Если учитель несет
в себе эту “бактерию свободы”, то она
сядет и на ученика, если нет – таки плохо…
Но эта махонькая, слабая “бактерия свободы”
может либо укрепляться, либо, наоборот,
умерщвляться множеством внешних факторов:
наличием либо отсутствием выбора, права
и собственности, правдивостью либо лживостью
общественного дискурса, мерой морального
и культурного роста педагога и его интеллектуальной
честности, реальным диапазоном самореализации
и самораскрытия (в познании, в искусстве,
в управлении), градусом общественного
и личного страха, - чем угодно, в том числе
многоканальным или одноканальным механизмом
финансирования. Однако в центре всего,
как главное, стоит мысль, непритязательным
образом помеченная в первом абзаце статьи
и теперь, после всего навороченного контекста,
могущая быть выраженная в форме сложного
личного вопроса, личного и внутреннего:
“Учитель, завуч, директор, министр, имярек,
- знаешь ли ты свободу? несешь ли ты в себе
свободу? является ли свобода, твоя и вверенных
тебе “пасомых”, основной ценностью для
тебя?” С этого вопроса начинается педагогика
свободы.
Список
литературы
1. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 2000.
2. Крутецкий Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 2003.
3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2002. – 720 с.
5. Селиванов В.С. Основы общей педагогии, М., -2006.
6. Хрестоматия по психологии. Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В.Петровского М., “Просвещение”, 2004.