Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:20, реферат
Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания.
Не надо переделывать ребенка. Не надо переделывать себя. Наши усилия должны быть направлены не на ребенка, не на себя, а на главное – на отношение к ребенку. Человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных усилий, возникающих в его отношениях с людьми. Антуан де Сент-Экзюпери писал, что человек – это узел отношений.
Ни в какой книжке не опишешь эти тысячи оттенков интонации, тысячи оттенков во взгляде, никак не научишься смотреть на ребенка добрыми глазами! Все эти мелочи, из которых и состоит работа воспитания, сами собой находятся, когда изменяется наше отношение к ребенку.
Такова педагогика. В каждом слове, в каждой интонации, в каждом самом маленьком поступке отражаются все наши убеждения. В любом слове – вся педагогика в полном объеме.
Воспитание
принципиально двойственно, в нем
два ряда. Один ряд – культурный,
навыки культурного поведения, умственное
развитие, учение – все то, что
в прежние времена в богатых
семьях давали гувернеры.
Другой ряд – нравственный, навыки обращения
с целями, навыки выбора нравственных
средств.
В сознании большинства воспитывать – значит прививать культурные навыки. На самом же деле воспитывать – значит учить человека относиться к людям и к делу по-человечески.
Литовский
ученый Р.Тидикс в интереснейшей
статье “Об уровнях воспитания”
пишет, что “на практике чаще всего
не образование определяет нравственность,
а, наоборот, нравственность определяет
потребность человека в образовании”.
Нравственный человек никогда не будет
ниже своей среды по культурному уровню.
...И снова мы подходим к горячей точке
педагогики, к чему-то, определяющему успех
или неуспех воспитания. Говорят: “Ребенок
должен делать все, что положено, вы должны
научить его, и при этом, конечно, нельзя
унижать его достоинства, ругать его, кричать
на него, бить”. Но нет в жизни “и”! Все
это правильно для совершенных воспитателей-отличников.
Но что делать нам, несовершенным? Замотанным
жизнью и работой? Не обладающим великой
воспитательной силой? И взгляд-то у нас
вовсе не такой, что посмотришь на ребеночка
– он и стихает. Что нам делать?!
Вывод, мне кажется, может быть только
один. Если у нас не хватает способностей,
сил, времени и дети не ангелы, если невозможно
и культурное поведение дать, и нравственную
культуру, то надо каким-то из двух этих
рядов поступиться. Сделать выбор.
Нравственное воспитание – воспитание без воспитания, без особых педагогических мероприятий и мер. Для него нужна трата души, а не времени, не нервов. Если мы выбираем культурный ряд, но ничего не можем добиться от ребенка, мы становимся все злее, все нетерпимее, все меньше любим разочаровавшего нас ребенка, и он становится все хуже и хуже. Если же мы делаем второй выбор, нравственный, мы постепенно научаемся находить выходы, у нас развивается изобретательность, некая педагогическая хитрость, мы становимся лучше, даже не занимаясь самосовершенствованием, не думая о нем – и лучше становятся наши дети.
Воспитание воздействиями – это пассивная педагогика. Мы наметили в голове некий курс в виде образа Ребенка, и теперь все наши действия определяются не нами, а ребенком. Чуть он отклонился – мы начинаем реагировать. Если бы он следовал по заданной траектории, мы бы спали. Мы не замечаем ребенка, мы замечаем одни лишь его недостатки.
Нравственно-духовное воспитание – это активная педагогика. Мы зовем к самоосвобождению, вызываем чувство симпатии, пробуждаем добро. Сами не спим душой и не даем заснуть душой ребенку.
Одна
педагогика делает упор на то, что ребенок
должен знать, должен уметь, должен понимать.
Она говорит нам: надо, чтобы... надо, чтобы...
Другая педагогика делает упор на то,
каким путем добиваться этих всем известных
“должен, должен, должен”. Она говорит:
чтобы, надо... чтобы, надо...
Чтобы дети выросли нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него. Так получается – а так нет.
В
сущности, как мало нужно для хорошего
воспитания! Надо лишь понять, что нет
двух отношений к ребенку – человеческого
и педагогического. Есть одно, одно и только
одно: человеческое.
Просто “сотрудничество” красивый, но
пустой призыв, потому что с разболтанными,
отстающими, не желающими работать школярами
сотрудничать невозможно. Так же, как невозможно
установить отношения сотрудничества
в разболтанном коллективе, не объединенном
общими целями, в коллективе, который держится
только на приказах и других административных
мерах. Руководитель такого коллектива,
скажем, директор школы, всегда может подняться
и сказать: “А у меня учительница не хочет
брать классное руководство, ну как с ней
сотрудничать?” – и невежественным людям
будет казаться, что он прав.
Он
прав в мире, где безраздельно господствует
карательная педагогика. Он прав для
той головы, в которой карательная педагогика
царствует безраздельно.
Да, отношения сотрудничества нельзя установить
в один день и в одну неделю. Карательная
педагогика ничего не требует от педагога,
кроме жесткого взгляда и громкого голоса
да безжалостности, с какой учитель пользуется
родительским ремнем. Символ карательной
педагогики – маленькая девочка, которая
плачет и падает прямо на уроке в ноги
к учителю, лишь бы он не ставил двойки,
ибо за двойкой последует жестокая порка
дома.
Педагогика сотрудничества очень трудна. Чтобы добиться сотрудничества с детьми, надо иметь доброе сердце, высокую культуру, современный профессионализм.
Говорят:
это романтика! Не все же учителя
добрые и культурные, не все же профессионалы!
И делают вывод: педагогика сотрудничества
– для избранных.
Не слушайте эти речи, учитель. Вам внушают,
что вы серый, ни на что не способный, и
делают это с одной целью: чтобы легче
было учителем управлять, чтобы оправдать
жесткий контроль над учителем. Да, среди
учителей есть всякие люди, много уставших,
издерганных, не побоимся сказать – озлобившихся
от тяжелого и подчас бессмысленного труда,
ибо карательная педагогика не приносит
удовлетворения никому: ни детям, ни родителям,
ни учителям.
Но
что же – так и будет? И никакого
света в окошке, кроме периодических
призывов к гуманизму и добру, на что замученный
учитель отвечает в уме: “Тебя бы на мое
место, гуманист, посмотрела я, что бы ты
запел на третий день, когда твои ученики
пошлют тебя самыми последними словами
вместе с твоим гуманизмом”.
Да, и такая трудность есть, быть может,
главная: воспитанные в системе карательности,
многие ученики уже разучились понимать
доброе человеческое слово и признают
только силу и насилие. Да, это так.
Но какой же из этого вывод? И не рваться?
И не стремиться? Доживать дни до пенсии,
ни на что не надеясь? Противники педагогики
сотрудничества зовут вас именно к этому.
Сторонники ее говорят: есть надежда! Обстоятельства
можно переменить. Пути и способы перехода
к сотрудничеству определены, их можно
вызнать, ими можно овладеть!
И во всяком случае важно понимать, на каком свете ты живешь, за кого ты, какой смысл имеет то, что ты делаешь. Еще и еще раз: или педагогика кары и наказания, совершенно бессильная, или педагогика сотрудничества – третьего нет. Пускаются в рассуждения типа: метод-де не имеет значения, важна культура; у каждого свой метод, важна личность и только личность.
Снова то же самое: вам говорят, коль скоро у вас не хватает культуры и не выдающаяся вы личность, то и сидите молча, ничего у вас не получится.
Но
нет же! Личность, культура и профессионализм
(знание методик) неразрывны, и сегодня
именно методики – главное звено в этой
цепи, потому что они доступны, они определенны,
их можно распространять, и они меняют
характер учителя, заставляют его тянуться
к культуре. Странно, что в конце ХХ века
приходится доказывать необходимость
науки, необходимость педагогических
знаний, необходимость постижения нового.
ГЛАВНОЕ ОБВИНЕНИЕ против педагогики
сотрудничества, постоянно и нудно повторяемое,
состоит в том, что она будто бы против
дисциплины, требовательности, порядка.
Нет дисциплины? Да придите к С.Лысенковой, да постойте в дверях класса Е.Ильина, да посидите за партой у Ш.Амонашвили, да приезжайте на любой коммунарский сбор – всюду такая дисциплина, какая и в самом сладком сне не снилась ни одному стороннику карательной педагогики.
Но это дисциплина другого рода. Ее источник не учитель, как бы авторитетен он ни был, а труд. Сотрудничество имеет корнем труд, трудом держится, к труду зовет, трудом награждает.
В этом разница. Карательная педагогика трудом наказывает, педагогика сотрудничества трудом награждает. Карательная педагогика толкает к труду, сотрудническая – зовет к труду.
Вот два главных орудия двух педагогик: у карательной педагогики – наказания, у педагогики сотрудничества – успех.
Педагогика сотрудничества это:
1. Индивидуальная работа.
2. Соревновательная.
3. Кооперативная.
Основные элементы обучения сотрудничества:
1. Работа ученика контролируется учителем.
2. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый.
3.
Группы не должны быть
На доске: Правила поведения при групповой работе.
1.
Каждое предложение должно
2. Определение должно быть ясным, чтобы каждый понял различия между правилами.
3. Быть корректным по отношению к товарищу (гражданину).
Качества гражданина:
1.
Уважение и терпимость к
2. Личная свобода.
3. Равенство.
4.
Справедливое отношение к
5. Участие в жизни общества.
6. Уважение закона.
7.
Мышление: открытое, критическое.