Педагогика сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:20, реферат

Описание работы

Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания.

Работа содержит 1 файл

Педагогика сотрудничества.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

     Не  надо переделывать ребенка. Не надо переделывать себя. Наши усилия должны быть направлены не на ребенка, не на себя, а на главное  – на отношение к ребенку. Человек  меняется не от манипуляций, которые  с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных усилий, возникающих в его отношениях с людьми. Антуан де Сент-Экзюпери писал, что человек – это узел отношений.

     Ни  в какой книжке не опишешь эти  тысячи оттенков интонации, тысячи оттенков во взгляде, никак не научишься смотреть на ребенка добрыми глазами! Все эти мелочи, из которых и состоит работа воспитания, сами собой находятся, когда изменяется наше отношение к ребенку.

     Такова  педагогика. В каждом слове, в каждой интонации, в каждом самом маленьком  поступке отражаются все наши убеждения. В любом слове – вся педагогика в полном объеме.

     Воспитание  принципиально двойственно, в нем  два ряда. Один ряд – культурный, навыки культурного поведения, умственное развитие, учение – все то, что  в прежние времена в богатых семьях давали гувернеры.  
Другой ряд – нравственный, навыки обращения с целями, навыки выбора нравственных средств.

     В сознании большинства воспитывать  – значит прививать культурные навыки. На самом же деле воспитывать –  значит учить человека относиться к людям и к делу по-человечески.

     Литовский ученый Р.Тидикс в интереснейшей  статье “Об уровнях воспитания”  пишет, что “на практике чаще всего  не образование определяет нравственность, а, наоборот, нравственность определяет потребность человека в образовании”. Нравственный человек никогда не будет ниже своей среды по культурному уровню.  
...И снова мы подходим к горячей точке педагогики, к чему-то, определяющему успех или неуспех воспитания. Говорят: “Ребенок должен делать все, что положено, вы должны научить его, и при этом, конечно, нельзя унижать его достоинства, ругать его, кричать на него, бить”. Но нет в жизни “и”! Все это правильно для совершенных воспитателей-отличников. Но что делать нам, несовершенным? Замотанным жизнью и работой? Не обладающим великой воспитательной силой? И взгляд-то у нас вовсе не такой, что посмотришь на ребеночка – он и стихает. Что нам делать?! 
     Вывод, мне кажется, может быть только один. Если у нас не хватает способностей, сил, времени и дети не ангелы, если невозможно и культурное поведение дать, и нравственную культуру, то надо каким-то из двух этих рядов поступиться. Сделать выбор.

     Нравственное  воспитание – воспитание без воспитания, без особых педагогических мероприятий  и мер. Для него нужна трата  души, а не времени, не нервов. Если мы выбираем культурный ряд, но ничего не можем добиться от ребенка, мы становимся все злее, все нетерпимее, все меньше любим разочаровавшего нас ребенка, и он становится все хуже и хуже. Если же мы делаем второй выбор, нравственный, мы постепенно научаемся находить выходы, у нас развивается изобретательность, некая педагогическая хитрость, мы становимся лучше, даже не занимаясь самосовершенствованием, не думая о нем – и лучше становятся наши дети.

     Воспитание  воздействиями – это пассивная  педагогика. Мы наметили в голове некий курс в виде образа Ребенка, и теперь все наши действия определяются не нами, а ребенком. Чуть он отклонился – мы начинаем реагировать. Если бы он следовал по заданной траектории, мы бы спали. Мы не замечаем ребенка, мы замечаем одни лишь его недостатки.

     Нравственно-духовное воспитание – это активная педагогика. Мы зовем к самоосвобождению, вызываем чувство симпатии, пробуждаем добро. Сами не спим душой и не даем заснуть  душой ребенку.

     Одна  педагогика делает упор на то, что ребенок должен знать, должен уметь, должен понимать. Она говорит нам: надо, чтобы... надо, чтобы... 
        Другая педагогика делает упор на то, каким путем добиваться этих всем известных “должен, должен, должен”. Она говорит: чтобы, надо... чтобы, надо...

     Чтобы дети выросли нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая  на него. Так получается – а так  нет.

     В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания! Надо лишь понять, что нет  двух отношений к ребенку – человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно: человеческое.  
        Просто “сотрудничество” красивый, но пустой призыв, потому что с разболтанными, отстающими, не желающими работать школярами сотрудничать невозможно. Так же, как невозможно установить отношения сотрудничества в разболтанном коллективе, не объединенном общими целями, в коллективе, который держится только на приказах и других административных мерах. Руководитель такого коллектива, скажем, директор школы, всегда может подняться и сказать: “А у меня учительница не хочет брать классное руководство, ну как с ней сотрудничать?” – и невежественным людям будет казаться, что он прав.

     Он  прав в мире, где безраздельно господствует карательная педагогика. Он прав для  той головы, в которой карательная педагогика царствует безраздельно.  
Да, отношения сотрудничества нельзя установить в один день и в одну неделю. Карательная педагогика ничего не требует от педагога, кроме жесткого взгляда и громкого голоса да безжалостности, с какой учитель пользуется родительским ремнем. Символ карательной педагогики – маленькая девочка, которая плачет и падает прямо на уроке в ноги к учителю, лишь бы он не ставил двойки, ибо за двойкой последует жестокая порка дома.

     Педагогика  сотрудничества очень трудна. Чтобы добиться сотрудничества с детьми, надо иметь доброе сердце, высокую культуру, современный профессионализм.

     Говорят: это романтика! Не все же учителя  добрые и культурные, не все же профессионалы! И делают вывод: педагогика сотрудничества – для избранных.  
Не слушайте эти речи, учитель. Вам внушают, что вы серый, ни на что не способный, и делают это с одной целью: чтобы легче было учителем управлять, чтобы оправдать жесткий контроль над учителем. Да, среди учителей есть всякие люди, много уставших, издерганных, не побоимся сказать – озлобившихся от тяжелого и подчас бессмысленного труда, ибо карательная педагогика не приносит удовлетворения никому: ни детям, ни родителям, ни учителям.

     Но  что же – так и будет? И никакого света в окошке, кроме периодических призывов к гуманизму и добру, на что замученный учитель отвечает в уме: “Тебя бы на мое место, гуманист, посмотрела я, что бы ты запел на третий день, когда твои ученики пошлют тебя самыми последними словами вместе с твоим гуманизмом”. 
Да, и такая трудность есть, быть может, главная: воспитанные в системе карательности, многие ученики уже разучились понимать доброе человеческое слово и признают только силу и насилие. Да, это так.  
Но какой же из этого вывод? И не рваться? И не стремиться? Доживать дни до пенсии, ни на что не надеясь? Противники педагогики сотрудничества зовут вас именно к этому. Сторонники ее говорят: есть надежда! Обстоятельства можно переменить. Пути и способы перехода к сотрудничеству определены, их можно вызнать, ими можно овладеть!

     И во всяком случае важно понимать, на каком свете ты живешь, за кого ты, какой смысл имеет то, что ты делаешь. Еще и еще раз: или  педагогика кары и наказания, совершенно бессильная, или педагогика сотрудничества – третьего нет. Пускаются в рассуждения типа: метод-де не имеет значения, важна культура; у каждого свой метод, важна личность и только личность. 

     Снова то же самое: вам говорят, коль скоро  у вас не хватает культуры и  не выдающаяся вы личность, то и сидите молча, ничего у вас не получится.

     Но  нет же! Личность, культура и профессионализм (знание методик) неразрывны, и сегодня именно методики – главное звено в этой цепи, потому что они доступны, они определенны, их можно распространять, и они меняют характер учителя, заставляют его тянуться к культуре. Странно, что в конце ХХ века приходится доказывать необходимость науки, необходимость педагогических знаний, необходимость постижения нового.  
ГЛАВНОЕ ОБВИНЕНИЕ против педагогики сотрудничества, постоянно и нудно повторяемое, состоит в том, что она будто бы против дисциплины, требовательности, порядка.

     Нет дисциплины? Да придите к С.Лысенковой, да постойте в дверях класса Е.Ильина, да посидите за партой у Ш.Амонашвили, да приезжайте на любой коммунарский сбор – всюду такая дисциплина, какая и в самом сладком сне не снилась ни одному стороннику карательной педагогики.

     Но  это дисциплина другого рода. Ее источник не учитель, как бы авторитетен  он ни был, а труд. Сотрудничество имеет  корнем труд, трудом держится, к труду  зовет, трудом награждает.

     В этом разница. Карательная педагогика трудом наказывает, педагогика сотрудничества трудом награждает. Карательная педагогика толкает к труду, сотрудническая – зовет к труду.

     Вот два главных орудия двух педагогик: у карательной педагогики – наказания, у педагогики сотрудничества – успех.

     Педагогика сотрудничества это:

     1. Индивидуальная работа.

     2. Соревновательная.

     3. Кооперативная.

     Основные элементы обучения сотрудничества:

     1. Работа ученика контролируется  учителем.

     2. В группе обязательно должен  быть один сильный и один слабый.

     3. Группы не должны быть постоянными  (в жизни приходится работать  не только с теми людьми, с  которыми им комфортно).

     На  доске: Правила поведения при  групповой работе.

     1. Каждое предложение должно состоять  из короткого предложения.

     2. Определение должно быть ясным, чтобы каждый понял различия между правилами.

     3. Быть корректным по отношению  к товарищу (гражданину).

     Качества  гражданина:

     1. Уважение и терпимость к другим.

     2. Личная свобода.

     3. Равенство.

     4. Справедливое отношение к другим.

     5. Участие в жизни общества.

     6. Уважение закона.

     7. Мышление: открытое, критическое. 

Информация о работе Педагогика сотрудничества