Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 16:49, реферат
Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Общая эволюция хозяйственной деятельности вела к увеличению и разнообразию пищевого рациона, улучшению общих условий жизни..
2Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Общая эволюция хозяйственной деятельности вела к увеличению и разнообразию пищевого рациона, улучшению общих условий жизни..Все это в исторической перспективе подготавливало возникновение условий, необходимых для зарождения собственно воспитания. Расширение эмпирического опыта орудийной деятельности порождало потребность в его сохранении и продолжении. В результате этих двух взаимосвязанных явлений детей стали привлекать к трудовой деятельности вместе со взрослыми. В совместном труде шло созревание и развитие детей и подростков. Нельзя не заметить, что в условиях роста рождаемости в заботе старших о подрастающем поколении происходили качественные изменения: воспитание детей ста-новится коллективным делом. в это время еще отсутствовали специальные приемы и организационные формы воспитания, а воспитание не отделялось от совместного труда. воспитательное влияние осуществлялось как непосредственное и преимущественно спонтанное воздействие на ребенка окружающей его социальной среды. Тем не менее, этот совместный труд детей и взрослых приобретал со стороны старших обучающее направленный образ действий в соответствии с постепенно осознававшимися ими целью и конечным результатомТак начался процесс зарождения собственно человеческих форм воспитания с целью передачи не только опыта хозяйственной деятельности, но и воспроизводства необходимого типа личности, соответствовавшего складывающемуся опыту хозяйствования. Обучающе направленный с этой целью образ действий объективно требовал и определенного способа его организации. Ушинский утверждает, что педагогика не наука, а искусство, Неправильно считать, что любая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством.Задачу педагогики Ушинский видел в “изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания” . Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы “открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни.Ушинский так же говорил: “возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом человек, может извлечь выгоды в жизни.
3На заре истории 
человечества основу воспитания составляло 
групповое, коллективное начало. Пол и 
возраст детей в первобытном обществе 
являлись практически единственными показателями 
при дифференциации обучения. Люди первобытной 
эпохи при передаче опыта пользовались 
определенными дидактическими приемами. 
Приемы вырабатывались под влиянием условий 
жизни, и потому первоначальные формы 
и методы воспитания носили примитивный, 
неосознанный характер. Детям показывали, 
что и как делать: как владеть палкой, выделывать 
шкуры убитых животных, находить и собирать 
съедобные растения и пр. Основным приемом 
эмоционально-психологического воздействия 
взрослых на младших было механическое 
повторение.Шло время, и человек от приспособления 
к природе все чаще переходил к воздействию 
на окружающий мирПоявляются зачатки 
организованных форм воспитания, которое 
постепенно сосредоточивается в руках 
специально назначенных для этого лиц.В 
первобытных общинах охотников и собирателей 
срок детства и воспитания был весьма 
непродолжительным (девять-одиннадцать 
лет). Самых младших мальчиков и девочек 
отдавали под присмотр женщин, которые 
обучали первым навыкам трудовой деятельности: 
дети проводили много времени в играх, 
в которых имитировали жизнь взрослых. 
При этом старейшины и священнослужители 
следили, чтобы дети не нарушали установленных 
общиной запретов.Взрослея, мальчики больше 
времени проводили с мужчинами, приучались 
к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали 
девочек-подростков ведению домашнего 
хозяйства.В раннюю первобытную эпоху 
воздействие воспитания было минимальным. 
Маленьким членам общины в поведении предоставлялась 
значительная свобода. Наказания не были 
жестокими. В худшем случае это могли быть 
шлепки или угрозы физического наказания 
(например, удар палкой по следу ребенка 
в его присутствии). Но первобытное воспитание 
не было и не могло быть и идиллическим, 
поскольку люди жили в сложных, тяжелых 
условиях борьбы за выживание.В дальнейшем 
положение меняется. Расслоение общины 
и усиление социального антагонизма ужесточили 
его. Часто стали применяться физические 
наказания.Коллективная традиция воспитания 
на исходе первобытнообщинного периода 
привела к появлению своеобразных домов 
молодежи для детей и подростков. По сути, 
это были предшественники школы, организованные 
для воспитания "общественного" человека, 
обучения его определенным трудовым навыкам, 
умениям, знанию обрядов. Основной формой 
воспитания былисовместные игры и занятия. 
Характер деятельности, состав воспитанников 
и наставников в домах молодежи постепенно 
менялись. В условиях матриархата до 7 
- 8 лет мальчики и девочки воспитывались 
совместно под руководством женщин, в 
более старшем возрасте - раздельно. При 
патриархально-родовом строе дома молодежи 
для девочек и мальчиков становятся раздельными. 
Воспитание мальчиков полностью переходит 
к старейшинам и жрецам. По мере имущественного 
расслоения появляются отдельные дома 
молодежи - для бедных и для состоятельных 
членов общины. Они существовали, например, 
у племен ацтеков и майя (Америка), племени 
майори (Новая Зеландия) на стадии разложения 
патриархальной общины.Все подростки 
обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили 
инициацию - процедуру посвящения во взрослые. 
У мальчиков она была более длительной 
и сложной: проверялась трудовая, нравственная 
и физическая подготовка. Инициация проводилась 
в виде религиозного обряда, сопровождалась 
традиционными песнопениями, ритуальными 
танцами, магическими заклинаниями. Ей 
приписывалась таинственная сила.Программа 
подготовки к инициации для мальчиков 
включала усвоение знаний и практических 
умений, необходимых охотнику, земледельцу, 
воину и т. д., программа для девочек - обучение 
ведению домашнего хозяйства. Запоминание 
наставления, закрепление определенных 
навыков сопровождались болевым ощущением 
от удара, щипка, укола наставника. 
 
 
 
4Возникшие в 3-м тысячелетии до н. э. и сменявшие друг друга вплоть до 100 г. н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкуюкультуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание - башня (зиккурат).Почти в каждом городе были учебные заведения. Они появились здесь в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностями хозяйства и культуры в грамотных людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, толучили название домов табличек (по-шумерски эдуббы). На |глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Тервые школьные таблички относятся к 3 тысячелетию до н. э. С зачала 1 тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на кото-Пром выцарапывали письменные знаки.Первые эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, затем - при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов и библиотек. И среди них - те, на которых записаны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 до н. э.), законы Ассирии (2-я половина 2-го тысячелетия до н. э.), летописи ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - ок. 633 до н. э.). Древние анналы, хроники, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья. Вначале школьное обучение служило для подготовки писцов Позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, приобретали определенную автономию При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие до и э) и Ассур (1-е тысячелетие до и э) В фондах этих хранилищ насчитывались десятки тысяч табличекПервые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем Обычно ученики жили дома В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения В крупных "домах табличек" имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр В таких учебных заведениях мог служить специальный управитель, следивший за порядком и дисциплинойОбучение было платным Размер платы зависел от авторитета учителя Чтобы заручиться особым вниманием педагога, родители делали ему подношенияОсновным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава семьи призывает сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людейБыт и учеба в школе напоминали жизнь большой семейной общины Возглавлял эдуббу "отец-учитель", остальные преподаватели именовались "братьями отца" Сами ученики делились на младших и старших "детей" эдуббыОбучение прежде всего предусматривало подготовку к ремеслу писца Ученикам надлежало научиться профессионально изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстамиУниверсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание На уроке (мугубба) копировали из табличек-моделей в таблички-упражнения Необожженные таблички-упраж-нения корректировал преподаватель В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантовВ основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решенийЗарождались и иные методы обучения беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов Процесс образования в домах табличек был сложен и трудоемок Вначале школяра учили читать, писать и считать Следовало запомнить множество клинописных знаков Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необ-ходимых для расчета строительства различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в доме табличек становился обладателем своего рода интегрированной профессии, получив совокупность различных знаний и умений.Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев: на различных документах этого периода появляются подписи торговцев и ремесленников.Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирий-ско-нововавилонскую эпоху Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, которые в семье строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало "связать в единый узел" Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений типа: "Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке", Образование требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера Особое место занимали царские школы t где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.
13 
Я.А. Коменский о необходимости 
воспитания всех детей, 
о целях и задачахОтличительной чертой 
педагогических воззрений Коменского 
было то , что он рассматривал воспитание 
в качестве одной из важнейших предпосылок 
установления справедливых отношений 
между людьми и народами. Эта идея проходит 
красной нитью через его главный труд 
“Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, 
одну из частей которого он назвал “Пампедией” 
- “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности 
, развивает мысль о том, что воспитание 
и образование человека не заканчивается 
после выхода из школы. Школьное воспитание 
и образование должно готовить юношество 
к будущему самовоспитанию и образованию.Коменский 
выдвинул идею тесного взаимоотношения 
между воспитанием и развитием человека. 
Развитие ребенка не совершается автоматически, 
само по себе, без правильно поставленного 
воспитания и обучения. И, наоборот, отсутствие 
воспитания может крайне отрицательно 
сказаться на развитии подрастающего 
человека. Природа дает человеку только 
семена знаний, нравственности, развить 
и оформить их дано только организованному 
и планомерно поставленному воспитанию. 
Воспитание должно строиться только в 
генетическом плане, в соответствии с 
возрастными особенностями учащихся.В 
иерархии задач воспитания высшие ступени 
Каменский связывал с непосредственным 
обращением к внутреннему миру человека, 
воспитанием его духовности. Ценностным 
отношением к знаниям пронизан образовательный 
процесс. Известный прагматизм установок: 
нацеленность научных знаний на деятельность 
человека в «мире вещей» - «уравновешивается» 
возвышенной трактовкой человека как 
«владыки мира». На каждой возрастной 
ступени вводятся этические и теологические 
представления и правила, нормы поведения, 
назначение которых - одухотворить внутреннюю 
жизнь ученика ценностным отношением 
к людям, к самому себе. В системе ценностей, 
необходимых гуманной личности, Коменский 
специально выделил «кардинальные добродетели», 
выношенные в христианской этике средневековья, 
истоками уходящие в философию Платона: 
мудрость, умеренность, мужество, справедливость.Наряду 
с обучением Коменский ставит вопрос о 
системе нравственного воспитания, которая 
строится на определенных основополагающих 
принципах, придающих определенную связь, 
целостность всему воспитанию. Коменский 
впервые в истории дидактики не только 
указал на необходимость руководствоваться 
принципами в обучении, но раскрыл сущность 
этих принципов:1) принцип сознательности 
и активности;2) принцип наглядности;3) 
принцип постепенности и систематичности 
знаний;4) принцип упражнений и прочного 
овладения знания и навыками.Принцип сознательности 
и активности Принцип природосообразности 
в трудах Я.А. КоменскогоВ педагогической 
науке понятие принципы 
природосообразности определяется 
как принципы, означающие отношение к 
ребенку как к части природы, стремление 
сделать учащегося с его конкретными особенностями 
и уровнем развития ядром любых воспитательных 
отношений, что предполагает его воспитание 
в единстве и согласии с природой и заботу 
об экологически чистой природной среде 
его обитания и развития.Ян Амос Коменский 
в "Великой дидактике" сформулировал 
правила естественного учения и обучения, 
а также правила искусства обучать наукам. 
В своем труде он кропотливо, с использованием 
многочисленных разделов и пунктов, рассматривает 
особенности обучения, формулирует принципы 
и "основоположения" обучения, опираясь, 
прежде всего на природу вещей. Коменский 
считал, что порядок школы надо заимствовать 
от природы и исходить из наблюдений над 
природными процессами. Согласно Руссо, 
в воспитании надо следовать природе ребёнка, 
его возрастным особенностям, создавать 
условия для естественного развития его 
врождённых свойств и способностей. Песталоцци, 
понимая природосообразность, как и Руссо, 
подчёркивал, что усилия, свершаемые природой 
для развития человеческих сил, без помощи 
человека медленно освобождают людей 
от "чувственно-животных свойств". 
Ушинский, следуя принципу природосообразности, 
придавал исключительно большое значение 
формированию привычек поведения.