Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 18:45, реферат
Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430) . "Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе". Этим предложением начинаются "Исповеди", в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор пока не обрел внутренний покой - покой души - в христианстве.
Введение. 3
1. Биография Августина Блаженного. 6
1. Система христианского воспитания по Августину Блаженному. 8
2. Структура воспитания в средние века 12
Заключение 15
Свободное
исследование допускается Августином
для христиан, достигших высокой
степени духовности. Нужно перешагнуть
две ступени нравственного и
умственного совершенствования - ступень
страха Божия, приучающего к смирению,
и - истинного благочестия, предохраняющего
от непослушания авторитету Священного
Писания“. На высокую ступень свободного
исследования могут шагнуть лишь
немногие испытанные, поэтому основным
принципом является принцип веры.
„Так как ум обессилен некоторыми
омрачающими застарелыми
Разложение
и упадок рабовладельческого строя
привели к замене его новым, феодальным.
И хотя он был, несомненно, более
прогрессивным, ,чем предшествовавший
ему рабовладельческий (ведь основная
производительная сила — крестьянин
имел хозяйство и потому проявлял
некоторую заинтересованность в
труде в отличие от раба), однако
в основе феодального строя также
лежала частная собственность
Католическое
духовенство крайне враждебно относилось
к античной культуре: науке, искусству,
школе; оно пропагандировало взгляд
на ребенка как на существо, от рождения
причастное к “первородному греху”,
который следует побеждать
При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы. Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, "но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их. читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету. Обучение латинской грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным исключительно на механическое запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям.
При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные, или соборные школы, которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащимся повышенное образование. Содержание его составляло богословие и так называемые “семь свободных искусств”: грамматика, риторика, диалектика (начатки религиозной философии), арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В соборных школах в основном готовилось высшее духовенство.
Светские
феодалы (рыцари) получали иное воспитание
и образование, заключавшееся в
овладении семью “рыцарскими
добродетелями”: умением ездить верхом,
плавать, фехтовать, владеть мечом,
щитом и копьем, охотиться, играть
в шахматы, слагать и петь стихи
в честь своего сюзерена и дамы
сердца. Уметь читать и писать было
необязательно. Необходимые знания
будущий рыцарь приобретал при дворе
сюзерена, где с 7 до 14 лет был пажом
при жене феодала, а затем с 14 лет
до 21 года оруженосцем своего господина,
сопровождал его в военных
походах и на охоте. На 21-м году
жизни юношу посвящали в
Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.
К
XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и
рост городов в Западной Европе способствовали
возникновению городской, преимущественно
светской, культуры. Горожане, боровшиеся
с феодальным гнетом, выступали и
против католической церкви. В городах
ремесленники открывали для своих
детей цеховые школы, а купцы
— гильдейские школы. В этих школах,
созданных городским населением, а не
церковью, основное внимание уделялось
< счету, чтению и письму на родном языке.
Религия не занимала в них господствующего
положения. Цеховые и гильдейские школы,
которые впоследствии стали городскими
начальными школами, содержавшимися магистратами,
нарушали монополию церкви в области обучения.
Таким образом в Средневековье было очень тесно связано воспитание человека и обучение его христианским началам.
Бог является наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и всякое благо происходит от бога.
Преобладание в сфере познания иррационально волевых факторов над рационально-логическими выражает Августиново первенство веры над разумом. Не самостоятельность человеческого разума, а откровения религиозных догматов являются авторитетом. Вера в бога - исходное человеческого познания.
Тезис о первенстве веры над разумом не был новым в христианской философии. В отличие от предшествующих "отцов церкви", которые видели источник веры лишь в Библии, Августин провозгласил наивысшим авторитетным источником веры церковь как единственную непогрешимую, последнюю инстанцию всякой истины. Это воззрение соответствовало тогдашней ситуации. Церковь в западной части Римской империи становилась идеологически и организационно сильным централизованным институтом.
Вклад
Августина состоял также в
том, что попытался обосновать первенство
веры над разумом. Все человеческое
познание имеет два источника, утверждал
он. Первым является опыт, чувственный
контакт с вещами окружающего
мира. Его границей служат рамки
явления, преступить которые невозможно.
Другой источник, более богатый и
значительный, заключен в приобретении
знания от других людей. Это опосредованное
познание и есть вера.
Литература