Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:37, реферат
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Основные психолого-
В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента. А этого можно добиться только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения студентов, разрушения искусственных барьеров между преподавателем и студентами.
Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал - запомнил – пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни».
Существует шесть основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении:
• конструктивная - педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету;
• организационная - организация совместной учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;
• коммуникативно-стимулирующая - сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться;
• информационно-обучающая - показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;
• эмоционально-корригирующая - реализация в процессе обучения принципов "открытых перспектив" и "победного" обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и студентом;
• контрольно-оценочная - организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка самоконтролем и самооценкой.
Наиболее распространенными являются пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и обучаемыми:
- педагог не считается
с индивидуальными
- студент не понимает
своего преподавателя и потому
не принимает его как
- действия преподавателя
не соответствуют причинам и
мотивам поведения студента
- преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;
- студент сознательно
и упорно не принимает
Профессионально-важные качества педагогического общения
1) интерес к людям и
работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ
и умений общения,
2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;
3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое
мышление, обеспечивающее умение
быстро и правильно
4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;
5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ,
управлять своими психическими
состояниями, своим телом,
6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;
7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ
возможные педагогические
8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ
СПОСОБНОСТИ: культура, развитость
речи, богатый лексический запас,
правильный отбор языковых
9) владение искусством
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ,
10)способность к
Средства повышения эффективности воздействия:
- «ПРИСПОСОБЛЕНИЯ» - система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);
- «ПРИСТРОЙКИ или ДОСТРОЙКИ» - приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога
- усиление воздействия
через: повышение голоса в
В УСЛОВИЯХ ИМПРОВИЗАЦИИ (в следствии возникновения неожиданной ситуации) возможны разные типы поведения:
1) ЕСТЕСТВЕННЫЙ тип:
2) НАПРЯЖЕННО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
тип: происходит мобилизация
3) ПРЕДНАМЕРЕННО-УКЛОНЧИВЫЙ
тип: сознательное уклонение
4) НЕПРОИЗВОЛЬНО-ТОРМОЗНОЙ
тип: растерянность и полная
заторможенность действий
5) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СРЫВ: педагог
действует бесконтрольно,
6) НЕАДЕКВАТНЫЙ тип: педагог
скрывает свои чувства, но не
способен их преобразовать в
педагогически целесообразные