Педагогическое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Работа содержит 1 файл

общение.docx

— 32.76 Кб (Скачать)

Основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном  педагогическом общении

В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного  обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента. А этого можно добиться только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения студентов, разрушения искусственных барьеров между преподавателем и студентами.

Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал - запомнил – пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни».

Существует шесть  основных функций взаимодействия субъектов  педагогического процесса при оптимальном  педагогическом общении:

• конструктивная - педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету;

• организационная - организация совместной учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;

• коммуникативно-стимулирующая - сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться;

• информационно-обучающая - показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;

• эмоционально-корригирующая - реализация в процессе обучения принципов "открытых перспектив" и "победного" обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и студентом;

• контрольно-оценочная - организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка самоконтролем и самооценкой.

Наиболее распространенными  являются пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогического  общения между преподавателем и  обучаемыми:

- педагог не считается  с индивидуальными особенностями  студента, не понимает его и  не стремится к этому;

- студент не понимает  своего преподавателя и потому  не принимает его как наставника;

- действия преподавателя  не соответствуют причинам и  мотивам поведения студента или  сложившейся ситуации;

- преподаватель высокомерен,  задевает самолюбие студента, унижает  его достоинство;

- студент сознательно  и упорно не принимает требований  преподавателя или, что еще  серьезнее, - всего коллектива.

Профессионально-важные качества педагогического общения

1) интерес к людям и  работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ  и умений общения, общительность,  коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;

3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое  мышление, обеспечивающее умение  быстро и правильно ориентироваться  в меняющихся условиях общения,  быстро изменять речевое воздействие  э зависимости от ситуации  общения, индивидуальных особенностей  студентов;

4) умение ощущать и  поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ  в общении;

5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ,  управлять своими психическими  состояниями, своим телом, голосом,  мимикой, умение управлять настроением,  мыслями, чувствами, умение снимать  мышечные зажимы;

6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;

7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ  возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ  СПОСОБНОСТИ: культура, развитость  речи, богатый лексический запас,  правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые  представляют сплав жизненных,  естественных переживаний педагога  и педагогически целесообразных  переживаний, способных повлиять  на студентов в требуемом направлении;

10)способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять  все разнообразие средств воздействия  (убеждение, внушение, заражение,  применением различных приемов  воздействия, "приспособлений" и  "пристроек").

Средства повышения  эффективности воздействия:

- «ПРИСПОСОБЛЕНИЯ» - система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);

- «ПРИСТРОЙКИ или ДОСТРОЙКИ» - приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога

- усиление воздействия  через: повышение голоса в начале  фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия:  переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В УСЛОВИЯХ ИМПРОВИЗАЦИИ (в следствии возникновения неожиданной ситуации) возможны разные типы поведения:

1) ЕСТЕСТВЕННЫЙ тип: плодотворные  импровизационные действия не  вызывают у педагога психологических  и эмоциональных затруднений;

2) НАПРЯЖЕННО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  тип: происходит мобилизация всех  ресурсов личности на преодоление  возникшей трудности;

3) ПРЕДНАМЕРЕННО-УКЛОНЧИВЫЙ  тип: сознательное уклонение педагога  от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);

4) НЕПРОИЗВОЛЬНО-ТОРМОЗНОЙ  тип: растерянность и полная  заторможенность действий педагога;

5) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СРЫВ: педагог  действует бесконтрольно, бессистемно,  усугубляя конфликт, не умея управлять  или скрывать свои чувства;

6) НЕАДЕКВАТНЫЙ тип: педагог  скрывает свои чувства, но не  способен их преобразовать в  педагогически целесообразные переживания  и действия.

 


Информация о работе Педагогическое общение