Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:18, реферат
В поход против Локка выступили и церковники, и многие Оксфордские преподаватели, и представители идеалистического философского течения. В
1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизма сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное изъятие его “Опыта” из учебных программ университета.
1. Биография………………………………………………………………..……. 3
2. Обзор педагогического наследия Джона Локка………………………….… 5
3. Понятие опыта и проблема происхождения человеческих знаний….……. 6
4. Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка…………..… 11
5. Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка……………..… 13
6. Дисциплина……………………………………………………………….….. 15
7. Домашнее обучение……………………………………………………….… 19
8. Требования к учителю. Образование народа…………………………….… 18
Заключение…………………………………………………………….….……. 21
.Список литературы……………………………………………………...…..…. 23
Дисциплина.
Следующий аспект педагогической системы
Локка, которую я хотел бы затронуть –
это дисциплина. Локк придавал ей большое
значение. “С раннего возраста молодого
человека следует приучать к дисциплине,
так как с возрастом маленькие пороки
вырастают в большие, а затем родители
жалуются, что вода, источник которой они
сами отравили, имеет горький вкус”(№38).
Родители
должны приучать своё дитя к послушанию.
”Итак, кто ставит своею целью всегда
управлять своими детьми, тот должен начинать
это, пока те ещё очень малы, и следить
за тем, чтобы они полностью подчинялись
воле своих родителей”(№40). ”Страх и почтительность
должны дать вам первую власть над их душами,
а любовь и дружба должны закрепить её
”(№42). Однако, несмотря на столь суровые,
на первый взгляд методы воспитания, Локк
был против побоев. “Этот метод исправления
естественно порождает в ребёнке отвращение
к тому, что воспитатель должен заставить
его полюбить”(№49). Как мы видим, послушание
юного джентльмена воле родителей играет
у Локка очень важную роль. Однако подобный
подход может толковаться двояко. С одной
стороны, нет никаких сомнений в том, что
надо слушаться родителей, ведь они, как
правило, желают только лучшего, но бывает
и так, что родители часто не учитывают
желаний самого ребёнка, давая ему то,
что, по их мнению, ребёнок знать и уметь,
а не то, что ему действительно нужно и
интересно. И получается так, что интересы
ребёнка мало учитываются или не учитываются
вовсе. Воспитание получается, по сути,
односторонним. Подобный авторитарный
стиль, на мой взгляд, логически вытекает
из понятия tabula rasa, где ребёнок рассматривается
как пассивная, но способная к восприятию
среда.
Ребёнок выступает в роли своеобразной
“губки”, которую нужно “пропитать”
знаниями. Подобный авторитаризм понятен,
ведь педагогика Джона Локка – это педагогика
переходного периода, а значит, наряду
с прогрессивными чертами, она ещё подвержена
некоторым влияниям и стереотипам старой
школы. Однако огромным шагом вперёд, по
сравнению со старой школой, был отказ
от побоев.
Если мы
вспомним Средние века, то розга была обычным
предметом в классной комнате. Да и много
позже во многих школах физические наказания
детей были в порядке вещей, а потому ещё
раз хочется отметить несомненно прогрессивный
подход к воспитанию, разработанный Локком.
Домашнее обучение.
Следующим
аспектом педагогической системы Локка,
на который я бы хотел обратить внимание,
является то, что юноша должен был получать
образование дома, быть с самого раннего
детства под присмотром одного единственного
воспитателя, который, по сути дела, становился
практически членом семьи.
Вот, что
говорит Локк об учёбе в школе: ”Я не могу
спокойно думать о том, что молодого джентльмена
считают необходимым втолкнуть в общее
стадо и затем погонять его розгой и плёткой
из класса в класс, как бы сквозь строй,
чтобы он приобрёл “интеллектуальную
культуру”(№147). Что ж на тот период времени
подобный подход являлся обоснованным.
Школа той эпохи не сколько развивала,
сколько подавляла и уничтожала у ребёнка
тягу к знаниям, стремление к учёбе. Действительно,
как уже упоминалось выше, система образования
была схоластической, а розга свободно
гуляла по спинам воспитанников. При таком
подходе к образованию, вместо умного,
энергичного и любознательного человека,
мы получали забитого и равнодушного индивида,
обладающего ворохом ненужных, зазубренных
аксиом. Возможно, что это и подходило
для Средневековья, с его идеологией подавления
всяческих свобод и инакомыслия, однако
в Новом времени подобная система уже
не удовлетворяла запросов общества, а
потому Локк настоятельно рекомендовал
родителям воспитывать своих детей дома.
Однако не только устаревшая система образования
не устраивала Локка. Он считал, что в школе
толпа дурно воспитанных детей, “стадо”,
будет плохо влиять на молодого джентльмена.
Проблему
домашнего образования можно толковать
двояко. С одной стороны, роль воспитания
значительно упрощается, ведь мы исключили
из развития ребёнка такой сильнодействующий
фактор, как неблагоприятное влияние среды.
В итоге получаются идеальные условия
для процесса обучения. Молодой человек
видит лишь то, что должен видеть, знает
лишь то, что должен знать. Получается
своеобразный “идеальный” продукт воспитания.
Однако
данный подход обладает также рядом минусов.
Во-первых, эффект новизны какого-либо
порока, встреченного молодым человеком
в жизни, может перевесить всё воспитание,
полученное дома от педагога. Во-вторых,
общение со сверстниками – это своеобразная
“школа жизни”, и часто она оказывается
эффективнее всех книжных истин. Нельзя
не согласиться с тем, что группа дурно
воспитанных людей часто плохо влияет
на отдельную личность, но воспитатель
должен это учитывать и воспитывать в
ребёнке чувство собственной неповторимости,
индивидуальности. Ребёнку также может
пригодиться общение с дурно воспитанными
людьми, так как это научит его коммуникабельности,
умению найти общий язык с представителями
самых разных сословий, а это обязательно
пригодится человеку в будущем. На мой
взгляд, подобный подход к воспитанию
имеет более практикоориентированный
характер, а Локк просто выбрал более лёгкий
путь для воспитания и воспитателя.
Требования к учителю. Образование народа.
Если воспитание
проводилось дома и осуществлялось лишь
одним учителем, то, следовательно, и требования,
предъявляемые к преподавателю, были достаточно
высоки. Учитель должен был обладать широкими
и глубокими знаниями в самых разных областях,
кроме того, он должен был являть собой
пример нравственности, а также являться
другом ребёнка и искренне его любить.
”Бесцельно со стороны воспитателя говорить
об обуздании страстей, если он даёт волю
какой-либо собственной страсти; и бесплодными
будут его старания искоренить в своём
воспитаннике порок или непристойную
черту, которые он допускает в себе самом”(№89).
“Ищите человека, который знал бы, как
можно сформировать характер мальчика;
отдайте его в такие руки, которые смогут,
в пределе возможного, охранить его невинность,
любовно поддерживать и развивать в нём
хорошие начала, мягкими приёмами исправлять
и искоренять все дурные наклонности и
привить ему хорошие привычки”(№147). Отвергая
царившую в современной ему школе догматику
и зубрёжку, он предлагал использовать
методы обучения, названные им мягкими,
ориентированные на развитие интересов
и положительных эмоций детей, их активности.
Д. Локк рекомендовал пользоваться в процессе
обучения, где возможно, игровыми приёмами,
применять наглядность, практически закреплять
приобретённые знания и т.д.
Лишь опираясь на естественные склонности
детей, не подавляя и не превращая занятия
в бремя, педагог может руководить обучением.
Следовательно, воспитатель должен был
также быть тонким психологом и уметь
выявлять и развивать способности и наклонности
ребёнка.
Как мы можем видеть, требования достаточно
жёсткие и я не думаю, что нашлось бы много
учителей, соответствовавших требованиям
Локка. В этом, на мой взгляд, и заключается
главный минус педагогической системы
Локка.
Хорошее и качественное образование смогут
получать лишь единицы избранных, остальные
либо не будут получать его вовсе, либо
будут вынуждены пользоваться услугами
мошенников, выдающих себя за “учёных”.
Педагогическая система Локка ориентирована
на небольшой круг богатой верхушки, тех,
кто сможет позволить себе индивидуального
учителя, обладающего всеми выше перечисленными
качествами.
Подобный
подход опять-таки отразил эпоху Локка.
В те дни образование могли получать лишь
избранные, о народе в то время мало заботились.
Простые люди в лучшем случае обучались
лишь элементарному знанию письма и чтения,
но буржуазная революция привела к тому,
что обществу в больших количествах потребовались
промышленные рабочие. Эта проблема отразилась
и в педагогике Локка. К вопросу о социальном
значении детского труда Д. Локк обратился
в составленной им записке к проекту закона
о бедных “Рабочие школы” (1696). В этой
записке Локк предлагал создавать в каждой
общине воспитательные учреждения, предназначенные
для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего
рода соединение дошкольных учреждений
и элементарных школ. Обучаясь здесь началам
ремёсел, распространённых в данной местности,
дети должны были приучаться к трудолюбию
и благонравному поведению и заодно возмещать
издержки своего содержания. Этот составленный
Локком документ не был принят, предложение
об учреждении в каждой общине школы для
неимущих было по тому времени смелым:
закон о начальном обучении всех детей
появился в Англии лишь в последней трети
19 в.
При
таком подходе неизбежно возникал своеобразный
”дуализм” буржуазного воспитания, описанный,
в частности, в работах П.П. Блонского.
Не зря в начале своей работы я упоминал,
что Локк был сыном своего времени, и это
ещё раз проявилось в его системе образования
народа. Подобный подход к воспитанию,
нам, современным людям, кажется сильно
отсталым и несовершенным. Но не следует
забывать, что на то время, предложение
Локка относительно народа было как раз
прогрессивным. Люди получали хоть какие-то
знания, обучались чтению и письму. Для
сравнения скажу, что в нашей стране до
самого 1917 года неграмотность среди рабочих
и крестьян была обычным явлениям. Хотя,
конечно же, подобный подход к образованию
народа далёк от гуманизма и ориентирован
лишь на создание рабочих, а не на воспитание
эрудированных и образованных людей, способных
занимать высокие посты. С трудом верится,
что один и тот же человек мог создать
столь разные педагогические системы.
Однако опять же повторюсь, что педагогика
Джона Локка явилась отражением сложного
переходного периода от феодализма к капитализму
и наряду с прогрессивными чертами нового
времени содержит недостатки старого.
Заключение.
В заключении данной темы я бы хотела сказать,
что педагогика Джона Локка достаточно
противоречива и тут уместно вспомнить
слова упоминавшегося выше П.П. Блонского.
”Буржуазная педагогика не может разрешить
проблему всестороннего развития каждого
члена общества, своё внимание она сосредотачивает
на отдельном ребёнке, изучая его вне социальной
среды. По этой причине она бессильна воздвигнуть
здание педагогики как научной системы.
Ей под силу разработка лишь отдельных
вопросов”. Подобные слова, на мой взгляд,
как нельзя лучше подходят к педагогике
Д.Локка. Ребёнок, действительно рассматривался
вне социальной среды, а всё внимание педагога
было направлено только на одного ребёнка,
что попросту невыполнимо в наши дни, когда
получать образование могут дети всех
слоёв населения.
Но наряду
с этими важными в наши дни недостатками,
педагогика Д. Локка, несомненно, заслуживает
самого пристального внимания. По-прежнему
актуальны его советы относительно нравственного
и физического воспитания ребёнка. По-
прежнему достаточно свежо звучат его
советы относительно методов выработки
у ребёнка интереса к предмету и способы
преподавания, в частности принцип наглядности
обучения, его ненавязчивости и т.п. Однако
из-за перечисленных выше недостатков,
многие положения педагогической системы
Локка просто не смогут быть выполнены
современными учителями, а потому больше
подойдут родителям для семейного воспитания.
Принципы воспитания Д. Локка оказала
огромное влияние на педагогику. Его работы
повлияли на многих талантливых педагогов
будущего, таких как
Песталоцци или Руссо. Его правила воспитания
достаточно универсальны и могут быть
использованы практически всеми. Не зря
в предисловии к книге “Д. Локк” Н.Н. Поповский
(ученик и последователь М.В. Ломоносова,
один из первых профессоров Московского
Университета) счёл необходимым обратиться
к читателю с весьма знаменательной рекомендацией:
хотя Д. Локк рассуждает здесь только о
воспитании детей из знатных семей, однако
и незнатные могут пользоваться теми же
правилами.
Подытоживая
всё выше сказанное, можно смело утверждать,
что Д.Локк оставил глубокий след в мировой
педагогике и дал ей огромный толчок в
развитии.
1. Локк Дж. “Мысли о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 1981, с.163-195
2. Зайченко Г.А. “Локк. Очерк творчества”. – М., 1973
3. Нарский И.С. “Философия Д.Локка” – М., 1960
4. Руссо Ж.Ж.
“Эмиль или о воспитании”/
5. Пискунов А.И. “История педагогики”/часть 2 М.,1997 с.33-39
6. Шабаева М.Ф. ”Педагогическая теория Д. Локка”
7. Век Просвещения. – М. – Париж, 1970
8. Блонский П.П. “Избранные педагогические и психологические сочинения”.
Под редакцией
А.В. Петровского М., Педагогика 1979