Педагогический такт учителя в общении с детьми младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:18, лекция

Описание работы

Педагогический такт не является отдельным методом в работе учителя, подобно дидактическим принципам или методическим приемам в обучении и воспитании учащихся. Он должен проявляться во всей системе отношений, форм общения между учителями и учащимися и в процессе применения на уроках различных методов обучения, например в изложении новой темы, и проведения проверки знаний и умений школьников.

Работа содержит 1 файл

Педагогический такт учителя в общении с детьми младшего школьног.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

Педагогический  такт учителя в общении 

с детьми младшего школьного  возраста

     Педагогический  такт не является отдельным  методом в работе учителя, подобно  дидактическим принципам или  методическим приемам в обучении  и воспитании учащихся. Он должен  проявляться во всей системе отношений, форм общения между учителями и учащимися и в процессе применения на уроках различных методов обучения, например в изложении новой темы, и проведения проверки знаний и умений школьников. Правильное сочетание педагогического такта и успех методико-дидактических и воспитательных форм в учебно-воспитательной работе учителя существенно повышает эффективность педагогического процесса, способствует сближению учителя с учащимися и созданию психологической атмосферы, благоприятствующей педагогической работе.

     Внутреннюю основу  педагогического такта составляет  соблюдение учителем меры в  применении воспитательных воздействий  на учащихся. Мера в применении  педагогического воздействия имеет  сложное содержание и должна  быть творчески найденной в различных педагогических ситуациях, при учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их психологического состояния, конкретной обстановки педагогического процесса и решаемых педагогических задач. В этом смысле мера педагогических воздействий и весь процесс общения учителя с учащимися в своей основе должен иметь нравственные, педагогические и психологические компоненты и должен обладать психолого-педагогической гибкостью в отличии от абстрактно-формально педагогических приемов, не учитывающих указанные условия.

    Педагогический такт  – конкретное применение науки  и искусства в процессе обучения. Научная основа такта выражается  в психолого-педагогической образованности  учителя. Искусство же педагога  проявляется в его индивидуальных  особенностях, педагогическом мастерстве и тонком нюансировании в применении учебно-воспитательных воздействий на учащихся. Важно, чтобы эти факторы практически выступали в единстве, что будет повышению творческой культуры процесса и результатов педагогического труда.

    Предпосылки развития  педагогического такта разнообразны, выражаются в высокой внутренней  культуре личности учителя, в  его поведении в процессе общения  с учащимися и в сочетании  такта с совершенством применения  методов и приемов обучения.

    Участие учителя в учебном процессе выражается в эмоциональной атмосфере урока, взаимном доверии, чему способствует естественность, простота и элемент непосредственности в общении. Важное значение в создании психологического контакта имеет психическое состояние учителя на уроках, особенно его увлеченность ведением педагогического процесса, эмоциональная оживленность, доброжелательная внимательность, индивидуализация общения и коммуникативные качества учителя в общении со школьниками, овладении им многими способами этого процесса, в особенности эмоционально-экспрессивными формами речевого процесса в его интонационных особенностях, адекватно приуроченных к каждой педагогической ситуации. Существенное значение имеет психологическая подготовка учителя.

   Важно, что педагогический такт каждого учителя имел высокий уровень развития и сохранял устойчивость в различных педагогических ситуациях. Это возможно осуществить главным образом при условии настойчивого, систематического труда учителя над своим воспитанием (само воспитанием) и умелого обобщения педагогического опыта.

     В целом же развитие  такта происходит от элементарных  его форм к высшим, благодаря  чему в его характеристике  проявляются новые, более совершенные  качества, способствующие углублению  и расширению сферы воспитательного влияния на учащихся. В процессе изучения такта у многих учителей были выявлены четыре степени его развития.

     На первой из них  наблюдается у некоторых начинающих  или мало работающих над своим  мастерством педагогов педагогический  такт, еще не имеющий устойчивости, ему не достает педагогической эффективности, воспитательной глубины, возникают осложнения в решении сложных педагогических ситуаций.

    При этих условиях  учителю необходима серьезная  работа по самовоспитанию и  совершенствованию педагогического мастерства.

     На второй ступени  развития педагогического такта  значительных нарушений не наблюдается,  но учителю не достает совершенной  педагогической техники в работе  с учащимися, и осуществления  индивидуализации в обучении.

   На третьей ступени такт становится устойчивым педагогическим умением, что способствует углублению делового общения со школьниками, но еще имеются трудности в установлении с учащимися психологического контакта.

     На четвертой ступени  он сформирован как умственная и нравственная привычка учителя в общении с учениками и становится частью педагогического мастерства учителя, характеризует внутреннюю культуру его личности, имея глубокую эффективность педагогического воздействия.

    Выявляя специфику  педагогического такта учителя и способы его общения с учениками, нужно учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста. Нужно отметить те общие их черты, знание которых важно для изучения своеобразия педагогического такта учителя в общении с ними.

     У первоклассников,  начинающих учиться в школе,  прежде всего, изменяется содержание  и форма их деятельности. Ведущей  формой становится учебная деятельность, которая гармонично сочетается  с игровой. Учение в школе  на игровой основе – важнейшее условие дальнейшего развития их психики. Первые дни учебных занятий на психическое состояние детей сильное влияние оказывает новизна школьной обстановки.

     Стремление  детей лучше справиться с учебными  занятиями и овладеть формами  поведения школьников делает их очень податливыми и восприимчивыми к педагогическому воздействию. Ученики стараются во всем следовать за учителем, охотно повторяют за ним, как приветствовать старших, когда они входят в класс, как правильно сидеть за партой, как держать карандаш в руке и так далее. Это позволяет ему сравнительно легко установить психологический контакт с учениками уже с первых дней их пребывания в школе.

     Но при  всем старании детей правильно  и своевременно выполнить требования  учителя наблюдается случаи непроизвольного нарушения режима учебной работы в классе. Дети еще не осознают себя членами коллектива, который только что начинает формироваться, мало интересуются друг другом, каждый занимается преимущественно своими делами.

     Однако  при правильно поставленном учебно-воспитательном процессе трудности легко преодолеваются. Постепенно у детей возникает интерес к результатам своей работы. Они охотно начинают делиться своими учебными принадлежностями и по своей инициативе оказывают друг другу товарищескую помощь, приучаются более сдержанно и организованно вести себя на уроках и переменах.

     Внимание  их еще не достаточно устойчиво  и ограниченно по объему и  распределенности. Дети не могут  длительное время заниматься  одним и тем же делом. Например, слушать рассказ учителя, решать задачу или смотреть на картину. Быстро утомляясь, они часто отвлекаются.

     Мышление  детей имеет конкретно-образный  и наглядно-действенный характер. В интеллектуальной деятельности  они испытывают затруднения, если  нет живого объекта (или его изображения), о котором идет рассказ. С трудом они иногда овладевают общими понятиями.

     Однако  дети младшего школьного возраста  сравнительно легко и быстро  запоминают все, что им интересно.

     По степени  общительности и сдержанности  межличностных дружеских отношений дети неодинаковы: одни более инициативны и активны, другие –наоборот, держатся скованно и робко. Но, как правило, для всех детей характерна привязанность к своему учителю. Они испытывают постоянную потребность в его ласке, теплом слове и внимательном обращении. Чуткость и отзывчивость к психическим состояниям детей, заботливое участие учителя в поддержании чувства уверенности в учении помогают создать для них необходимый комфорт и атмосферу активной деятельности.

     Указанные  психологические особенности детей развиваются постепенно, изменяясь соответственно усложняющимся условиям и содержанию проводимой учебно-воспитательной работы с ними. На развитие педагогически оправданных отношений учителя с детьми действенное влияние оказывают личные качества учителя. Так спокойная уравновешенность, заботливость и внимательность учителя придают своеобразный оттенок тону его обращения с учащимися.

 

 

            Все вышесказанное дает основание сделать следующие выводы:

  1. Дети младшего школьного возраста, отличающиеся большой податливостью к педагогическому воздействию учителя, стремятся во всем следовать за ним. Это позволяет учителю сравнительно легко установить психологический контакт с детьми. Педагогические оправданные взаимоотношения учителя с классом, устанавливаются в том случае, если он тактично оказывает необходимую помощь ученику, встретившему затруднение в учении, вовремя поддерживает его и вселяет уверенность в собственные силы и знания; организует в классе товарищескую взаимопомощь и контролирует ее; систематически побуждает учеников следовать хорошим примерам и упражняет их в правильном поведении.
  2. Дружеский тон обращения учителя с учениками должен сочетаться с педагогически оправданной требовательностью. Конкретные проявления требовательности учителя: относительное постоянство указаний, последовательность и настойчивость в своих требованиях, справедливость замечаний и разнообразие в их интонации, индивидуальный подход к детям при предъявлении требований и тактичное преодоление в классе так называемых жалоб учеников друг на друга.
  3. Своеобразие педагогического такта учителя в работе с детьми проявляется в его умении наиболее эффективно использовать в воспитательных целях сильно выраженную привязанность детей к самому близкому для них человеку после родителей – своему учителю. Знание учителем особенностей педагогического такта в общении с детьми является необходимой психолого – педагогической предпосылкой правильной постановки учебно-воспитательной работы с ними.

Информация о работе Педагогический такт учителя в общении с детьми младшего школьного возраста