Педагогический
такт учителя в общении
с детьми младшего школьного
возраста
Педагогический
такт не является отдельным
методом в работе учителя, подобно
дидактическим принципам или
методическим приемам в обучении
и воспитании учащихся. Он должен
проявляться во всей системе отношений, форм
общения между учителями и учащимися и
в процессе применения на уроках различных
методов обучения, например в изложении
новой темы, и проведения проверки знаний
и умений школьников. Правильное сочетание
педагогического такта и успех методико-дидактических
и воспитательных форм в учебно-воспитательной
работе учителя существенно повышает
эффективность педагогического процесса,
способствует сближению учителя с учащимися
и созданию психологической атмосферы,
благоприятствующей педагогической работе.
Внутреннюю основу
педагогического такта составляет
соблюдение учителем меры в
применении воспитательных воздействий
на учащихся. Мера в применении
педагогического воздействия имеет
сложное содержание и должна
быть творчески найденной в различных
педагогических ситуациях, при учете возрастных
и индивидуальных особенностей учащихся,
их психологического состояния, конкретной
обстановки педагогического процесса
и решаемых педагогических задач. В этом
смысле мера педагогических воздействий
и весь процесс общения учителя с учащимися
в своей основе должен иметь нравственные,
педагогические и психологические компоненты
и должен обладать психолого-педагогической
гибкостью в отличии от абстрактно-формально
педагогических приемов, не учитывающих
указанные условия.
Педагогический такт
– конкретное применение науки
и искусства в процессе обучения.
Научная основа такта выражается
в психолого-педагогической образованности
учителя. Искусство же педагога
проявляется в его индивидуальных
особенностях, педагогическом мастерстве
и тонком нюансировании в применении учебно-воспитательных
воздействий на учащихся. Важно, чтобы
эти факторы практически выступали в единстве,
что будет повышению творческой культуры
процесса и результатов педагогического
труда.
Предпосылки развития
педагогического такта разнообразны,
выражаются в высокой внутренней
культуре личности учителя, в
его поведении в процессе общения
с учащимися и в сочетании
такта с совершенством применения
методов и приемов обучения.
Участие учителя в учебном
процессе выражается в эмоциональной
атмосфере урока, взаимном доверии, чему
способствует естественность, простота
и элемент непосредственности в общении.
Важное значение в создании психологического
контакта имеет психическое состояние
учителя на уроках, особенно его увлеченность
ведением педагогического процесса, эмоциональная
оживленность, доброжелательная внимательность,
индивидуализация общения и коммуникативные
качества учителя в общении со школьниками,
овладении им многими способами этого
процесса, в особенности эмоционально-экспрессивными
формами речевого процесса в его интонационных
особенностях, адекватно приуроченных
к каждой педагогической ситуации. Существенное
значение имеет психологическая подготовка
учителя.
Важно, что педагогический такт
каждого учителя имел высокий уровень
развития и сохранял устойчивость в различных
педагогических ситуациях. Это возможно
осуществить главным образом при условии
настойчивого, систематического труда
учителя над своим воспитанием (само воспитанием)
и умелого обобщения педагогического
опыта.
В целом же развитие
такта происходит от элементарных
его форм к высшим, благодаря
чему в его характеристике
проявляются новые, более совершенные
качества, способствующие углублению
и расширению сферы воспитательного
влияния на учащихся. В процессе изучения
такта у многих учителей были выявлены
четыре степени его развития.
На первой из них
наблюдается у некоторых начинающих
или мало работающих над своим
мастерством педагогов педагогический
такт, еще не имеющий устойчивости, ему
не достает педагогической эффективности,
воспитательной глубины, возникают осложнения
в решении сложных педагогических ситуаций.
При этих условиях
учителю необходима серьезная
работа по самовоспитанию и
совершенствованию педагогического мастерства.
На второй ступени
развития педагогического такта
значительных нарушений не наблюдается,
но учителю не достает совершенной
педагогической техники в работе
с учащимися, и осуществления
индивидуализации в обучении.
На третьей ступени такт становится
устойчивым педагогическим умением, что
способствует углублению делового общения
со школьниками, но еще имеются трудности
в установлении с учащимися психологического
контакта.
На четвертой ступени
он сформирован как умственная
и нравственная привычка учителя в общении
с учениками и становится частью педагогического
мастерства учителя, характеризует внутреннюю
культуру его личности, имея глубокую
эффективность педагогического воздействия.
Выявляя специфику
педагогического такта учителя и способы его
общения с учениками, нужно учитывать
психологические особенности детей младшего
школьного возраста. Нужно отметить те
общие их черты, знание которых важно для
изучения своеобразия педагогического
такта учителя в общении с ними.
У первоклассников,
начинающих учиться в школе,
прежде всего, изменяется содержание
и форма их деятельности. Ведущей
формой становится учебная деятельность,
которая гармонично сочетается
с игровой. Учение в школе
на игровой основе – важнейшее условие дальнейшего развития их
психики. Первые дни учебных занятий на
психическое состояние детей сильное
влияние оказывает новизна школьной обстановки.
Стремление
детей лучше справиться с учебными
занятиями и овладеть формами
поведения школьников делает их очень податливыми и восприимчивыми
к педагогическому воздействию. Ученики
стараются во всем следовать за учителем,
охотно повторяют за ним, как приветствовать
старших, когда они входят в класс, как
правильно сидеть за партой, как держать
карандаш в руке и так далее. Это позволяет
ему сравнительно легко установить психологический
контакт с учениками уже с первых дней
их пребывания в школе.
Но при
всем старании детей правильно
и своевременно выполнить требования
учителя наблюдается случаи непроизвольного нарушения режима учебной
работы в классе. Дети еще не осознают
себя членами коллектива, который только
что начинает формироваться, мало интересуются
друг другом, каждый занимается преимущественно
своими делами.
Однако
при правильно поставленном учебно-воспитательном процессе
трудности легко преодолеваются. Постепенно
у детей возникает интерес к результатам
своей работы. Они охотно начинают делиться
своими учебными принадлежностями и по
своей инициативе оказывают друг другу
товарищескую помощь, приучаются более
сдержанно и организованно вести себя
на уроках и переменах.
Внимание
их еще не достаточно устойчиво
и ограниченно по объему и
распределенности. Дети не могут
длительное время заниматься
одним и тем же делом. Например,
слушать рассказ учителя, решать задачу или смотреть
на картину. Быстро утомляясь, они часто
отвлекаются.
Мышление
детей имеет конкретно-образный
и наглядно-действенный характер.
В интеллектуальной деятельности
они испытывают затруднения, если
нет живого объекта (или его изображения), о котором идет
рассказ. С трудом они иногда овладевают
общими понятиями.
Однако
дети младшего школьного возраста
сравнительно легко и быстро
запоминают все, что им интересно.
По степени
общительности и сдержанности
межличностных дружеских отношений дети неодинаковы:
одни более инициативны и активны, другие
–наоборот, держатся скованно и робко.
Но, как правило, для всех детей характерна
привязанность к своему учителю. Они испытывают
постоянную потребность в его ласке, теплом
слове и внимательном обращении. Чуткость
и отзывчивость к психическим состояниям
детей, заботливое участие учителя в поддержании
чувства уверенности в учении помогают
создать для них необходимый комфорт и
атмосферу активной деятельности.
Указанные
психологические особенности детей развиваются
постепенно, изменяясь соответственно
усложняющимся условиям и содержанию
проводимой учебно-воспитательной работы
с ними. На развитие педагогически оправданных
отношений учителя с детьми действенное
влияние оказывают личные качества учителя.
Так спокойная уравновешенность, заботливость
и внимательность учителя придают своеобразный
оттенок тону его обращения с учащимися.
Все вышесказанное
дает основание сделать следующие выводы:
- Дети младшего школьного возраста, отличающиеся большой податливостью к педагогическому воздействию учителя, стремятся во всем следовать за ним. Это позволяет учителю сравнительно легко установить психологический контакт с детьми. Педагогические оправданные взаимоотношения учителя с классом, устанавливаются в том случае, если он тактично оказывает необходимую помощь ученику, встретившему затруднение в учении, вовремя поддерживает его и вселяет уверенность в собственные силы и знания; организует в классе товарищескую взаимопомощь и контролирует ее; систематически побуждает учеников следовать хорошим примерам и упражняет их в правильном поведении.
- Дружеский тон обращения учителя с учениками должен сочетаться с педагогически оправданной требовательностью. Конкретные проявления требовательности учителя: относительное постоянство указаний, последовательность и настойчивость в своих требованиях, справедливость замечаний и разнообразие в их интонации, индивидуальный подход к детям при предъявлении требований и тактичное преодоление в классе так называемых жалоб учеников друг на друга.
- Своеобразие педагогического такта учителя в работе с детьми проявляется в его умении наиболее эффективно использовать в воспитательных целях сильно выраженную привязанность детей к самому близкому для них человеку после родителей – своему учителю. Знание учителем особенностей педагогического такта в общении с детьми является необходимой психолого – педагогической предпосылкой правильной постановки учебно-воспитательной работы с ними.