За диагностикой
следует прогнозирование хода
и результатов педагогического
процесса.. Сущность прогнозирования
(приставка "про" указывает
на опережение) заключается в
том, чтобы заранее, предварительно,
еще до начала процесса оценить
его возможную результативность
в имеющихся конкретных условиях.Применяя
научное прогнозирование, мы можем узнать
о том, чего еще нет, заранее теоретически
взвесить и рассчитать параметры процесса.
Прогнозирование осуществляется по довольно
сложным методикам, но затраты на получение
прогнозов окупаются, поскольку в этом
случае педагоги получают возможность
активно вмешиваться в проектирование
и ход педагогического процесса, не дожидаясь,
пока он окажется малоэффективным или
приведет к нежелательным последствиям.
Завершается подготовительный
этап спроектированным на основе
результатов диагностики и прогнозирования
проектом организации процесса,
который после окончательной
доработки воплощается в план.
План, как сам процесс, всегда
"привязан" к конкретной системе.В
педагогической практике применяются
различные планы - руководства учебно-воспитательным
процессом в школе, воспитательной работы
в классе, планы проведения отдельных
воспитательных дел, уроков и т.п. Планы
педагогических процессов имеют определенный
срок действия. Таким образом, план - итоговый
документ, в котором точно определено,
кому, когда и что надо делать.
Этап осуществления
педагогического процесса (основной) можно
рассматривать как относительно обособленную
систему, включающую в себя важные взаимосвязанные
элементы: постановка и разъяснение целей
и задач предстоящей деятельности, взаимодействие
педагогов и учеников; использование намеченных
методов, средств и форм педагогического
процесса; создание благоприятных условий;
осуществление разнообразных мер стимулирования
деятельности школьников; обеспечение
связи педагогического процесса с другими
процессами. Эффективность процесса зависит
от того, насколько целесообразно эти
элементы связаны между собой, не противоречат
ли их направленность и практическая реализация
общей цели и друг другу.
Завершается цикл
педагогического процесса этапом
анализа достигнутых результатов
(заключительный). Почему важно еще
раз внимательно проанализировать
ход и результаты педагогического
процесса после его завершения?
Ответ очевиден - чтобы в будущем
не повторить ошибок, неизбежно
возникающих в любом, даже очень
хорошо организованном, процессе, чтобы
в следующем цикле учесть неэффективные
моменты предыдущего. Анализируя
- обучаемся. Растет тот педагог,
который извлекает пользу из
допущенных ошибок. Поэтому взыскательный
анализ и самоанализ - верный путь
к вершинам педагогического мастерства.
Особенно важно
понять причины неполного соответствия
хода и результатов процесса
первоначальному замыслу, определить
где, как и почему возникли
ошибки. Практика подтверждает, что
больше всего ошибок появляется
тогда, когда педагог игнорирует
диагностику и прогнозирование
процесса и работает "впотьмах",
"на ощупь", надеясь достичь
положительного эффекта. Кроме
разочарований, неудовлетворения, потери
времени и интереса, такой процесс
ученикам ничего дать не может.