Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:44, реферат
Ива́н Ива́нович Бецко́й (3 (14) февраля 1704, Стокгольм — 31 августа (10 сентября) 1795, Санкт-Петербург) — личный секретарь императрицы Екатерины II (1762—1779), президент Императорской Академии искусств (1763—1795), возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве, русский государственный деятель.
Ива́н Ива́нович Бецко́й (3 (14) февраля 1704, Стокгольм — 31 августа (10 сентября) 1795, Санкт-Петербург) — личный секретарь императрицы Екатерины II (1762—1779), президент Императорской Академии искусств (1763—1795), возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве, русский государственный деятель.
Взгляды Бецкого на методы воспитания были прогрессивны для своего времени: воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребёнка, не применять телесных наказаний. Бецкой составил цельную систему. В её основе лежала задача создать новую породу людей. Образ нового человека определённо у Бецкого нигде не рисуется, но, судя по разбросанным замечаниям, главной его чертой было отсутствие тех отрицательных свойств, которые были характерны для современников. Отдельные положительные штрихи таковы: «Человек, чувствуя себя человеком, …не должен допускать поступать с собою как с животным»; «чтобы с изящным разумом изящнейшее ещё соединялося сердце»; «человек должен познать правила гражданской жизни».
Бецкой признает, что человек от природы не зол, а добр, и душа ребенка подобна воску, на котором можно писать что угодно. Бецкой предлагает воспитательным учреждениям писать на ней доброе: «Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству…, особливо же вкоренять в них… склонность к опрятности и чистоте».
Важно образовать в этом направлении сначала первое поколение, «новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки».
Между старым поколением и новым, по мысли Бецкого, надо создать искусственную преграду, дабы первое, «зверообразное и неистовое в словах и поступках» лишилось возможности оказывать какое-либо влияние на второе. Такой искусственной преградой должны были служить закрытые учебные заведения (интернаты), где, под руководством просвещенных наставников, дети и юноши выдерживались бы до тех пор, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум, то есть до 18—20 лет.
Бецкой признавал
значение физического воспитания и
необходимость считаться с
Никола́й Ива́нович Нóвиков (Новико́в) (1744—1818) — книгоиздатель, русский журналист, издатель и общественный деятель, друг и соратник Михаила Антоновского ( российский и украинский историк, публицист). Фигура его вызывала самые противоречивые оценки – от самой глубокой симпатии до резкой неприязни.
Изданные им сочинения проникнуты глубоким уважением к разуму и мышлению, причем нравственность и различные душевные способности, как-то: воля, совесть, чувства – ставятся от него в прямую зависимость: мышление есть жизнь, непросвещенность ума влечет за собой необузданность сердца, а истинная мудрость всегда тесно связана с доброй нравственностью. Высокое значение ума возвышает и значение науки. Невежество же являет собой источник беззакония и многих человеческих пороков. Признавая громадную роль разума, Новиков проповедует, однако, и необходимость веры, которая должна являться там, где разум бессилен. При этом Новиков постоянно искал примирения между умом и сердцем. Он не мог остановиться на признании одного ума, потому что тогда перед ним открылась бы целая бездна сомнений, чего не могла допустить его натура, стремящаяся вносить в жизнь высокие, положительные идеалы.
Не менее плодотворной и эффективной, чем любого из его современников-педагогов, была его деятельность в области развития педагогики. Ему удалось через издаваемый им журнал «Утренний свет» организовать сбор пожертвований на основание училищ для бедных детей, и благодаря помощи подписчиков в ноябре 1777 года в Петербурге было открыто первое в России народное училище для бедных детей и сирот, а в сентябре 1778 года было открыто и второе. Почин получил поддержку (в то время на образование зачастую жертвовали охотно и крупными суммами), и на следующий год на средства общественности по примеру Новикова было открыто и училище в Твери. Надо сказать, что с 1780 года Екатерина II тоже стала серьезно задумываться о создании сети народных училищ, когда австрийский император Иосиф II сам рассказал ей об успехах аналогичных австрийских реформ. К делу приступили в 1782 году, а в 1786-м открылись первые училища. ВозможПереселившись в Москву, Новиков живет в том же доме, где размещалась университетская типография, чтобы быть к ней поближе. В то время типография находилась в крайне плачевном виде, дела книжной лавки тоже шли очень плохо. Желая сделать типографию, с одной стороны, полезной в смысле просветительском, а с другой – доходной для университета, Новиков начал тотчас приводить все в порядок и концу 1780 года успел довести типографию до такого состояния, что, по мнению некоторых современников, она не уступала заграничным, а количество книг, отпечатанное в ней за три года, превышало количество книг, отпечатанных с основания типографии до перехода ее в его рукино, свою роль сыграло и нежелание пускать дело на самотек. При его непосредственном участии в 1779 году при университетской гимназии основывается Педагогическая (учительская) семинария, а в 1782 году – Переводческая семинария, которые готовили будущих учителей, переводчиков и издательских работников. В 1781 году при содействии Новикова было открыто «Собрание университетских питомцев», имевшее целью чтение друг другу и обсуждение произведений, принадлежащих перу молодых преподавателей и студентов университета; в 1782 году – «Дружеское ученое общество», которое, по замыслу его основателей, должно было оказывать всевозможную поддержку истинному просвещению в России: содержать на свой счет способных, но малоимущих студентов, отправлять их для серьезного образования за границу.
Библиографические сведения о Ф. И. Янковиче де Мириево очень скудны. Известно, что Федор Иванович родился в 1741 г. близ Петервардейна. Высшее образование он получил в Венском университете, где слушал курсы юриспруденции и камеральных наук, чем отчасти и объясняется его любовь к реальным наукам, отразившаяся в его взглядах на сущность народного образования. В 1773 г. он был определен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате. Педагогическая деятельность Янковича обратила на него внимание правительства, и императрица Мария Терезия в 1774 г., в самый разгар учебной реформы в Австрии, пожаловала его дворянским «достоинством, с присовокуплением к его фамилии названия де Мириево». Фамилия Янковичей была одной из древнейших. Она владела селом Мириево Близ Белграда. В Венгрию они переселились в XV в., когда турки овладели Сербией. Исповедывали Янковичи православную веру, и Ф. И. Янкович хорошо владел русским языком, что во многом повлияло на решение Екатерины II пригласить его на русскую службу.
Приглашенный императрицей Екатериной II Ф. И. Янкович де Мириево в течение двадцати с лишним лет неутомимо трудился на пользу народного просвещения в России.
В сентябре 1782 г. по воле Екатерины II была создана комиссия об учреждении училищ. Ф. И. Янкович де Мириево должен был принять активное участие в ее деятельности: «По намерению нашему учредить в Империи нашей народные школы, указали мы собрать и перевести потребные к тому книги, и сверх того, для удобнейшего изъяснения, призвали мы из трудившихся в устроении таковых народных школ в землях владения Его Величества Императора Римского, директора сих училищ в Темесварском уезде, Федора Янковича, знающего язык российский и наш православный закон исповедующего».
Учителями в низших классах стали молодые люди, подготовленные самим Янковичем, а для преподавания наук в высших классах были приглашены профессора. Воспитанники семинарии учились вместе с приходящими учениками. Для лучшего усвоения семинаристами изучаемых предметов Янкович ввел специальные репетиции. Репетиторами были избранные самим, же Янковичем семинаристы, отличившиеся способностями и успехами. Под руководством репетиторов семинаристы ежедневно повторяли лекции профессоров. Для приобретения навыка в преподавании семинаристы давали уроки в малых народных школах, если учитель там по какой-либо причине отсутствовал. Для практики воспитанников в иностранных языках и углубления их знаний по истории, географии и другим наукам по распоряжению Янковича в семинарию выписывались газеты на немецком языке.
Говоря о заслугах Янковича по народному образованию, мы должны указать, что он первым занялся подготовкой народных учителей соответственно новым педагогическим и дидактическим требованиям; организовал учебно-воспитательную часть в главном народном училище с учительской семинарией при нем, бывшей в течение 18 лет единственным учебным заведением, готовившим учителей для народных училищ; составлял, переводил и непосредственно руководил изданиями учебных книг и пособий для народных училищ, применяемых и в других учебных заведениях (в Обществе воспитания благородных девиц, в военных корпусах и духовных училищах); участвовал в работе комиссии по составлению Устава народных училищ; разработал наказ содержателям частных школ и пансионов, вошедший в общий Устав народных училищ 1786 г., а также правила для учащихся народных школ, вошедшие в число учебных книг для первого класса малых народных училищ; впоследствии, когда было образовано Министерство народного просвещения, он участвовал в деятельности Главного правления училищ.
Информация о работе Педагогические взгляды и деятельность Белецкого, Янковича и Новикова