Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Содержание

Введение
1. Научные основы патриотического воспитания младших школьников
1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
1.2 Направленности патриотического воспитания
1.3 Формы патриотического воспитания
2. Методический аспект проблемы патриотического воспитания
2.1 Разработка плана патриотического воспитания для учеников 1 класса
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А. План патриотического воспитания для учеников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 57.38 Кб (Скачать)

Цель патриотического  воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными  ценностями и качествами, способных  проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого  развития (Ефремова 2005).

На современном этапе  развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому  воспитанию осуществляется через решение  следующих задач:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан  социально значимых патриотических  ценностей, взглядов и убеждений,  уважения к культурному и историческому  прошлому России, к традициям,  повышение престижа государственной,  особенно военной, службы;

- создание и обеспечение  реализации возможностей для  более активного вовлечения граждан  в решение социально-экономических,  культурных, правовых, экологических  и других проблем;

- воспитание граждан в  духе уважения к Конституции  Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной  жизни, создание условий для  обеспечения реализации конституционных  прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и  воинского долга;

- привитие гражданам чувства  гордости, глубокого уважения и  почитания символов Российской  Федерации – Герба, Флага, Гимна,  другой российской символики  и исторических святынь Отечества;

- привлечение традиционных  для России религиозных конфессий  для формирования у граждан  потребности служения Родине, ее  защиты как высшего духовного  долга;

- создание условий для  усиления патриотической направленности  телевидения, радио и других  средств массовой информации  при освещении событий и явлений  общественной жизни, активное  противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

- формирование расовой,  национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений  между народами.

Реализация задач патриотического  воспитания граждан Российской Федерации  осуществляется через более частные  задачи с учетом специфики субъектов  и объектов воспитания, условий, в  которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и  других сферах.

1.2 Направленности патриотического  воспитания

Задачами патриотического  воспитания младших школьников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у младших  школьников интереса к окружающему  миру, эмоциональной отзывчивости  на события общественной жизни.

Предполагает активизацию  эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к  врагам.

3. Включение детей в  практическую деятельность по  применению полученных знаний. Предполагает  формирование у младших школьников  определенных навыков и умений: умение отразить накопленные  знания в игре, художественной  и трудовой деятельности, умение  принять участие в общественно  направленном труде, умение бережно  относится к природе, результатам  труда других, умение отразить  знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи патриотического  воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями  детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм»  (отбор знаний, наиболее актуальных  для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность  педагогического процесса;

- дифференцированный подход  к каждому ребёнку, максимальный  учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание  разных видов деятельности, адекватный  возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных  нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер  обучения, основанный на детской  активности.

Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения  между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких  понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа  – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую  эвристическую схему.

Этимологический анализ понятий  «род», «родство», «родня» дает смысловую  связь между субъектом и другими  людьми по следующему основанию –  близость по общности происхождения, по непосредственному сходству (С. И. Ожегов) (Цит. по Лутовинов 1997). Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве.

Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых  характерологических ассоциативных  подобиях: «широкая русская душа»  – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь– неспешно текущие реки и т. д.

Широко известна цитата А. Ф. Лосева, рассматривающего Родину как  «интимно-интимно – внутреннее наше» (Цит. по Кобылянский 1998). Итак, одна из главных составляющих патриотизма – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести.

Очевидно, что слово «Отечество»  происходит от «отец», в тоже время  привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно  обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме  присутствуют субъективные детские  проекции:

- благодарности детей  по отношению к родителям (за  порождение на свет),

- уважение детьми родителей  (признание авторитета отца, отец  носитель социальных норм),

- возможности детей получить  физическую защиту, моральную поддержку,  совет в трудное время (сильный  отец – защитник, покровитель,  наставник),

- возможности детей получить  тепло, ласка, возможность быть  принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны  любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность  заботы о родителях в старости, болезни и т. п.

В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь  функциональную : получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

На основе философских  соображений следует перейти  к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует  воспитывать в процессе патриотического  воспитания, то есть, как назвать  то, что мы собираемся воспитывать?

Вследствие специфики  патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.

Содержательно патриотические чувства:

- выражают субъективную  значимость идентификации личностью  себя с определенной страной,  народом, культурой, природой  на основе происхождения и  похожести;

- включают эмоционально  окрашенные представления (образы  политических, этнокультурных, пейзажных  явлений и предметов, собственных  действий по отношению к Отечеству;

- проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта  на действия, приносящие благо  Отчеству, на защиту совей Родины;

- выступают регуляторами  конкретных действий в жизнедеятельности  личности.

Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном  стимулировании переживаний субъектом  отношений к родной стране.

Среди, прочих весьма эффективных  средств воспитания, особо адекватна  – символика. Скорее всего, основанием для этого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопреки всему. В воспитании патриотических чувств достаточно много  суггестивного[1].

В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие  группы символов:

- словесные (девиз, название, имя);

- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);

- действенные (ритуалы);

- музыкальные (мелодии,  сигналы);

- изобразительные (рисунки).

Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:

- особого свойства содержания  и формы символов – возможности  образовывать смысловые ассоциативные  связи, которые К. Левин называл  «валетностью» (Цит. по: Мазыкина , Монахов 2004);

- специфического порядка  предъявления символов – сочетание  и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных  и дискретных, повседневных и  событийных смысловых воздействий,  что может интерпретироваться  в соответствии с работами  Л. И. Новиковой, как амбивалентность.

Для государственных образовательных  учреждений совершенно понятно, что  заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели  в какой-то степени, понимая необходимость  патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения.

1.3 Формы патриотического  воспитания

Патриотическое воспитание младших школьников является одной  из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс  педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного  поведения, развитие потребности в  деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова 2002).

Период младшего школьного  возраста по своим психологическим  характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так  как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности (Цит. по: Адаменко 2005).

Согласно теории К. Маркса и Ф. Энгельса, патриотизм носит классовый  характер. Воспитание патриотизма отождествлялось  с воспитанием отношения к  государственному строю.

В 60-70-е гг. XX века понимание  патриотизма стало рассматриваться  как составная часть понятия  нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную  сферу ребенка.

В Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации[2] подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Своеобразие проявления и  особенности формирования патриотизма  у младших школьников. Базовым  этапом формирования у детей патриотизма  следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в  своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В понятие патриотизма  входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые  реализуются в сфере социума  и природы.

Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому  воспитанию.

Поведенческий – выполняет диагностическую функцию.

Эмоциональный компонент  является ведущим в этом возрасте.

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной  прочностью и устойчивостью.

Информация о работе Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников