Педагогические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:04, доклад

Описание работы

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.

Работа содержит 1 файл

педагогические технологии.docx

— 21.78 Кб (Скачать)

     Педагогические  технологии

     Образование - это индустрия, направленная в будущее.

     С.П.Капица 

     Проблемы  образовательных  технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских  школ и учителей-новаторов  постоянно требуют  обобщения и систематизации. 

     В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

     •   Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

     •   Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

     •   Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

     Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

     Понятие «педагогическая технология» в  образовательной практике употребляется  на трех иерархически соподчиненных  уровнях:

     1) Общепедагогический уровень: общепедагогическая характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

     2)Частнометодический (предметный) уровень: употребляется  в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов  и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

     3)Локальный  (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение

частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности).

     Различают еще технологические микроструктуры: приёмы, звенья, элементы и др. выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

     Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

     Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

     Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним система понятия педагогическая. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.

     Понятие педагогической технологии часто предметного  и локального уровней почти полностью  перекрывается понятием методик  обучения; разница между ними заключается  лишь в расстановке акцентов.

     В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения

     Критерии  технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности) .

     Концептуалъностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

     Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью

     Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

     Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

     Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

     Технология  и мастерство. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика, но определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.

     Источники и составные части  новых педагогических технологий. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

     В теории и практике работы ДОУ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться.

     Проектные технологии (Савенкова)

Детская проектная деятельность способствует развитию культурного потенциала личности ребенка, расширяет его кругозор, формирует познавательную активность.

      Занятия с детьми проводятся в форме мастер – классов, на которых педагог  рассказывает, показывает, обучает  дошкольников выполнению предложенного  проекта

     Технологии  здоровья сбережения

К методикам  з-с технологий относятся: утр. гимнастика, гимнастика после сна (побудка), пальчиковые игры, физкультминутки, дыхательная гимнастика Стрельникова (Бутейко), гимнастика для глаз, Су - джок терапия, музыка терапия, самомассаж, корригирующая гимнастика, точечный массаж.

     Модульные технологии

     Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность  модульного обучения, которое характеризуется  опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.

     Критерии  содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной деятельности и перспективное использование ее результатов, иерархичность структуры опыта, значимость контролируемых характеристик и открытость диагностики.

     Модульная система организации учебно-воспитательного  процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла  деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах воспитатель выступает как организатор и руководитель процесса, а ребенок выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Создание природосообразной структуры деятельности является промежуточной задачей в формировании общей системы умений и навыков, служащих развитию ребенка.

     В модульном обучении существует специально созданная учебная программа, состоящая  из целевого плана действий, банка  информации и методического руководства  по реализации дидактических целей. Модульное обучение предоставляет  обучающемуся возможность самостоятельно работать с этой программой, используя ее полностью или заменяя отдельные элементы в соответствии с потребностями обучаемого.  
 
 

     Игровые технологии

Виды

- дидактические.  С-ролевые, игры различной подвижности

     Гуманно – личностные (Аминашвили)

Информация о работе Педагогические технологии