Педагогические основы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня – деятельностного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний в обществе, отношениях в группе, социализации, развития готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

     Важным  педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь. Педагогика даёт направление социальной активности. При этом социальная работа ориентируется на сознательность людей. Глубокие, достаточно гибкие социальные знания позволяют ориентироваться в действительности, соотносить с ней собственные потребности и способности.

     Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приёмами самопомощи.

     Социальная  работа в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл  жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

     Педагогическое  содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитания людей. Коррекция – это необходимый  элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учёбе, ни в работе, нив общении в один приём достигнуть социально значимого результата. Формирование здорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектом социальной работы. Таким путём добиваются совпадения формального и реального лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощь в группе.

     Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывное образование, участие  в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые, человек поднимается на новые уровни самоутверждения и самовыражения.

     Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которые обеспечивают успех  в учебно-трудовой, спортивной, художественной и других видах деятельности. Успех  в социально ценной деятельности сам по себе возвышает личность. Однако нередко требуются специальные приёмы его обеспечения, как-то: научная организация труда, учёт индивидуальных особенностей, эффективная, психологически обоснованная помощь.

     Наибольший  эффект развития личности достигается при включении в различные виды творчества. Проблемное обучение, исследования в процессе доучивания, переучивания, повышения квалификации развивает мышление.

     Значительный  вклад в социальное развитие вносят различные творческие группы и общественные объединения, в которые люди входят в соответствии со своим развитием, интересами.

     Мастерство  социально работника зависит  от его культуры, от полученного  им общего и профессионального образования. Особую значимость имеет теоретическая  и практическая психологическая и педагогическая подготовка.

     Цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияния на его поведение  и отношения в обществе в широком  спектре социальных взаимодействий в различных региональных условиях есть главная сфера педагогики социальной работы, рассматриваемой в единстве науки и области практической деятельности. Она сориентирована на работу со всеми категориями населения, семьёй, направлена на создание системы социальной помощи, условий наибольшего благоприятствования, психологического комфорта, содействие формированию социокультурного пространства, развитие и самореализацию личности.

     Некоторые исследователи считают, что своё начало педагогика социальной работы ведёт с конца XIX – начала XX века и связана с именами американцев Мэри Ричмонд, Джеймса Адамса и немцев Адольфа Дистервега, Пауля Наторпа.

     Социальная  незащищённость, особенно детей, молодёжи, людей пожилого возраста, вызвала  потребность изменить традиционный подход к социальной политике, более  настойчиво искать способы объединения (на межведомственной основе) социально-экономических, правовых, эколого-валеологических, образовательно-культурных и других возможностей для поддержки основной ячейки общества – семьи, профилактической работы с её проблемами.

     Для человека, не сведущего в вопросах педагогики социальной работы, деятельность социального работника представляется очень простой и практически доступной каждому: раздача выделенных государством пособий, еды, вещей, утоление голода нуждающегося. О социальном педагоге рассуждения и того проще. Мешает ученик педагогу на уроке, не выполняет своих обязанностей – вот поле деятельности социального педагога: пусть вызывает родителей, отчитывает их, принимает контрмеры. Отсюда и искажение понятий «социальная работа», «социальная педагогика»: что такое один социальный педагог на школу или один социальный работник на микрорайон? Это дискредитация профессии, искажение идей современной социальной политики. Без ориентации на внутренний мир человека и его совершенствование социальная работа обесценивается и лишается своего гуманистического смысла.

     Когда же сегодня говорят о воспитании, то подразумевают при этом чаще всего  становление личности ребёнка в  ограниченном пространстве: школе, детсаде, семье. Такое положение дел в  педагогической науке не могло не повлиять и на практику. Если в современной массовой школе и говорят о семье, то имеют в виду только родителей, способных наказать (похвалить) ребёнка, оказать помощь в ремонте и в организации праздника, иногда посещающих родительские собрания. А то, что семья и ближайшее социальное окружение оказывают наиболее сильное влияние на формирование личности, что это самые мощные средства социализации, социальной поддержки и защиты личности, оставалось за кадром.

     Именно  неудовлетворённость большинства учёных узким взглядом на воспитание, желание пересмотреть цели, функции и принципы образования, разработать прогрессивные технологии, гибкие организационные формы социально-педагогической работы послужили толчком для возрождения идей и подходов социальной педагогики, включающей в себя знания о системе целенаправленной, педагогически организованной поддержки жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе творческой активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме. Социальная педагогика рассматривает педагогическое влияние на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных  периодов жизни и в различных сферах его микросреды. Активность самой личности, её социальная зрелость также непосредственно связывается с взаимодействием человека со средой.

     Педагогические  знания оказались востребованными  в сфере социальной работы и социальной помощи семье, престарелым, безработным, больным, инвалидам, беженцам, одиноким, бездомным, осужденным и многим другим. Педагогическое знание становится сегодня частью общей культуры и социальной политики. Необходимо использование всего педагогического потенциала социума для стимулирования развития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности во всех видах социальной работы с населением.

     Педагогический  компонент социальной работы позволяет  принимать в различных сферах социальной деятельности эффективные, педагогически целесообразные решения, позволяющие приводить в движение реальные механизмы развития социальных инициатив, творческой активности детей и взрослых, полноценно использовать возможности семьи в обеспечении социальной заботы о правах и благосостоянии каждого человека.

     Каждое  учреждение образования, социальной защиты, реабилитации, каждая встреча социального работника с клиентом требует сегодня корректировки в зависимости от типа микросреды, особенностей ситуации, запросов и возможностей населения. Педагогическая деятельность – это всегда поиск, творчество конкретных людей в конкретной ситуации. Знание и владение принципами и методами социальной педагогики необходимо широкому кругу социальных педагогов, социальных работников и людей, определяющих социальную политику государства.

Заключение 

     Педагогические  проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране ,так и за рубежом, а также о приёмах эффективного воспитательного воздействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению ,стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

     В наше время пришли к осознанию  того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития. То есть образование как социокультурный феномен претерпело в процессе исторического развития парадигмальные изменения.

     В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. К ним относятся знаниевая и культурологическая, технократическая и гуманистическая, социетарная и человекоориентированная, педоцентристская и детоцентристская. Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определённого элемента в системе основных параметров образования как социокультурного феномена. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений ,необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место ребёнка в структурах воспитания, обучения и образования.

     В европейской культуре знаниевая  парадигма имеет самую длительную историю. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становящимися практическим и теоретическим опытом человека.

     Культурологическая  парадигма в большей степени  ориентирует на знания, а на освоение элементов культуры в процессе воспитания и обучения, познания и общения, игры и трудовой деятельности. В связи с развитием культуры и общества спектр элементов, необходимых человеку для жизни и творчества, постоянно расширяется, в него добавляются и владение основами физической и эстетической культуры, экологии и экономики и др.

     Сущность  технократической парадигмы проявляется  в своеобразном мировоззрении, основными  чертами которого являются приматы  средств над целью, задач образования  над смыслом, технологии цивилизации  над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

     Альтернативной  технократическому вызову, превращающему  человека в объект манипуляций, стала  гуманистическая традиция. Для неё  человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных  системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «всё для человека», «всё во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество.

     Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентристской. Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребёнка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребёнка учитываются недостаточно.

     Детоцентристская  парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учёт и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

     В качестве эталона социетарной парадигмы  выступают принципы государственного управления обществом. Последние определяют цели и характер воспитания и образования.

     В рамках человеко-ориентированной (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются интересы и индивидуальные особенности как  ребёнка и его родителей, так  и педагога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.   Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
  2. Андреева Г.М.   Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
  3. Тетерский С.В.   Введение в социальную работу. – М.: Академический Проект, 2004. – 496 с.
  4. Социальная политика региона: теория и практика /Отв. Ред. И.П. Скворцов. – Краснодар: Советская Кубань, 2006. – 352 с.
  5. Кравченко А.И., Тюрина И.О.   Социология управления: фундаментальный курс. – М.: Академический Проект ,2005. – 1136 с.
  6. Долженкова Г.Д.   Право социального обеспечения. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 187 с.
  7. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.  Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003. – 224 с.

Информация о работе Педагогические основы социальной работы