Педагогическая теория Иоганна Фридриха Гербарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

В Новое время (XVII-XIX вв.) во всех сферах социокультурной жизни Западной Европы начали происходить значительные изменения: поднялся авторитет разума, рационального отношения к хозяйственной и политической жизни. Стал легальным религиозный плюрализм, что открыло дорогу свободомыслию, демократии, научным исследованиям и заставило всерьез заняться проблемами познания. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытие, то со времени Реформации на первый план выходит гносеология.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГЕРБАРТА…………………………6
2. КОНЦЕПЦИЯ ГЕРБАРТА О РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ…...……16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГЕРБАРТ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

    В основе своей системы И.Ф.Гербарт  видел решение этических проблем, основываясь на нравственных идеях:

  1. идея внутренней свободы, делающая человека цельным
  2. идея совершенствования, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая внутреннюю гармонию;

    3. идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного 
человека с волей других людей;

  1. идея права (законности), применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль
  2. идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, и наказании того, кто нарушает его законы.
  3.  

    Нравственное  воспитание заключается в том, что  наставник должен считаться с  индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться  на него, формировать волю и характер будущего члена общества.

    Гербарт отделял управление от нравственного  воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина - это и условие, и результат воспитания.

    Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию.

    Он  настаивал, чтобы религиозный интерес  возбуждался у детей как можно  раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан призвать к порядку всякого ученика, который бы позволил себе критическое отношение к религии.

    В отличии от обучения нравственное воспитание воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

    Принципы  нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас зажечь другую».

    К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее:

 

    

  1. удерживать  воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать границы поведения  для детей.
  2. Определять воспитанника, т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».
  3. Устанавливать четкие правила поведения.
  4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».
  5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.
  6. «Увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их.

    В нравственном воспитании следует прибегать  и к наказаниям, но воспитательное наказание в отличии от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.

    Поскольку дети не обладают сильной волей и  воспитателю необходимо ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети проявляли свои дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми методами. Важно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающий детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиваться у воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях. Надо очень осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание». Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считая, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение», а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с

 

    

которым воспитанник не ценил никакого другого  мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного  характера гербартианской теории.

    Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал  в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Здесь воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8-10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучать элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями.

    Цель  воспитания: воспитать добродетельного  человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и  выработкой многосторонних интересов.

    Формирование  многостороннего интереса предусматривалось через изучение истории античного мира и древних языков (время), изучение географии и математики (пространство), а также через нравственное воспитание и религию (человек).

    Осознание этих идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность социальной жизни и незыблемость государственного устройства

    Гербарт является родоначальником формального  классического школьного образования, которое включает в себя упорядоченность, системность, основательность. Он связывает  философию, психологию, педагогику, этику, эстетику, определяет структуру урока.

    Педагог при этом играет огромную роль; обучая, воспитывая, направляя деятельность учащегося, корректируя его поведение, активизируя его эмоциональные  и физические силы.

 

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Центральный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей.

    Пути  достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание.

    Особо важное значение Гербарт отводил  воспитывающему обучению, в ходе которого должен развиваться многосторонний интерес (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный и религиозный), основанный на возбуждении и поддержании апперцептивного и развитии произвольного внимания.

    Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него.

    Им  были намечены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенноясный, морализаторский, увещевающий.

    Гербарт считал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Само по себе управление не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предлагалась система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение  в деятельность и пр. Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова, а также вопросы воспитания: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование... без обучения есть цель, лишенная средств».

    Гербарту  принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Интерес  определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением  и приводящая к формированию у  ребенка «собственных    свободных    душевных    состояний».     Обучение    Гербарт

 

    

попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую «естественную  последовательность» учебного процесса в виде формальных ступеней.

    Были  определены четыре таких ступени: две - по углублению обучения и две - по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других - самостоятельная работа ученика и слово учителя. Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический.

    Главенствующая  роль отдавалась аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.

    Объектом его  внимания было гимназическое образование.

    Гербартом были определены четыре ступени учебного процесса:

  1. введение нового материала
  2. установление связи между новым и уже известным
  3. обобщение и формулирование выводов
  4. практическое применение приобретенных знаний.

   Наиболее  разработанной в  педагогической    системе  Гербарта является теория обучения.

   Ступени обучения в системе И.Ф.Гербарта располагаются в следующем порядке: ясность, ассоциация, система, метод.

    Определил три  универсальных метода обучения:

  1. главный аналитический,
  2. описательный,
  3. синтетический (применять в совокупности).

    И.Ф.Гербарт - один из выдающихся педагогов XIX в., чье учение и опыт оказали существенное влияние на практику образования во второй половине

 

    

XIX-начале   XX   вв.   Гербарт   во   многом   определил   развитие   западной педагогики XIX в.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая советская энциклопедия / Под. ред. Прохорова A.M. т. 6, изд. 3, М. 1998.
  2. Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли. Великий Новгород. 2002.
  3. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. / Под ред. А.И.Пискунова. М., 1997.
  4. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Конрова И.И., М., 1964.
  5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
  6. Хильгенхегер Н. Иоганн Фридрих Гербарт // Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. Т. 2, 1994. № 1-2 (87-88).
  7. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. М., 1991.

Информация о работе Педагогическая теория Иоганна Фридриха Гербарта