Педагогическая теория Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 09:45, реферат

Описание работы

Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь — вещество, а медный шар — предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие.

Работа содержит 1 файл

Аристотель Политика.docx

— 15.21 Кб (Скачать)

Педагогическая теория Аристотеля.  

Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся  во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись  на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений. 

Аристотель признавал  единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь — вещество, а медный шар — предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала. 

Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует  особого воздействия, Аристотель выделил  три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое. 

Аристотель видел  цель воспитания в гармоническом  развитии всех сторон души, тесно связанных  природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым  следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать  возрастные особенности детей. Опираюсь на принятое . в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация. 

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно  с пеленок”,— говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе. 

В 7 лет мальчики переходят  в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан —  забота государственная: “Не следует... думать, будто каждый гражданин —  сам по себе; нет, все граждане принадлежат  государству, потому что каждый из них  является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом . В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке.. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного. 

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках  — частом повторении желательных  действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые  должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение  можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей  должны главным образом родители. 

Характерно, что, развивая свою педагогическую теорию, Аристотель как представитель рабовладельческой  аристократии заботился в первую очередь о воспитании свободнорожденных  граждан, о процветании рабовладельческого государства. 

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки. 

Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме 

На протяжении многовековой истории в Древнем Риме сложилась  своеобразная практика семейного и  школьного воспитания и образования. 

Длительное время  в римской семье сохранялись  воспитательные традиции родовой общины, тем не менее характер домашнего воспитания зависел в первую очередь от того, какое положение семья занимала на социальной лестнице римского общества. 

Женщина в Риме обладала известными правами (например, в области  наследования),, но мужчина был полным властелином и над детьми, и над женой. 

До 4—5 лет мальчики и девочки в семье воспитывались  вместе, затем их разделяли. Девочки  находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества они. оставались в кругу женщин родительского дома. Главным занятием девочек было рукоделие (прядение, тканье); их также учили музыке, танцам, в богатых семьях—греческому языку. Воспитанием мальчиков начинали заниматься мужчины: отцы, воспитатели, иногда приглашенные из Греции. Мальчиков приучали к мужским занятиям, и прежде всего учили их владеть оружием. Начальное образование дети небогатых свободнорожденных граждан получали в элементарных школах, которые были платными и частными, в них допускались и девочки. Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя, и прежде всего греческому языку и литературе. 

Под влиянием Греции возникли грамматические школы, где  с 12 до 16 лет обучались сыновья  богатых родителей. Им преподавали  греческий язык, риторику, давали некоторые  сведения из литературы и истории В последние годы республиканского Рима появились школы риторов (ораторов), где юноши знатного происхождения за высокую плату обучались греческому языку, риторике, правоведению, математике, философии,— их готовили к высшим государственным должностям. 

С возникновением Римской  империи (II в. до н. э.) императоры превратили грамматические школы и школы  риторов в государственные, задачей  которых была подготовка преданных  императорской власти чиновников. 

Когда христианство было объявлено господствующей религией, на должности учителей стали назначать  представителей духовенства; воспитание в семье и школах все более  приобретало религиозный характер. 

Информация о работе Педагогическая теория Аристотеля