Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 09:45, реферат
Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь — вещество, а медный шар — предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие.
Педагогическая теория
Аристотеля.
Будучи учеником
Платона, Аристотель рано, однако, разошелся
во взглядах со своим учителем, не принял
его учения о разделении мира на
мир идей и мир вещей. Оставшись
на позициях объективного идеализма, он
разработал ряд материалистических
положений.
Аристотель признавал
единство мира, неотделимость идей
вещей от самих вещей, единство вещи
и формы. Идею, по мнению Аристотеля,
можно уподобить форме. Всякая вещь
есть единство материи (вещества) и формы:
так, медь — вещество, а медный шар — предмет
определенной формы (вещь). Точно так же
душа и тело относятся друг к другу, как
материя и форма. Аристотель считал мир
постоянно развивающимся, качественно
изменяющимся, причем процесс развития
совершается не под влиянием внешних сил,
а как внутреннее развитие. Исходя из своей
теории развития Аристотель говорил о
трех сторонах души: растительной, которая
проявляется в питании и размножении;
животной, проявляющейся в ощущениях и
желаниях; разумной, которой свойственно
мышление и познание, а также способность
подчинять себе растительное и животное
начала.
Соответственно трем
сторонам души, каждая из которых требует
особого воздействия, Аристотель выделил
три стороны воспитания — физическое,
нравственное и умственное, составляющий
одно целое.
Аристотель видел
цель воспитания в гармоническом
развитии всех сторон души, тесно связанных
природой, но особенно важным считал развитие
высших сторон — разумной и волевой.
При этом он полагал необходимым
следовать за природой и сочетать
физическое, нравственное и умственное
воспитание, а также учитывать
возрастные особенности детей. Опираюсь
на принятое . в народе деление времени
соответственно, лунному календарю “по
седмицам”, он разделил время воспитания,
определив его, в 21 год, на три периода:
от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года,
указал на особенности каждого возраста,
определил цели, содержание и методы воспитания
в каждый период. Это была первая в истории
педагогической мысли возрастная периодизация.
Большое внимание Аристотель
уделял воспитанию в дошкольном возрасте.
“Ко всему, к чему можно приучить
ребенка, лучше приучить его непосредственно
с пеленок”,— говорил он, причем
утверждал, что до 7 лет дети должны
воспитываться в семье. Следуя своему
принципу природосообразности, Аристотель
дал общую характеристику дошкольного
возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает
растительная жизнь, поэтому надо в первую
очередь развивать их организм. Главное
для маленьких — питание, движение, закаливание.
Дети должны заниматься подходящими их
возрасту играми, им полезно слушать рассказы
и сказки (непременно одобренные властями),
детей следует обучать речи. С 5 лет родители
должны готовить их к школе.
В 7 лет мальчики переходят
в государственные школы (женщинам,
считал философ, не нужно давать такого
образования, как мужчинам). Аристотель
подчеркивал, что школы должны быть
именно государственные, а не частные,
потому что воспитание граждан —
забота государственная: “Не следует...
думать, будто каждый гражданин —
сам по себе; нет, все граждане принадлежат
государству, потому что каждый из них
является частицей государства. А забота
о каждой частице, естественно, должна
иметь в виду попечение о всем
целом, вместе взятом . В школах дети прежде
всего попадают к учителям гимнастики,
которые заботятся об их физическом воспитании.
Кроме того, в школе дети обучаются чтению,
письму, счету, рисованию и музыке.. В более
старшем возрасте юноши изучают литературу,
историю, философию, математику, астрономию.
Музыке Аристотель придавал очень большое
значение как средству воспитания и эстетического
и нравственного.
Нравственное воспитание
детей, по Аристотелю, основывается на
упражнении в нравственных поступках
— частом повторении желательных
действий, в которых не должно быть
крайностей, а наоборот, которые
должны быть продуманными и умеренными.
Такое уравновешенное поведение
можно считать добродетельным. Заниматься
нравственным воспитанием детей
должны главным образом родители.
Характерно, что, развивая
свою педагогическую теорию, Аристотель
как представитель
Взгляды Аристотеля
оказали большое влияние на античную
педагогику и последующее развитие
педагогической науки.
Воспитание и педагогическая
мысль в Древнем Риме
На протяжении многовековой
истории в Древнем Риме сложилась
своеобразная практика семейного и
школьного воспитания и образования.
Длительное время
в римской семье сохранялись
воспитательные традиции родовой общины,
тем не менее характер домашнего воспитания
зависел в первую очередь от того, какое
положение семья занимала на социальной
лестнице римского общества.
Женщина в Риме обладала
известными правами (например, в области
наследования),, но мужчина был полным
властелином и над детьми, и над женой.
До 4—5 лет мальчики
и девочки в семье
Под влиянием Греции
возникли грамматические школы, где
с 12 до 16 лет обучались сыновья
богатых родителей. Им преподавали
греческий язык, риторику, давали некоторые
сведения из литературы и истории В
последние годы республиканского Рима
появились школы риторов (ораторов), где
юноши знатного происхождения за высокую
плату обучались греческому языку, риторике,
правоведению, математике, философии,—
их готовили к высшим государственным
должностям.
С возникновением Римской
империи (II в. до н. э.) императоры превратили
грамматические школы и школы
риторов в государственные, задачей
которых была подготовка преданных
императорской власти чиновников.
Когда христианство
было объявлено господствующей религией,
на должности учителей стали назначать
представителей духовенства; воспитание
в семье и школах все более
приобретало религиозный