Педагогическая технология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:21, контрольная работа

Описание работы

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь»).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель);

Технология обучения - это составная процессуальная часть
дидактической системы (М. Чошанов).

Работа содержит 1 файл

методы обучения.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

      1. Педагогическая технология.

      2.Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий– термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие.

      Технология  – это совокупность приемов, применяемых  в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь»).

      Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель);

      Технология  обучения - это составная процессуальная часть 
дидактической системы (М. Чошанов).

      Педагогическая  технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

      Педагогическая  технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);

      Педагогическая  технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

      Педагогическая  технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий дня учащихся и учителя (В.М. Монахов).

      Педагогическая  технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

        Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений предыдущих авторов (Г. К. Селевко).   

      3.Анализ историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что педагогическая технология выступала предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, - утверждал Я. Л. Коменский, - только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя - самым лучшим местом под солнцем. Школа – это мастерская, она «живая типография», которая «печатает» людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания, обучения юношей, какими пользуются типографские работники, создавая книгу».

      Понятие «технология обучения» нa сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

      С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой  - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

      - цели обучения;

      - содержание обучения;

      - средства педагогического взаимодействия;

      - организация учебного процесса;

      - ученик; учитель;

      - результат деятельности.

      4. Иллюстрации к понятию «педагогическая технология».

      

      

 
      

      

 
 
 

       Психологическая схема  педагогической технологии.  
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      5. Контрольный блок.

      - репродуктивные задания:

      а) заполните схему Педагогической системы:

      1. Учащиеся       2. ...       3. Содержание обучения       4. ...       5. Учителя или ТСО      

       6. ...

      б) впишите названия компонентов Педагогического процесса и укажите N__ в циклическом порядке.

      N__ Определение педагогических процедур, методов и форм воспитания/обучения....................

      N__ Диагностика процесса и разработка  целей воспитания /обучения ....................

      N__ Проверка и анализ результатов  воспитания, обучения, установление  степени достижения целей ....................

      N__ Разработка содержания воспитания /обучения, определения состава знаний, умений, ценностей учащихся ....................

      Слова для вставки: оценочный, содержательный, целевой, деятельностный.

      в) впишите краткие характеристики особенностей педагогического процесса: цикличность .................................................... целостность .................................................... технологичность ................................................ 

      - проблемные задания:

      Одна  и та же технология в руках конкретных исполнителей может выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие  личностной компоненты педагога, особенностей контингента учащихся, их общего настроения, климата в классе. Результаты, достигнутые педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоторому среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию.

      Приведите пример использования двумя педагогами одной технологии на уроке по определенному  предмету при следующих условиях: в одном случае – класс сильный, имеет хороший контакт с учителем, доброжелательные отношения в коллективе; в другом – коллектив класса не сплочен, среди учеников выделяются такие, которые игнорируют предмет и учителя.

      - исследовательские  задания:

  1. Выразите свое отношение к педагогическим технологиям. Какая (какие) из них, на ваш взгляд, должны применяться в школе?
  2. Что дает применение педагогических технологий ученику, учителю?
  3. Какие препятствия вы видите на пути практического применения педагогических технологий?

      - рефлексивные задания:

      Выпишите  в словарь определения терминов: педагогический процесс, педагогическая технология, педагогическая ситуация, педагогические закономерности, принципы.

      6. Список литературы:

      Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения / Б.Б. Айсмонтас. – Москва: Владос-Пресс, 2002. – 176 с.

      Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии / М.В. Буланова- Топоркова.– Москва – Ростов-на-Дону: МарТ, 2006. – 336 с.

      Орлов, А. А. Педагогика: Концепция и учебная  программа курса для студентов  педагогического вуза / А. А. Орлов. –  Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001.

      Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы / М.Н.Скаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 319с.

Информация о работе Педагогическая технология