Педагогическая
технология
на основе системы
эффективных уроков
Автор
технологии-
Учитель
математики
Окунев
А.А.
Классификационные
параметры технологии
Уровень
и характер применения:
общепедагогический.
Философская
основа: диалектическая.
Методологический
подход: дифференцированный,
комплексный, деятельностный.
Ведущие
факторы развития:
социогенные.
Научная
концепция освоения
опыта: ассоциативно
– рефлекторная.
Ориентация
на личностные
сферы и структуры:
ЗУН+ СУД
Характер
содержания: обучающий.
Светский. Общеобразовательный,
технократический, политехнология.
Вид
социально- педагогической
деятельности: обучающая,
воспитательная,
управления.
Тип
управления учебно-воспитательным
процессом: современнное
традиционное управление.
Преобладающие
методы: объяснительно
– иллюстративные
и поисковые.
Организационные
формы: классно-урочная.
Преобладающие
средства: вербальные +наглядные+
практические.
Подход
к ребёнку и
характер воспитательных
взаимодействий: технология
сотрудничества.
Направление
модернизации: активизация.
Категория
объектов: массовая.
Классификационные
параметры технологии
Целевые ориентации
- Усвоение
стандартных ЗУН
и математических
СУД.
- Создание
и поддержание высокого
уровня познавательного
интереса и самостоятельной
умственной активности
учащихся.
- Экономное
и целесообразное расходование
времени урока.
- Разноообразие
методов и средств обучения.
- Формирование
и тренинг способов
умственной деятельности
учащихся.
- Формирование
и развитие самоуправляющих
механизмов личности,
способствующих обучению.
- Высокий
положительный уровень
межличностных отношений
учителя и учащихся.
- Развитие
способных детей.
Концептуальные
положения
- Движущая
сила учебного
процесса -- это
противоречие между
теми задачами, которые
вы ставите перед
учениками, их знаниями
и умениями.
- Принцип
интереса: Новизна, новый
материал как своеобразный
раздражитель, вызывающий
рассогласование, включающий
механизмы деятельности
по ориентировке и познавательной
деятельности. В каждом
уроке должна быть интрига,
изюминка.
- Хороший
урок: это урок вопросов
и сомнений, озарений
и открытий.
Особенности
методики
Основные
черты технологии
результативного
урока:
- Создание
и поддержание высокого
уровня познавательного
интереса и самостоятельной
умственной активности.
- Экономное
и целесообразное расходование
времени урока.
- Применение
разнообразного арсенала
методов и средств обучения.
- Формирование
и тренинг СУД.
- Вклад
в формирование и развитие
личностных качеств
школьника, и в первую
очередь СУМ.
- Высокий
положительный уровень
межличностных отношений
учащихся и учителя.
- Объём
и прочность полученных
школьниками на уроке
ЗУН.
Способы
организации начала
урока
- Предлагается
задача, решение которой
связано с жизненным
опытом учащихся.
- Даётся
задача на тренировку
памяти, наблюдательности.
- Предлагается
проверить решение предложенных
укравнений и ответов
к ним, как верных, так
и неверных.
- Запись
на доске решения примера
или задачи с традиционными,
часто встречающимися
ошибками.
- Даётся
традиционная задача
с обычным решением.
Предлагаентся более
рациональное.
- Дан
чертёж к сложной задаче,
и методом мозгового
штурма осуществляется
поиск её решения.
- Запись
на доске ключевых моментов
доказательства наиболее
трудной теоремы., изображение
геометрической фигуры
и проведение
исследовательcкой работы
по плану.
Требования к учителю
Основная
задача учителя ---
воспитать веру
ученика в свои
силы , научить радоваться
общению с педагогом,
товарищами, воспитать
внимание, стремление
к самостоятельной
деятельности школьников
- Использовать
приёмы, позволяющие
эффективно применять
учебный материал, чтобы
выработать навыки самообразования.
- Чутко
откликаться на мысли
ученика, импровизировать.
- Делать
урок эмоционально ярким.
- Создавать
психологический комфорт
для учащихся.
- Использовать
разнообразные современные
методы урока.
- Делать
ставку на самостоятельный
труд учащихся.
Система
уроков
- Урок
припоминания материала.
- Урок
поиска рациональных
решений.
- Урок
проверки результатов
путём сопоставления
с данными.
- Урок
одной задачи.
- Урок
самостоятельной работы,
требующий творческого
подхода.
- Урок
самостоятельной работы
по неизученному
материалу.
- Урок
возвращения к ранее
изученному материалу,
который рассматривается
под новым углом
зрения.
- Урок-
«бенефис».
- Лабораторные
работы по геометрическому
материалу младших.
- Урок-
устная контрольная
работа.
- Урок-
зачёт.
Предтечи,
разновидности, последователи
- Технологии
урока, основанные
на усовершенствовании
классических форм
урочного преподавания.
- Технологии
урока, основанные на
нестандартных структурах
и методиках.
- Технологии
урока, разработанные
учителями-предметниками
П.В.Маховой (химия),
Т.И. Гончаровой (история),
В.А. Гербутовым (физика).
Литература
- Гончарова
Т.И. уроки истории
–уроки жизни.
- Махова
л.в. Опыт, поиск,
раздумья.
- Нянковский.
М.А. Изучаем «Тихий
Дон».
- Окунев
А.А. Мы не имеем права
уставать.
- Окунев
А.А. Сменить акцент.
- Окунев
А.А. Спасибо за урок,
дети!
- Селевко
Г.К. Тестовый аспектный
анализ урока.