Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:53, доклад
Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин. Во-первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания.
Педология
(от греч. pais - дитя и logos - слово, наука) -
течение в психологии и педагогике, возникшее
на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением
эволюционных идей в педагогику и психологию
и развитием прикладных отраслей психологии
и экспериментальной педагогики.
Педология стремилась изучать ребенка,
при этом изучать комплексно, во всех его
проявлениях и с учетом всех влияющих
факторов. П.П. Блонский (1884-1941) определял
педологию как науку о возрастном развитии
ребенка в условиях определенной социально-исторической
среды.
Педологи работали в школах, детских садах,
различных подростковых объединениях.
Активно осуществлялось психолого-педологическое
консультирование; проводилась работа
с родителями; разрабатывалась теория
и практика психодиагностики. В Ленинграде
и Москве действовали институты педологии,
где представители разных наук пытались
проследить развитие ребенка от рождения
до юности.
Причастность
Выготского педологии также сыграла свою
роковую роль. Гуманистически и в определённом
смысле антропоцентристски настроенные
педологи, одним из лидеров которых и был
Лев Семёнович, выступали за охрану детства,
рассматривали социалистическое общество
в качестве необходимого условия реализации
свободы личности. Выготский усматривал
суть социализации в направлении к индивидуализации
человека. Коллектив для него – сотрудничество
индивидуальностей. Чем они ярче, больше,
сильнее проникнуты самосознанием, то
есть осознают себя как личность, – а это
и есть правильно понятый индивидуализм,
– тем выше коллектив. Излишне напоминать,
насколько иначе рассматривала человека
партийная идеология. Кроме того, педологи
изучали такие «опасные вещи», как влияние
социальной среды на развитие ребёнка,
стремились разобраться в причинах задержек
психического развития, невротизации
детей и т.п. Выготский выступал с критикой
многих ошибочных положений и практик
педологов, но им же критикуемые недостатки
приписывали и ему. Для Выготского объект
педологии – ребёнок как развивающаяся
целостная система, предмет педологии
– детское развитие, взятое во всей его
конкретной сложности, как синтетический
и диалектический процесс и его основные
законы. Выготский одним из первых предпринял
попытку действительно разобраться с
путаницей в вопросе об объекте и предмете
педологии.
К началу 30-х гг. XX в. более или менее отчетливо
выявились три основные теории о соотношении
обучения и развития: между обучением
и развитием отсутствует связь; обучение
и развитие - тождественные процессы; между
обучением и развитием существует тесная
связь (Л.С. Выготский).
Эти теории о соотношении обучения и развития,
описанные Л.С. Выготским более семидесяти
лет назад, в некоторой модификации существуют
и в современной психологии, имея под собой
соответствующее фактическое обоснование
как экспериментального, так и практического
характера.
Интенсивные исследования отечественных
психологов в 40-60-е гг. XX в. способствовали
дальнейшей разработке проблемы соотношения
обучения и развития. В ряде исследований
было установлено: как влияет на интеллектуальное
развитие поэтапное формирование умственных
действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина);
какое воздействие на интеллектуальное
развитие оказывают разные методы обучения
(Б.Г.Ананьев, А.А. Люблинская и др.); какую
роль в этом развитии играет проблемное
обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М.Матюшкин).
Решение
проблемы соотношения обучения и
развития теснейшим образом связано
с концепцией зоны ближайшего развития
(ЗБР), автором которой является Л.С.
Выготский. Зона ближайшего развития -
это расхождения между уровнем актуального
развития (он определяется степенью трудности
задач, решаемых ребенком самостоятельно)
и уровнем потенциального развития (которого
ребенок может достигнуть, решая задачи
под руководством взрослого и в сотрудничестве
со сверстниками).
Основными "пластами" уровня актуального
развития являются обученность, развитость
и воспитанность, а зоны ближайшего развития
- обучаемость, развиваемость, воспитуемость.
Обучаемость в широком смысле слова - способность
к усвоению знаний и способов действий,
готовность к переходу на новые уровни
обученности.
Заключение
Все рассмотренное показывает, что педагогическая психология представляет собой многогранную область психологического знания, учет особенностей, закономерностей, содержания и методов исследования которой может оказать существенную помощь в реализации психолого-педагогических задач воспитывающего и развивающего обучения в любой образовательной системе.
Педагогическая
психология представляет собой междисциплинарную
самостоятельную отрасль
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Образованность – уровень образования как совокупности знаний, полученных в процессе обучения.
Культура - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном под культурой понимают области человеческой деятельности связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний).
Обучение - это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Учение - 1) одна из сторон процесса обучения ученика в овладении знаниями и навыками.
2) Совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности.
3) система воззрений какого-либо ученого, мыслителя.
Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
Педагогическая деятельность - это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Воспитание
– целенаправленное формирование личности
в целях подготовки её к участию в общественной
и культурной в соответствии с социокультурными
нормативными моделями.
Список использованных источников