Педагогическая поддержка развития речи дошкольников посредством культурно-игрового пространства ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:09, доклад

Описание работы

Педагогическая поддержка отражает особые взаимодействия взрослого и ребенка, где первый - оказывает различными методами помощь ребенку в реализации его потребностей и направляет его развитие, а второй -ориентируясь на поддержку взрослого, достигает целей, удовлетворяет потребности, интересы, осознает свое место в мире и строит систему коммуникаций в нем. Педагогическая поддержка предполагает не авторитарное воздействие, где доминирующим является взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок выступают партнерами в общении и деятельности [4, с.119]

Работа содержит 1 файл

Постаногова Ольга Николаевна.docx

— 18.89 Кб (Скачать)

    Постаногова Ольга Николаевна

    Воспитатель МБДОУ «Аленка» г. Абакан

    Тинникова Ольга Алексеевна

    Воспитатель МБДОУ «Аленка» г. Абакан

     Педагогическая поддержка развития речи дошкольников посредством культурно-игрового пространства ДОУ

           Педагогическая поддержка  отражает особые взаимодействия взрослого  и ребенка, где первый - оказывает  различными методами помощь ребенку  в реализации его потребностей и  направляет его развитие, а второй -ориентируясь на поддержку взрослого, достигает целей, удовлетворяет потребности, интересы, осознает свое место в мире и строит систему коммуникаций в нем. Педагогическая поддержка предполагает не авторитарное воздействие, где доминирующим является взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок выступают партнерами в общении и деятельности [4, с.119].

           В дошкольном возрасте ребенку необходима помощь взрослого  человека- родителя, воспитателя, педагога, которые поддерживают ребенка в нравственном, социальном, интеллектуальном, коммуникативном развитии. Анализ исследований убедительно доказывает необходимость разработки проблемы педагогической поддержки развития речи дошкольников, как ключевой задачи дошкольного образования, эффективность решения которой кроется в детстве.

           В дошкольном детстве  игра является ведущим видом деятельности, определяющей развитие личности в целом - интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, речевой, коммуникативной  и др. сфер ребенка [5, с. 98].

           Следует отметить, что  современная парадигма образования  диктует необходимость рассмотрения игры как культурно-игрового пространства приобретения ребенком дошкольного  возраста опыта коммуникативной культуры, становление которой определяется эффективной педагогической поддержкой дошкольника.

           Оказание детям  педагогической поддержки в процессе игр и жизненных событий в  развитии их речи является гуманной миссией педагога. Педагог, оказывая педагогическую поддержку ребенку в игре, не только берет на себя роль организатора детской деятельности, но и обеспечивает помощь детям в справедливом разрешении детских ссор, в выполнении правил поведения на основе саморегуляции и т.п.

           Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиций современного этикета и коммуникативной культуры. Игра в субкультуре детства имеет свою возрастную территорию и пространство, в которой взрослому важно определить особую позицию и оказывать ребенку педагогическую помощь в социальном взаимодействии с другими. Она занимает приоритетное место, определяет жизнедеятельность ребенка, где он свободно принимает самостоятельные решения и несет за них ответственность, но при этом подчиняется правилам жизни.

           Игра является пространством, где в деятельности проявляются  реальные и игровые отношения, ценностные ориентиры и нормы коммуникаций. Она формирует устойчивый образ  своего "Я" как личности, обладающей теми или иными качествами и социокультурным опытом коммуникаций, поведения и общения.

           Ценность игры состоит  в том, что она формирует прочный  тип поведения на основе коммуникаций, в процессе чего ребенок как бы "примеряет" на себя тот или  иной образ отношений, эмоций и способов взаимодействия [2, с.28].

           Пространство игры определяется как феномен культуры, поскольку в нем содержатся заданные культурой средства и содержание коммуникаций, ценности и правила, функции жизнедеятельности ребенка. Исходя из этого, определяются преимущества культурно-игрового пространства в том, что ребенок-дошкольник находится в поиске своего места в игре, в коммуникациях, позиции по отношению к другому, по сравнению с другими формами и средствами воспитания, обучения и развития. Если культура является хранителем ценностей, правил жизни людей, моделей и образцов их поведения, то игру можно определить как пространство, отражающее модель зарождения будущих культурных образцов жизни человека и коммуникаций.

           В игре ребенок легче  принимает педагогические требования в соблюдении социальных и культурных норм должного поведения, в проявлении лучших индивидуальных качеств и  ценностей. Ценность педагогической поддержки  заключена в том, что она одновременно воздействует на сознание, чувства  и поведение ребенка, что закрепляет его опыт общения и коммуникаций с другими в игре, в то же время  способствует проявлению уникальности ребенка средствами коммуникаций и  ролей.    Понимая цель педагогической поддержки как создание условий для проявления ребенком активности и самостоятельности в решении собственных проблем, а предмет педагогической поддержки - как проблему ребенка, можно утверждать, что, оказывая поддержку детям, имеющим личностные проблемы, создаются условия в пространстве игры для открытия ребенком своих новых возможностей, реализуемых в ролевом поведении, обеспечивая становление его опыта коммуникаций, постижение своих возможностей и удовлетворение своих потребностей [3, с. 114-115].

           Содержание культурно-игрового пространства как среды развития речи ребенка-дошкольника представлено интеграцией содержания и сюжетов сюжетно-ролевых, конкурсных игр, игровыми упражнениями, играми-занятиями. Различные виды игр объединены событийными сюжетами и нравственными ценностями, регулирующими речь детей.

           Нравственные ценности в культурно-игровом пространстве выступают содержательным контекстом игры и представляют нормы, правила, культурные эталоны диалогов, способы коммуникаций, знаки, символы (сказок, кукол, игровых средств и т.п.), регулирующие действия детей в социальном сообществе, обеспечивающие воспитание таких чувств ребенка как: сострадание, сопереживание, охранительность, благородство, почитание, терпимость, солидарность, сопричастность и т.п.

           Сюжетно-ролевые  игры, игры-упражнения, игры-конкурсы, игры-занятия и др., отражающие социальное пространство жизни людей и ценности культуры, создают целостное культурно-игровое пространство для развития различного типа коммуникаций (информативных, разъясняющих, уточняющих, аргументирующих и др.).

           Содержание специально организованных видов игровых занятий  отражает культурные и нравственные ценности, образцы поведения, способы коммуникаций и взаимодействия детей [1, с 66].

           Для детей с флегматическим и меланхолическим типами темперамента эффективными являются специально организованные виды занятий на темы "Я и образ другого", "Другой - такой как я", "Сочувствуй другому" и др., поскольку коммуникации детей на этих занятиях и упражнениях поддерживаются методом выбора лучшего предложения об исполнении ведущей роли, высказанного детьми, имеющими личностные проблемы, то он порождает у детей уверенность в себе.

           Эффективным является и метод предоставления детям первыми выбирать партнера по игре. В этом случае поддержка осуществляется не только предоставлением права выбора, но и приведением примера обращения ребенка к другому.

           Для снятия конфликтной  ситуации между детьми эффективным  является метод педагогической поддержки согласия, примирения, позволяющий детям использовать тактильные прикосновения, усиливающие речевые коммуникации и выражающие "жест мира" между персонажами игры.

           Методы педагогического  сопровождения - поддержки, чествования, выбора, согласования, оглашения и др. - усиливают у детей чувство уверенности и потребности систематического презентирования своей индивидуальности в коммуникациях: устанавливать доброжелательные отношения друг с другом, находить способ эмоционально проявлять сочувствие, сопереживание, помощь другому.

           Отмечаем, что сочетание методов педагогической поддержки, интегрированных в культурно-игровое пространство, и специально организованные виды общения в равной степени обеспечивают положительный эффект в развитии речи детям с различным типом темперамента: у детей с холерическим и сангвиническим типом темперамента нивелируются такие проявления как: неуравновешенность, смена настроений, несобранность, отвлекаемость и др.; а у флегматиков и меланхоликов снимаются трудности в приспособлении к новой роли, неожиданной ситуации, диалогу, повышается интерес к информации, ранимость, обидчивость; низкую активность, усиливается вера в свои силы.    У детей с холерическим типом темперамента появляется плавность в движениях, выразительность речи соотносится со смыслом коммуникации, дети бесконфликтно определяют статусность позиции и совместно достигают игровых целей. У детей этого типа темперамента личностные проблемы исправляются значительно быстрее, чем развивавается опыт коммуникативной культуры.

           У детей сангвинического  типа темперамента развивается значительно быстрее коммуникативная культура, что обуславливается повышенной эмоциональностью детей и увлечением ролью.

           У детей с флегматическим типом темперамента наиболее медленно развивается способность переносить коммуникативные умения в новые условия игры или роли.

           Список  литературы

           1. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. - М., 2004.

           2. Выготский, JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии: 1966. - №6. - С28-35.

           3. Зеньковский, В.В. Психология детства. - М., 1995.

           4. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1997.

           5. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.,1978.

Информация о работе Педагогическая поддержка развития речи дошкольников посредством культурно-игрового пространства ДОУ