Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:09, доклад
Педагогическая поддержка отражает особые взаимодействия взрослого и ребенка, где первый - оказывает различными методами помощь ребенку в реализации его потребностей и направляет его развитие, а второй -ориентируясь на поддержку взрослого, достигает целей, удовлетворяет потребности, интересы, осознает свое место в мире и строит систему коммуникаций в нем. Педагогическая поддержка предполагает не авторитарное воздействие, где доминирующим является взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок выступают партнерами в общении и деятельности [4, с.119]
Постаногова Ольга Николаевна
Воспитатель МБДОУ «Аленка» г. Абакан
Тинникова Ольга Алексеевна
Воспитатель МБДОУ «Аленка» г. Абакан
Педагогическая поддержка развития речи дошкольников посредством культурно-игрового пространства ДОУ
Педагогическая
В дошкольном возрасте ребенку необходима помощь взрослого человека- родителя, воспитателя, педагога, которые поддерживают ребенка в нравственном, социальном, интеллектуальном, коммуникативном развитии. Анализ исследований убедительно доказывает необходимость разработки проблемы педагогической поддержки развития речи дошкольников, как ключевой задачи дошкольного образования, эффективность решения которой кроется в детстве.
В дошкольном детстве игра является ведущим видом деятельности, определяющей развитие личности в целом - интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, речевой, коммуникативной и др. сфер ребенка [5, с. 98].
Следует отметить, что
современная парадигма
Оказание детям педагогической поддержки в процессе игр и жизненных событий в развитии их речи является гуманной миссией педагога. Педагог, оказывая педагогическую поддержку ребенку в игре, не только берет на себя роль организатора детской деятельности, но и обеспечивает помощь детям в справедливом разрешении детских ссор, в выполнении правил поведения на основе саморегуляции и т.п.
Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиций современного этикета и коммуникативной культуры. Игра в субкультуре детства имеет свою возрастную территорию и пространство, в которой взрослому важно определить особую позицию и оказывать ребенку педагогическую помощь в социальном взаимодействии с другими. Она занимает приоритетное место, определяет жизнедеятельность ребенка, где он свободно принимает самостоятельные решения и несет за них ответственность, но при этом подчиняется правилам жизни.
Игра является пространством,
где в деятельности проявляются
реальные и игровые отношения, ценностные
ориентиры и нормы
Ценность игры состоит в том, что она формирует прочный тип поведения на основе коммуникаций, в процессе чего ребенок как бы "примеряет" на себя тот или иной образ отношений, эмоций и способов взаимодействия [2, с.28].
Пространство игры определяется как феномен культуры, поскольку в нем содержатся заданные культурой средства и содержание коммуникаций, ценности и правила, функции жизнедеятельности ребенка. Исходя из этого, определяются преимущества культурно-игрового пространства в том, что ребенок-дошкольник находится в поиске своего места в игре, в коммуникациях, позиции по отношению к другому, по сравнению с другими формами и средствами воспитания, обучения и развития. Если культура является хранителем ценностей, правил жизни людей, моделей и образцов их поведения, то игру можно определить как пространство, отражающее модель зарождения будущих культурных образцов жизни человека и коммуникаций.
В игре ребенок легче принимает педагогические требования в соблюдении социальных и культурных норм должного поведения, в проявлении лучших индивидуальных качеств и ценностей. Ценность педагогической поддержки заключена в том, что она одновременно воздействует на сознание, чувства и поведение ребенка, что закрепляет его опыт общения и коммуникаций с другими в игре, в то же время способствует проявлению уникальности ребенка средствами коммуникаций и ролей. Понимая цель педагогической поддержки как создание условий для проявления ребенком активности и самостоятельности в решении собственных проблем, а предмет педагогической поддержки - как проблему ребенка, можно утверждать, что, оказывая поддержку детям, имеющим личностные проблемы, создаются условия в пространстве игры для открытия ребенком своих новых возможностей, реализуемых в ролевом поведении, обеспечивая становление его опыта коммуникаций, постижение своих возможностей и удовлетворение своих потребностей [3, с. 114-115].
Содержание
Нравственные
Сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения, игры-конкурсы, игры-занятия и др., отражающие социальное пространство жизни людей и ценности культуры, создают целостное культурно-игровое пространство для развития различного типа коммуникаций (информативных, разъясняющих, уточняющих, аргументирующих и др.).
Содержание
Для детей с флегматическим и меланхолическим типами темперамента эффективными являются специально организованные виды занятий на темы "Я и образ другого", "Другой - такой как я", "Сочувствуй другому" и др., поскольку коммуникации детей на этих занятиях и упражнениях поддерживаются методом выбора лучшего предложения об исполнении ведущей роли, высказанного детьми, имеющими личностные проблемы, то он порождает у детей уверенность в себе.
Эффективным является и метод предоставления детям первыми выбирать партнера по игре. В этом случае поддержка осуществляется не только предоставлением права выбора, но и приведением примера обращения ребенка к другому.
Для снятия конфликтной ситуации между детьми эффективным является метод педагогической поддержки согласия, примирения, позволяющий детям использовать тактильные прикосновения, усиливающие речевые коммуникации и выражающие "жест мира" между персонажами игры.
Методы
Отмечаем, что сочетание методов педагогической поддержки, интегрированных в культурно-игровое пространство, и специально организованные виды общения в равной степени обеспечивают положительный эффект в развитии речи детям с различным типом темперамента: у детей с холерическим и сангвиническим типом темперамента нивелируются такие проявления как: неуравновешенность, смена настроений, несобранность, отвлекаемость и др.; а у флегматиков и меланхоликов снимаются трудности в приспособлении к новой роли, неожиданной ситуации, диалогу, повышается интерес к информации, ранимость, обидчивость; низкую активность, усиливается вера в свои силы. У детей с холерическим типом темперамента появляется плавность в движениях, выразительность речи соотносится со смыслом коммуникации, дети бесконфликтно определяют статусность позиции и совместно достигают игровых целей. У детей этого типа темперамента личностные проблемы исправляются значительно быстрее, чем развивавается опыт коммуникативной культуры.
У детей сангвинического типа темперамента развивается значительно быстрее коммуникативная культура, что обуславливается повышенной эмоциональностью детей и увлечением ролью.
У детей с флегматическим типом темперамента наиболее медленно развивается способность переносить коммуникативные умения в новые условия игры или роли.
Список литературы
1. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. - М., 2004.
2. Выготский, JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии: 1966. - №6. - С28-35.
3. Зеньковский, В.В. Психология детства. - М., 1995.
4. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1997.
5. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.,1978.