Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 08:33, курсовая работа
Учебный фильм - это прежде всего особый зрительный идеографический язык скомпанованных и сконструированных видеорядов, специально тиражируемый средствами учебного телевидения в организованных ситуациях телекоммуникации.
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МЕТАПРЕДМЕТА НА УРОКЕ.
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА - ШАГ ВПЕРЕД .
4. СИТУАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ.
5. ЗАДАЧНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
6. СЦЕНИРОВАНИЕ УРОКА.
7. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО).
8. ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ПОНИМАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ НЕПОНИМАНИЯ.
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
6. СЦЕНИРОВАНИЕ УРОКА
Сценарий урока - это последовательность учебных ситуаций, которые должен создавать и которыми должен управлять учитель.
Из определения сценария сразу видно его отличие от планирования, так как план - это последовательность процедур, которые выполняет лично учитель. Это его план.
При сценировании урока:
1. От педагога требуется умение организовать проведение учениками самостоятельного исследования тех средств, которыми последние реально владеют и которых фактически не позваляют выполнить поставленное задание. В этом случае главное различие между педагогами будет в методах организации самостоятельного исследования учениками, в методах диагностики, того что они творят.
2. Педагог должен быть способен организовать демонстрацию образца выполнения данной практической деятельности с применением нового (отсутствующего у учеников) средства и уметь комменировать процесс применения этого нового средства на практике.Здесь педагоги могут отличаться друг от друга, с одной стороны, тем, кого они препочитают привлекать в качестве образца: себя, других взрослых, самих детей; с другой стороны по степени понимания педагогом того, что реально видят ученики в демонстрируемой им деятельности, а чего не видят, то есть он должен видеть, чего они не видят и направлять их.
Мне здесь хотелось бы еще раз отметить, что сценорование урока качественно отличается от планирования урока. План - это последовательность шагов педагога для достижения его же цели. Сценирование - это разработка цели возможных учебных ситуаций и управление этой цепочкой, то есть другими словами, это последовательность микрозадач, которые должны возникать перед учащимися, и решая которые, они в конце концов сами должны придти к необходимости введения нового знания-нового понятия, новой модели, нового противоречия, нового знака и т.д.
7. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ.
(ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО)
Условно существует четыре уровня педагогического мастерства:
1) при расхождении между сценарием занятия и реально возникшей на занятии ситуацией - ситуация игнорируется и продолжается движение по заранее заготовленному сценарию.
(низкий уровень)
2) сценарий начинает меняться в зависимости от конкретной ситуации и работа осуществляется по законам ситуации.
(средний уровень)
3) педагог организует сам ситуацию, в которую помещает себя и учеников и которая является условием поиска и принятия учениками нового средства деятельности.
(высокий уровень)
4) педагог так строит работу с учениками, чтобы те сами сложили ситуацию, в которой для них проявляется необходимость поиска и принятия нового средства деятельности.
(высочайший уровень)
Следует отметить, что для работы на 3 и 4 уровнях недостаточно высокой предметной квалификации (хотя это является необходимым условием), нужно еще и уметь владеть аудиторией, так уметь преподносить задачу, чтобы поиск ее решения был осознан как необходимость, а не являлся какой-то каторжной непонятной работой, как это часто у нас бывает.
8. ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ПОНИМАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ НЕПОНИМАНИЯ.
В зависимости от целей урока этот диагностический прцесс строится по-разному, имеет разные акценты.
Рассмотрим этот процесс на примере введения (неизвестной им ранее) объяснительной модели.
В процессе введения новой модели (это можно сделать в ЗФО) педагог обязательно проверяет понимание учениками:
- смысл введения данной модели,
- противоречия в существующих знаниях (необходимость введения новой модели),
- схематическое изображение идеализации (график, рисунок, формула),
- аргументация и подтверждение модели,
- контраргументация, недостатки модели.
Подводя итоги вышесказанного, я бы хотела выделить следующие мо-
менты:
----------------------¬ ----------------------¬ ----------------------¬
¦ З Ф О ¦ ¦ Сценирование ¦ ¦ Педагогический ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессионализм ¦
L-T-----------------T-- L-T-----------------T-- L-T-----------------T--
L-----------------+------+----
------------------------------
¦ Создание эталона педагогического профессионализма ¦
+-----------------------------
¦ 1) введение нового определения
¦ 2) введение новой модели
¦ 3) введение нового противоречия
¦ 4) введение нового знания
¦ 5) и т.д.
+-----------------------------
¦ Учебное телевидение
L-----------------------------
------------------------------
¦ Использование этих видеоматериалов другими учителями ¦
L-----------------------------
9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая вышесказанное, мы пришли к определению стиля педагогической мыследеятельности , который может быть представлен в виде системы организуемых и управляемых педагогом процессов, за каждым из которых стоит свой набор базовых типов педагогических задач, имеющих свои культурные способы решения.
Понятие стиля педагогической мыследеятельности позволяет охарактеризовать уровень педагогического профессионализма любого преподава-
теля двояким образом: с одной стороны, "вширь" - как фактический набор тех педагогических задач, которые реально ставит и решает педагог ( от "нуля" до владения полным списком задач), и, во-вторых, "вглубь" – как степень овладения культурными средствами решения соответствующей педагогической задачи.
Итак, в составе мыследеятельностной педагогики можно выделить три процесса:
1) организации учебных ситуаций;
2) организации понимания и исследования непонимания учащихся;
3) диагностирования результатов освоения содержания образования:
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глазунова О.И., Громыко Ю.В., Дмитриев Д.Б. "Выращиваем...новое
качество", "Народное образование", 1, 2000 г.
2. Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры как средство
развития образования - автореф. дисс. Психол. наук, -М. 1993
3. Щедровицкий и др "Педагогика и логика" М., Школа культурной по-
литики, 1998
Проблемы способностей и новое содержание образования ( в печати).
4.Давыдов В.В. Виды обощения в обучении (Логико-психол. проблемы
построения учебных предметов) - М., 1972
Информация о работе Педагогическая мыследеятельность и метапредмет "задача" в практической школе