Педагогическая этика профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:26, реферат

Описание работы

Этика - учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем, который поместил ее между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Ее требования нашли отражение во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1 Педагогическая этика профессиональной деятельности
1.1 Зарождение и развитие педагогической этики……………………...4
1.2. Профессионализм как нравственная черта личности……………...5
Глава 2 Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду.
2.1. Специфика педагогической деятельности…………………………8
2.2. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы ……………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Нравственным сознанием  называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.

Нравственные взгляды  учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов  нравственного сознания учителя  является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.

Педагогическая этика  рассматривает нравственные убеждения  как моральные знания, ставшие  нормой поведения учителя, его собственной  позицией в системе отношений  к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности - он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника [2].

Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями  личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных  условий трудовой деятельности. Требованиям  профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.

В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя  рассматриваются как эмоциональная  сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса.

В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое признание и усвоенные личностью в процессе её коллективной деятельности. Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.

В педагогической среде  выделяются сферы, в которых нравственные отношения имеют определённые особенности - сферу учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов  и учащихся, сферу внешкольных контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами.

Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений  между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего  чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого - сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной  самостоятельностью, тесно связана  с другими видами деятельности и  может реализовываться в различных  предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.

В процессе нравственного  просвещения школьников педагог  проводит их ознакомление с основными  проблемами морали, критериями моральной  оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение.

Процесс нравственного  самовоспитания представляет собой  не только формирование недостающих  привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.

Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя. Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества - педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в  которой совпадают мысль и  действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных  последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск [8]. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Специфика педагогической деятельности, по аналогии с деятельностью  врача или психотерапевта, предполагает некий свод этических правил, запретов или ограничений вмешательства  во внутренний мир другого человека

В профессиональной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Ученики достаточно быстро научаются оценивать, деликатен ли учитель, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, учениками.

Неотъемлемой составляющей профессиональной этики педагога является педагогический такт - интуитивное  чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. -192 с.

2. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. - М.: Наука, 1986. - 208с.

3. Зязина И.А. Основы педагогического мастерства. Просвещение -М.: 1989 г. - 302 с

4. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., - Воронеж, 1996. - 400 с.

5. Константинов Н. А., Медынский  Е. Н., Шабаева М. Ф., История  педагогики, 4 изд., М., 1974. – 201 с.

6. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. – М.: педагогика 1986. -200 с

7. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: 1986 г. - 160 с.

8. Писаренко В.И., Писаренко И.А. Педагогическая этика. Минск 1997 г. - 240 с. Нравственное сознание педагога.

9. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1998 г. - 223 с




Информация о работе Педагогическая этика профессиональной деятельности