Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:57, реферат
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применяться научно контролируемые методы.
Одна
из методик современной педагогической
диагностики - тестирование .
История применения диагностических тестов.
Из всех существующих на сегодняшний день
методик диагностирования самой перспективной
считается тестирование. Применение диагностических
тестов в зарубежных школах имеет давнюю
историю. Признанный авторитет в области
педагогического тестирования Э. Торндайк
(1874-1949) выделяет три этапа внедрения тестирования
в практику американской школы: Период
поисков (1900-1915). На этом этапе происходило
осознание и первоначальное внедрение
тестов памяти, внимания, восприятия и
других, предложенных французским психологом
А.Бинэ. Разрабатываются и проверяются
тесты интеллекта, позволяющие определять
коэффициент умственного развития. Последующие
пятнадцать лет – годы «шума» в развитии
школьного тестирования, приведшие к окончательному
осмыслению его роли и места, возможности
и ограничений. Были разработаны и внедрены
тесты О.Стоуна по арифметике, Б.Зекингема
для проверки правописания, Э.Торндайка
по диагностике большинства школьных
предметов. Т. Келли разработал способ
измерения интересов и наклонностей обучаемых
(при изучении алгебры), а Ч.Спирмен предложил
общие основы использования корреляционного
анализа для стандартизации тестов. С
1931 г. начинается современный этап развития
школьного тестирования. Поиски специалистов
направляются на повышение объективности
тестов, создание непрерывной (сквозной)
системы школьной тестовой диагностики,
подчиненной единой идее и общим принципам,
созданию новых, более совершенных средств
предъявления и обработки тестов, накопления
и эффективного использования диагностической
информации. Что касается России, педология,
развившаяся здесь в начале века, безоговорочно
приняла тестовую основу объективного
школьного контроля. Но после известного
постановления ЦК ВКП(б) «О педологических
извращениях в системе Наркомпроса» (1936)
были ликвидированы не только интеллектуальные,
но и безобидные тесты успеваемости. Попытки
возродить их в 70-х годах ни к чему не привели.
В этой области наша наука и практика значительно
отстали от зарубежной. В школах развитых
стран внедрение и совершенствование
тестов шло быстрыми темпами. Широкое
распространение получили диагностические
тесты школьной успеваемости, использующие
форму альтернативного выбора правильного
ответа из нескольких правдоподобных,
написание очень краткого ответа (заполнения
пропусков), дописывания букв, цифр, слов,
частей формул и т.п. С помощью этих несложных
заданий удается накапливать значительный
статистический материал, подвергать
его математической обработке, получать
объективные выводы в пределах тех задач,
которые предъявляются к тестовой проверке.
Тесты печатаются в виде сборников, прилагаются
к учебникам, распространяются на компьютерных
дискетах.
Слово
«тест» английского происхождения
и на языке оригинала означает
«испытание», «проверка». Тест обученности
– это совокупность заданий, сориентированных
на определение степени усвоения определенных
аспектов (частей) содержания обучения.
Правильно составленные тесты обученности
должны удовлетворять ряду требований.
Они должны быть: 1. относительно краткосрочными,
т.е. не требовать больших затрат времени;
2. однозначными, т.е. не допускать произвольного
толкования тестового задания; 3. правильными,
т.е. исключать возможность формулирования
многозначных ответов; 4. относительно
краткими, требующими сжатых ответов;
5. информационными, т.е. такими, которые
обеспечивают возможность соотнесения
количественной оценки за выполнение
теста с порядковой или интервальной шкалой
измерений; 6. удобными, т.е. пригодными
для быстрой математической обработки
результатов; 7. стандартными, т.е. пригодными
для широкого практического использования
– измерения уровня обученности возможно
более широких контингентов обучаемых,
овладевающих одинаковым объемом знаний
на одном и том же уровне обучения.
При разработке тестов важно, насколько
они соответствуют запроектированным
целям обучения, образования, развития
обучаемых. Важнейшими критериями диагностических
тестов обученности являются: 1. действенность
(валидность, показательность),
2. надежность (вероятность, правильность),
3. дифференцированность (различимость).
Действенность
теста по своему содержанию близка
к требованию полноты , всесторонности
проверки, пропорционального
Основные правила подготовки материалов
для тестового контроля .
При подготовке материалов для тестового
контроля необходимо придерживаться таких
основных правил:
1.
Нельзя включать ответы, неправильность
которых на момент
2.
Неправильные ответы должны
3.
Правильные ответы должны
4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
5.
Ответы на одни вопросы не
должны служить подсказками
Традиционные
способы оценки, существующие в системе
образования, нуждаются в систематическом
дополнении объективными методами. Методика
педагогической диагностики требует научного
обоснования. Исходя из этого, с одной
стороны, не следует сводить педагогическую
диагностику к простому тестированию,
а с другой стороны, без разумного использования
информативных тестов добиться существенного
улучшения в нашей оценочной практике
невозможно. Тесты обученности применяются
на всех этапах дидактического процесса.
С их помощью обеспечивается предварительный,
текущий, тематический и итоговый контроль
знаний, умений, учет успеваемости и академических
достижений. Не все необходимые характеристики
усвоения можно получить с помощью тестирования.
Такие, например, показатели, как умение
конкретизировать свой ответ примерами,
знание фактов, умение связанно и логически
выражать свои мысли, некоторые другие
характеристики знаний, умений, навыков
диагностировать тестированием невозможно.
Это значит, что тестирование должно обязательно
сочетаться другими формами и методами
проверки.
Литература
1. Смирнов С.Д. Педагогика и
психология высшего образования: от деятельности
к личности. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 271с.
2. Ингенкамп
К. Педагогическая диагностика:
3. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984. - 238с.
4. Подласый
И.П. Новый курс: Учебник для
студентов педагогических
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
6. В.А. Хлебников, Т.Г. Михалева. Централизованное тестирование в России: необходимость, возможность, проблемы. - Школьные технологии, №1-2, 1999 г. с. 213 – 219.
Информация о работе Педагогическая диагностика: история, теория, современность