Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:00, реферат
В юности учительствовал на Украине. По окончании Полтавского учительского института (1917) заведовал железнодорожным и городским училищами. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей (до 1926 близ Полтавы, с 1926 переведена под Харьков). В 1927 организует детскую трудовую коммуну им. Дзержинского, где работает до 1936. В 1936 возглавляет колонию им. Горького под Киевом. В 1937 переезжает в Москву, где занимается литературной работой.
МАКАРЕНКО Антон Семенович (1/13.03.1888-1.04.1939), педагог, писатель.
В юности учительствовал на Украине. По окончании Полтавского учительского института (1917) заведовал железнодорожным и городским училищами. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей (до 1926 близ Полтавы, с 1926 переведена под Харьков). В 1927 организует детскую трудовую коммуну им. Дзержинского, где работает до 1936. В 1936 возглавляет колонию им. Горького под Киевом. В 1937 переезжает в Москву, где занимается литературной работой.
В труднейших условиях
хозяйственной разрухи
Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: “Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему”.
Деятельность колонии им. Горького отражена в прозе Макаренко: “Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях”. Воспитанию в семье посвящена его “Книга для родителей”.
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
А. С. МАКАРЕНКО
1. Все воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей. Собственно воспитательный процесс является лишь одним из фактором формирующих человека.
Воспитывает не только и не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется воспитателем наиболее выгодным образом вокруг главного, центрального пункта — процесса хозяйствования, труда.
Макаренко, организуя «среду» воспитания колонистов, ставил их в положение «хозяев» колонии. И это рождало чувство ответственности, ставило их в положение активных борцов за организацию и рост колонии, рождало инициативу и творчество.
2. Целью воспитания считал формирование гармонически развитой личности. Учил педагогов относиться к детям как к товарищам, гражданам, учил уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности.
Сущность
своего педагогического опыта
Формируя цели воспитания, Макаренко выделяет 3 основополагающие задачи:
1. вырастить ребенка здоровым;
2. сформировать у него умение работать;
3. вооружить нравственно.
Обращал
внимание на единство всех сторон обучения
и воспитания. Антон Семенович Макаренко
считал, что воспитывающими должны быть
и труд, и учеба, и досуг. Причем не изолированно,
сами по себе, а именно в единстве.
Приемы индивидуального воспитания, которые использовал А. С. Макаренко
В воспитании своих питомцев Антон Семенович применял разнообразные методы и приемы. Вот некоторые из них.
а) Метод — «атака в лоб», варианты «атаки в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.
б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив. Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я против него, и человек может сломаться. . .»,
в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился произносить самые простые слова и фразы («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.
г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал и на практике использовал фактически все элементы педагогической техники.
д) А. С. Макаренко считал, что нет и быть не может какого-то уединенного и универсального педагогического средства.
Также
решительно выступал А.С.Макаренко
против
Чтобы формировать всесторонне развитую личность, в колонии были созданы кружки художественной самодеятельности (ИЗО, хоровой, музыкальный), драматический, переросший в настоящий театр; в колонии и коммуне уделяли большое внимание физическому воспитанию (ежедневная гимнастика, футбол, волейбол, горлет (игра собственного изобретения с элементами футбола и тенниса), крокет, и т. д.). Очень любили экскурсии по стране, летние походы, лыжные переходы. Работали технические кружки, проводились диспуты, конференции. Каждый колонист и коммунар имел свое увлечение и был занят каким-то полезным делом.
Вырастить всесторонне развитую личность можно только (и это был важнейший новаторский вывод Макаренко) в коллективе, который он считал педагогически целесообразной формой организации всей жизни и деятельности детей.
КОЛЛЕКТИВИЗМ В ПОНИМАНИИ
А.
С. МАКАРЕНКО
Учение о воспитательном коллективе и коллективизме занимает центральное место в теории Антона Семеновича.
Каковы же основные функции коллектива, по мысли Макаренко; 1) Коллектив — это орудие формирования активной, творческой личности с высокоразвитым чувством долга, цели, достоинства;
2)
Коллектив — это средство
3)
Антон Семенович разработал
Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания в детском коллективе
рассмотрел такие вопросы, как:
— строение коллектива;
— взаимоотношения в коллективе;
— педагогическое требование, дисциплина, поощрения и наказание;
— нравственное и трудовое воспитание;
— стиль работы;
— самоуправление, традиции;
— индивидуальный подход к детям.
4. Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.
а) Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского коллектива.
Антон
Семенович так организовал
б) Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими питомцами: добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности — в поле, у станка, в классе.
Воспитатель — это прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший товарищ.
5. Основой воспитания личности гражданина Макаренко считал раннее включение детей в производительный труд.
6. В формировании подрастающего поколения многие беды идут от семьи, поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность.
Таковы основные
положения теории воспитания А. С. Макаренко,
его уникальной педагогики, признанной
во всем мире.