Педагогическая деятельность Макаренков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:00, реферат

Описание работы

В юности учительствовал на Украине. По окончании Полтавского учительского института (1917) заведовал железнодорожным и городским училищами. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей (до 1926 близ Полтавы, с 1926 переведена под Харьков). В 1927 организует детскую трудовую коммуну им. Дзержинского, где работает до 1936. В 1936 возглавляет колонию им. Горького под Киевом. В 1937 переезжает в Москву, где занимается литературной работой.

Работа содержит 1 файл

Макаренков.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

 

 МАКАРЕНКО Антон Семенович (1/13.03.1888-1.04.1939), педагог, писатель.

В юности учительствовал на Украине. По окончании Полтавского  учительского института (1917) заведовал  железнодорожным и городским  училищами. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей (до 1926 близ Полтавы, с 1926 переведена под Харьков). В 1927 организует детскую трудовую коммуну им. Дзержинского, где работает до 1936. В 1936 возглавляет колонию им. Горького под Киевом. В 1937 переезжает в Москву, где занимается литературной работой.

В труднейших условиях хозяйственной разрухи разработал и воплотил систему воспитания педагогически  запущенных, социально и нравственно  искалеченных детей, жертв войн и  социальных бедствий. В основе педагогики Макаренко — теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде.

Макаренко выступал против использования для детей  элементов тюремного режима в  пользу усиления производственного  уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: “Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему”.

Деятельность  колонии им. Горького отражена в  прозе Макаренко: “Педагогическая  поэма”, “Флаги на башнях”. Воспитанию в семье посвящена его “Книга для родителей”.

  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО 

1. Все воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей. Собственно воспитательный процесс является лишь одним из фактором формирующих человека.

          Воспитывает не только и не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется воспитателем наиболее выгодным образом вокруг главного, центрального пункта — процесса хозяйствования, труда.

      Макаренко, организуя «среду» воспитания колонистов, ставил их в положение «хозяев» колонии. И это рождало чувство ответственности, ставило их в положение активных  борцов за организацию и рост колонии, рождало инициативу и творчество.

      2. Целью воспитания считал формирование гармонически развитой личности. Учил педагогов относиться к детям как к товарищам, гражданам, учил уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности.

      Сущность  своего педагогического опыта Макаренко  определял принципом "как можно  больше требования к человеку и как  можно больше уважения к нему".    

      Формируя  цели воспитания, Макаренко выделяет 3 основополагающие задачи:

      1.  вырастить ребенка здоровым;

      2.  сформировать у него умение  работать;

      3. вооружить нравственно.

      Обращал внимание на единство всех сторон обучения и воспитания. Антон Семенович Макаренко считал, что воспитывающими должны быть и труд, и учеба, и досуг. Причем не изолированно, сами по себе, а именно в единстве.                      

      Приемы   индивидуального  воспитания, которые  использовал А. С. Макаренко

   В воспитании своих питомцев Антон Семенович применял разнообразные методы и приемы. Вот некоторые из них.

       а)   Метод — «атака    в лоб»,    варианты   «атаки    в  лоб».  Этот метод применялся Антоном  Семеновичем к сильным духом  воспитанникам.

       б)   Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен  весь коллектив.  Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я    против    него,    и    человек    может    сломаться. . .»,

       в)   Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился  произносить  самые простые слова и фразы   («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.

       г)   Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал     и   на   практике     использовал   фактически     все элементы педагогической техники.

       д)   А. С. Макаренко   считал,    что нет и быть    не может какого-то    уединенного и универсального    педагогического средства.

       Также решительно выступал А.С.Макаренко  против                            попыток воспитывать личность по частям. Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, после -  нравственное, идейно-политическое и т. д. И отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.                                                                                       

        

  Чтобы формировать всесторонне развитую личность, в колонии были созданы кружки художественной самодеятельности (ИЗО, хоровой, музыкальный), драматический, переросший в настоящий театр; в колонии и коммуне уделяли большое внимание физическому воспитанию (ежедневная гимнастика, футбол, волейбол, горлет (игра собственного изобретения с элементами футбола и тенниса), крокет, и т. д.). Очень любили экскурсии по стране, летние походы, лыжные переходы. Работали технические кружки, проводились диспуты, конференции. Каждый колонист и коммунар имел свое увлечение и был занят каким-то полезным делом.

         Вырастить всесторонне развитую личность можно только (и это был важнейший новаторский вывод Макаренко) в коллективе, который он считал педагогически целесообразной формой организации всей жизни и деятельности детей.

                             

       КОЛЛЕКТИВИЗМ  В ПОНИМАНИИ

А. С. МАКАРЕНКО 

       Учение  о воспитательном коллективе и коллективизме  занимает центральное  место в теории Антона Семеновича.

       Каковы  же основные    функции    коллектива,    по мысли Макаренко; 1)  Коллектив — это орудие формирования активной, творческой личности с высокоразвитым чувством долга, цели, достоинства;

       2)   Коллектив — это средство защиты   интересов каждой личности. В  коммуне Макаренко пришел к  выводу, что лучшие коллективы  — это разновозрастные отряды до 15 человек, где старшие    заботятся    о младших,    защищают их, а младшие учатся всему у старших.

       3)  Антон Семенович разработал систему  коллективизма и понятие «коллективизм» 

          Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания в детском коллективе 

         рассмотрел такие вопросы, как:

       —  строение коллектива;

       —  взаимоотношения в коллективе;

       —  педагогическое  требование,  дисциплина,   поощрения   и наказание;

       —  нравственное и трудовое воспитание;

       —  стиль работы;

       — самоуправление, традиции;

       —  индивидуальный подход к детям.

        

       4. Макаренко выступал  за широкую и  полную демократизацию  воспитания и обучения, за создание нормального  психологического  климата в детской  среде, который  дает каждому гарантию  защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.

        

       а)   Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского    коллектива.

       Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый ребенок включался и систему реальной ответственности»

       б)   Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими питомцами: добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности — в поле, у станка, в классе.

       Воспитатель — это прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший  товарищ.

       5. Основой воспитания личности гражданина Макаренко считал раннее включение детей в производительный труд.

         6. В формировании подрастающего поколения многие беды идут от семьи, поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность.

         Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире. 
 

Информация о работе Педагогическая деятельность Макаренков